Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУК "Централизованная библиотечная система Красногвардейского района" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ООО "Системы и Технологии" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 18390-ЭП/18 от 18.07.2018) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку оборудования для автоматизации обслуживания читателей для СПб ГБУК "ЦБС Красногвардейского района" (извещение номер 0372200073118000035) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 27.06.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200073118000035. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 478 166,00 рублей.
В жалобе ООО "Системы и Технологии" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок N 0372200073118000035-1 от 11.07.2018 Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
"1.1) В Приложении N 2 к Техническому заданию документации об аукционе по позиции N 2 "Станция самообслуживания" установлены, в том числе, следующие требования: "Ширина панелей стойки: более 540 мм. Ширина выреза передней панели стойки: более 395 мм. Расстояние от боковой стороны панели стойки до выреза: менее 80 мм".
В заявке участник закупки не представил по позиции N 2 "Станция самообслуживания" сведения о конкретном значении показателя "Ширина панелей стойки: 548 мм. Ширина выреза передней панели стойки: 399 мм. Расстояние от боковой стороны панели стойки до выреза: 74,1 мм".
При этом, в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, при представлении сведений о значениях показателей товаров (материалов) участник закупки должен учитывать тот факт, что каждый внешний размер любого составного элемента конструкции и самой конструкции, должны соответствовать сумме размеров тех частей, из которых он состоит".
Также, в случае указания в заявке коррелирующих и(или) агрегирующих показателей, должны указываться показатели, удовлетворяющие потребностям заказчика, и соответствующие требованиям достоверности о существовании товара с указанными показателями.
При указанных значениях, ширина панелей стойки = 399 мм (ширина выреза передней панели стойки) + 2*74,1 мм (расстояние от боковой стороны панели стойки до выреза) = 547,2 мм, что не соответствует значению, указанному участником - "Ширина панелей стойки: 548 мм".
Таким образом, не указав по позиции N 2 "Станция самообслуживания" значения показателей "Ширина панелей стойки" "Ширина выреза передней панели стойки", "Расстояние от боковой стороны панели стойки до выреза" соответствующие требованиям достоверности о существовании товара с указанными показателями, участник закупки предоставил недостоверную информацию.
1.2) В Приложении N 2 к Техническому заданию документации об аукционе по позиции N 3 "Станция самообслуживания детская" установлены, в том числе, следующие требования: "Длина панелей стойки: более 1580 мм. Высота выреза передней панели стойки: не менее 700 мм. Расстояние от верхней стороны панели стойки до выреза: более 100 мм. Расстояние от нижней стороны панели стойки до выреза: более 775 мм".
В заявке участник закупки представил по позиции N 3 "Станция самообслуживания детская", в том числе, следующие сведения: "Длина панелей стойки: 1820,72 мм. Высота выреза передней панели стойки: 711,4 мм. Расстояние от верхней стороны панели стойки до выреза: 101 мм. Расстояние от нижней стороны панели стойки до выреза: 1027,32 мм".
При этом, в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, при представлении сведений о значениях показателей товаров (материалов) участник закупки должен учитывать тот факт, что каждый внешний размер любого составного элемента конструкции и самой конструкции, должны соответствовать сумме размеров тех частей, из которых он состоит".
Также, в случае указания в заявке коррелирующих и(или) агрегирующих показателей, должны указываться показатели, удовлетворяющие потребностям заказчика, и соответствующие требованиям достоверности о существовании товара с указанными показателями.
Так, при указанных значениях, длина панелей стойки = 711,4 мм (высота выреза передней панели стойки) + 101 мм (расстояние от верхней стороны панели стойки до выреза) + 1027,32 мм (расстояние от нижней стороны панели стойки до выреза) = 1839,72 мм, что не соответствует значению, указанному участником - "Длина панелей стойки: 1820,72 мм".
Таким образом, не указав по позиции N 3 "Станция самообслуживания детская" значения показателей "Длина панелей стойки", "Высота выреза передней панели стойки", "Расстояние от верхней стороны панели стойки до выреза", "Расстояние от нижней стороны панели стойки до выреза" соответствующие требованиям достоверности о существовании товара с указанными показателями, участник закупки предоставил недостоверную информацию".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент размещения извещения о закупке) при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации.
Заказчиком установлены требования в соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Требования к товарам установлены в Приложении N 2 "Требования к значениям показателей (характеристик) поставляемого товара, позволяющие определить соответствие потребностям заказчика" к Техническому заданию документации об аукционе.
В отношении товара по позиции 2 "Станция самообслуживания" Заказчиком установлены требования: "Ширина панелей стойки: более 540 мм. Ширина выреза передней панели стойки: более 395 мм. Расстояние от боковой стороны панели стойки до выреза: менее 80 мм".
К товару по позиции 3 "Станция самообслуживания детская" Заказчиком установлены требования: "Длина панелей стойки: более 1580 мм. Высота выреза передней панели стойки: не менее 700 мм. Расстояние от верхней стороны панели стойки до выреза: более 100 мм. Расстояние от нижней стороны панели стойки до выреза: более 775 мм".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в разделе 6 "Порядок заполнения формы "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки" (далее - Форма), рекомендуемой участнику закупки, для представления в I части заявки на участие в аукционе" Технического задания документации об аукционе.
Положениями установленной инструкции предусмотрены следующие указания: "При предоставлении сведений под конкретными показателями понимается характеристики товаров (материалов), в соответствии с Приложением N2 к Техническому заданию, содержащем требования к товарам (материалам), требуемым к поставке. При описании товаров (материалов) участники закупки предоставляют сведения в следующем порядке:
- в случае установления в Приложении N2 к Техническому заданию соответствующего минимального значения показателя товара с использованием после знака двоеточия слов/словосочетаний "не менее_", "не ниже_", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, не меньшее установленного в Приложении N2 к Техническому заданию минимального значения показателя товара, без указания выше указанных слов/словосочетаний.
- в случае установления в Приложении N2 к Техническому заданию соответствующего минимального значения показателя товара с использованием после знака двоеточия слов/словосочетаний "более_", "выше_" участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, одно конкретное значение показателя, превышающее установленное в Приложении N2 к Техническому заданию минимальное значение показателя товара, без указания выше указанных слов/словосочетаний.
- в случае установления в Приложении N2 к Техническому заданию соответствующего максимального значения показателя товара с использованием после знака двоеточия слов/словосочетаний "менее_", "ниже_" участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, одно конкретное значение показателя, меньшее установленного в Приложении N2 к Техническому заданию максимального значения показателя товара, без указания выше указанных слов/словосочетаний.
При предоставлении сведений о значениях показателей товаров участник закупки не вправе изменять наименования показателей и/или товаров. Изменение наименования показателя или товара трактуется комиссией как непредставление сведений о показателе, товаре. При представлении сведений о значениях показателей товаров (материалов) участник закупки должен учитывать тот факт, что каждый внешний размер любого составного элемента конструкции и самой конструкции, должны соответствовать сумме размеров тех частей, из которых он состоит".
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что по спорным позициям им предложены товары с указанием характеристик: "Ширина панелей стойки: 548 мм. Ширина выреза передней панели стойки: 399 мм. Расстояние от боковой стороны панели стойки до выреза: 74,1 мм" и "Длина панелей стойки: 1820,72 мм. Высота выреза передней панели стойки: 711,4 мм. Расстояние от верхней стороны панели стойки до выреза: 101 мм. Расстояние от нижней стороны панели стойки до выреза: 1027,32 мм" (соответственно).
Данные характеристики соответствуют требованиям, изложенным в Приложении N 2 "Требования к значениям показателей (характеристик) поставляемого товара, позволяющие определить соответствие потребностям заказчика" к Техническому заданию документации об аукционе.
Представителем Заказчика даны пояснения, согласно которым вышеуказанные сведения являются недостоверными, поскольку:
"В отношении товара по позиции 2 "Станция самообслуживания")": при указанных значениях, ширина панелей стойки = 399 мм (ширина выреза передней панели стойки) + 2*74,1 мм (расстояние от боковой стороны панели стойки до выреза) = 547,2 мм, что не соответствует значению, указанному участником - "Ширина панелей стойки: 548 мм.
В отношении товара по позиции 3 "Станция самообслуживания детская": при указанных значениях, длина панелей стойки = 711,4 мм (высота выреза передней панели стойки) + 101 мм (расстояние от верхней стороны панели стойки до выреза) + 1027,32 мм (расстояние от нижней стороны панели стойки до выреза) = 1839,72 мм, что не соответствует значению, указанному участником - "Длина панелей стойки: 1820,72 мм".
При этом из содержания документации об аукционе не следует, что участник закупки в пределах установленных Заказчиком показателей должен производить какие-либо арифметические действия, а также отсутствует изображение либо чертеж требуемых товаров.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
На основании вышеизложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика не имела достаточных оснований для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе (по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения первых частей заявок), следовательно, в ее действиях усматривается нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе, а доводы жалобы являются обоснованными.
Выявленное в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Системы и Технологии" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении членов аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 июля 2018 г. N 44-3631/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2018