Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБУ "Санкт-Петербургский Научно-исследовательский институт скорой помощи имени И. И. Джанелидзе" (далее - Заказчик):
Первой ассоциации производителей и продавцов изделий медицинского назначения (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 18462/18 от 19.07.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку диагностических наборов реагентов для обнаружения токсинов (извещение номер 0372200176918000154) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 12.07.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200176918000154. Начальная (максимальная) цена контракта - 76 800,00 рублей.
В жалобе Первая ассоциация производителей и продавцов изделий медицинского назначения указывает на нарушение Заказчиком требований Закона о контрактной системе, которые выразились, по мнению Заявителя, в:
- неверном установлении требований к составу второй части заявки;
- незаконном установлении требований к обеспечению заявок на участие в закупке.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает их необоснованными.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Декларирование соответствия участников закупки требованиям п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе не предусмотрено.
Анализ документации об аукционе показал, что в п. 8 части II "Информационная карта аукциона" Заказчиком установлены единые требования к участникам закупки, в том числе:
"Требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта:
8. Отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации".
Также Заказчиком установлены требования к составу второй части заявки:
"2. Декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона_
_Заполнение заявки осуществляется в соответствии с порядком, определённым Регламентом функционирования электронной торговой площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://www.sberbank-ast.ru и в соответствии с Разделом 3 Части I "Общие условия проведения электронного аукциона".
Участник закупки вправе воспользоваться рекомендуемыми образцами и формами документов для заполнения, содержащимися в части III документации об аукционе. Предоставление сведений не по рекомендуемой форме не влечёт отказ в допуске к участию в электронном аукционе".
Единые требования к участникам закупки и к составу второй части заявки установлены Заказчиком в строгом соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Учитывая запрет на установление заказчиками требований к оформлению заявки и декларирование участниками закупки своего соответствия п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе посредством программно-аппаратных средств электронной площадки, рекомендуемая Заказчиком форма декларации не может рассматриваться, как обязательный для предоставления документ. Участник может предоставлять либо не предоставлять такой документ по своему усмотрению.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что данный довод жалобы является необоснованным.
2. Согласно п. 4 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 настоящего Федерального закона, указывается размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Закона о контрактной системе заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Значение начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 N 439 "Об утверждении значения начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах" и составляет 1 млн. рублей.
Частью 16 ст. 44 Закона о контрактной системе установлен размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, который должен составлять:
1) от одной второй процента до одного процента начальной (максимальной) цены контракта, если размер начальной (максимальной) цены контракта составляет от пяти миллионов рублей до двадцати миллионов рублей;
2) от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта составляет более двадцати миллионов рублей.
Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 23.05.2018 N 24-02-05/34911 "О рассмотрении обращения" содержит следующие рекомендации:
"На основании изложенного, по мнению Департамента, представляется целесообразным с 01.07.2018 устанавливать размер обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах, начальная (максимальная) цена контракта в которых составляет от 1 млн. рублей до 5 млн. рублей, по аналогии права в пределах, установленных для контактов, размер начальной (максимальной) цены в которых составляет от 5 млн. рублей до 20 млн. рублей".
Таким образом, законодательством о контрактной системе не предусмотрено установление обеспечения заявок участников закупки, на размер такого обеспечения в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет менее 1 млн. руб.
Анализ извещения о проведении аукциона и документации о нем показал, что Заказчиком установлены требования об обеспечении заявки на участие в закупке, размер которого составляет 768,00 руб.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 76 800,00 руб., следовательно, установление вышеуказанного требования нарушает ч. 1 ст. 44 Закона о контрактной системе, а данный довод жалобы является обоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 31, 59, 63, 64, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Первой ассоциации производителей и продавцов изделий медицинского назначения обоснованной в части доводов о незаконном установлении требований к обеспечению заявок на участие в закупке.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 1 ст. 44 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 июля 2018 г. N 44-3632/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2018