Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <__>
(далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Винар-М" (далее - ООО "ТД "Винар-М") исх. от 17.07.2018 N 403/50 (вх. от 18.07.2018 N 2521э) на действия заказчика государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Центральная поликлиника г. Сыктывкара" (далее - ГБУЗ РК "Центральная поликлиника г. Сыктывкара") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка расходных материалов для стерилизации", извещение N 0307300017118000088 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
при участии: <__>., представителей ГБУЗ РК "Центральная поликлиника г. Сыктывкара" по доверенности от 25.07.2018,
УСТАНОВИЛА:
ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИНАР-М", ГБУЗ РК "Центральная поликлиника г. Сыктывкара", закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк-АСТ") надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИНАР-М", ЗАО "Сбербанк-АСТ" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. Заявителем обжалуется положения документации об электронном аукционе.
Согласно доводов жалобы, обжалуемое действие заказчика влечет ограничение количества участников закупки и противоречит требованиям статей 8, 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), статье 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
ГБУЗ РК "Центральная поликлиника г. Сыктывкара" в отзыве на жалобу от 23.07.2018 N 06-08/1982 (вх. от 24.07.2018 N 3520) и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителей ГБУЗ РК "Центральная поликлиника г. Сыктывкара", пришла к нижеследующим выводам.
3.1. Заказчиком осуществления закупки явилось ГБУЗ РК "Центральная поликлиника г. Сыктывкара".
Наименование объекта закупки - "Поставка расходных материалов для стерилизации".
Начальная (максимальная) цена договора составила 329 055,00 рублей.
Источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения за счет средств ФОМС Республики Коми.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0307300017118000088, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 10.07.2018.
3.2. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
По пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3.3. Согласно пункту 10 раздела III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе (далее - Технического задание) заказчиком к закупаемому товару пакет самоклеющийся для паровой, воздушной, этиленоксидной, радиационной стерилизации комбинированный самоклеящийся плоский установлены следующие характеристики (кроме прочих): устойчивостью к высокой температуре 210°С в течение 200 минут; ширина ленты на клапане пакета самоклеющегося* не менее 16 мм.
В свое жалобе заявитель указывает на то, что характеристика "устойчивость к высокой температуре 210°С в течение 200 минут" соответствует товару единственного производителя АО "Медтест", а характеристика "ширина ленты на клапане пакета самоклеющегося* не менее 16 мм" не регламентирована требованиям ГОСТ ISO 11607-2011 (далее - ГОСТ) и является необоснованной и завышенной.
Согласно письменной информации ГБУЗ РК ""Центральная поликлиника г. Сыктывкара" в отзыве на жалобу от 23.07.2018 N 06-08/1982 (вх. от 24.07.2018 N 3520) и устным доводам представителя заказчика, данным в ходе рассмотрения жалобы, при формировании требований к товару, требуемого к поставке, заказчик исходил из собственных потребностей.
Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его.
При описании в документации о закупке объекта закупки заказчик должен руководствоваться правилами, закрепленными частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. В том числе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом Законом о контрактной системе не регулируются вопросы, связанные с детализацией описания объекта закупки и установлением конкретных характеристик при осуществлении закупок конкурентными способами.
Законом о контрактной системе не регламентировано содержание технического задания, однако оно должно быть подробным, детальным и давать ясное представление о потребностях и нуждах заказчика. Заявка участника закупки должна соответствовать техническому заданию документации о закупке.
Доводы жалобы о том, что установление оспариваемых характеристик товара влечет ограничение количества участников закупки, Комиссия Коми УФАС России считает необоснованным по следующим основаниям.
Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, в связи с чем, поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров, что свидетельствует об обеспечении конкурентных условий среди поставщиков.
По пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Достаточных доказательств того, что оспариваемые требования к товару влекут за собой ограничение количества участников закупки на соответствующем товарном рынке поставки, в том числе ограничивает право заявителя на участие в электронном аукционе, препятствует каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.
Напротив, на участие в закупе было подано три заявки участников электронного аукциона.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Для установления начальной (максимальной) цены контракта источниками информации о ценах товара, являющегося объектом закупки, явились 3 коммерческих предложения потенциальных поставщиков.
Относительно довода установления характеристики, которая не регламентирована ГОСТом и является завышенной, Комиссия Коми УФАС России сообщает следующее.
Подпунктом "а" пункта 4.1.6.2 ГОСТа установлено, что упаковочные материалы (пакет стерилизации) должны соответствовать, в том числе требованиям, согласно которым упаковка должна соответствовать характеристикам изготовителя или производителя в части ширины клеевого слоя, прочности на продавливание и/или прочности склеивания.
Кроме этого, каких либо ограничений относительно характеристики "ширина ленты на клапане пакета самоклеющегося* не менее 16 мм" ГОСТом не установлено.
Комиссия Коми УФАС России пришла к выводу о том, что документация об электронном аукционе соответствует требованиями Закона о контрактной системе, в оспариваемых действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют основания полагать, что действие заказчика - ГБУЗ РК "Центральная поликлиника г. Сыктывкара" в части установления в документации об электронном аукционе оспариваемых требований к закупаемому товару противоречит статье 8, части 1 статьи 64, пункту 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в том числе ограничивает количество участников осуществления закупки.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу в части требований, основанных на нормах Закона о контрактной системе, необоснованной.
2. Решить вопрос об обеспечении рассмотрения жалобы в части требований, основанных на нормах антимонопольного законодательства, в порядке статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Председатель комиссии _____________<__>
Члены комиссии _____________<__>
______________<__>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 25 июля 2018 г. N 04-02/5171
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2018