Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
25.07.2018 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб надействия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",рассмотрев жалобуМаркина А.А. на положения конкурсной документации при проведении открытого конкурса на оказание услуг по переводу в электронную форму книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг) для нужд управления записи актов гражданского состояния Самарской области (извещение N 0142200001318008753, начальная (максимальная) цена контракта - 37 041 783,57 руб.),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба Маркина А.А. на положения конкурсной документации при проведении открытого конкурса на оказание услуг по переводу в электронную форму книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг) для нужд управления записи актов гражданского состояния Самарской области (извещение N 0142200001318008753(далее - конкурс).
В соответствии с доводами Заявителя:
1. Включение в информационную карту требования к участникам закупки о наличии действующей лицензии является неправомерным и нарушает пункт 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе.
2. Разъяснение положений конкурсной документации изменяют суть конкурсной документации (объект закупки).
Маркин А.А. просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
ПредставителиЗаказчика, Уполномоченного органа с доводами Заявителя не согласились, просили в удовлетворении жалобы отказать,представили письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе, документы, представленные Заявителем, Заказчиком, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе определено, что извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.
Пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Предметом закупки является оказание услуг по переводу в электронную форму книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг) (далее - услуги).
В соответствии с Федеральным законом от 15.11.97 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" информация о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащаяся в актовых книгах, отнесена к персональным данным и является информацией, доступ к которой ограничен федеральными законами (конфиденциальная информация).
Частью 2 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрена обязанность соблюдения конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) указывает на конфиденциальность персональных данных и ограничение на раскрытие и распространение информации о персональных данных. Частью 1 статьи 19 указанного Федерального закона предусмотрена обязанность операторов принимать необходимые меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке.
При этом под "обработкой персональных данных" подразумевается "любое действие (операция) или совокупность действий (операций) включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных" (п. 3 ст. 3 Закона N 152-ФЗ).
Пункт 3 статьи 6 Закона N 152-ФЗ обязывает лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке.
В разделе 3 Технического задания предусмотрены требования к Исполнителю по сохранности и защите информации и требования к организации оказания услуг.
Так, согласно п. 3.1. Технического задания Исполнитель обязан обеспечить защиту конфиденциальной информации (персональные данные) при оказании услуг от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных правовыми, организационными и организационно-техническими мерами.
В соответствии с п. 3.2. Технического задания основными мерами защиты информации при оказании услуг являются:
- использование средств защиты информации, прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации;
- использование мер по защите технических средств Исполнителя, исключающих несанкционированный доступ к ним и в помещения, в которых они постоянно расположены, защиту технических средств от внешних воздействий, в том числе контроль и управление физическим доступом к техническим средствам, средствам защиты информации, средствам обеспечения функционирования информационной системы, а также в помещения, в которых они установлены;
- обеспечение защиты персональных данных от раскрытия, модификации и навязывания (ввода ложной информации) при ее передаче (подготовке к передаче) по каналам связи, в том числе беспроводным каналам связи.
В соответствии с п. 3 Требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных", безопасность персональных данных при их обработке в информационной системе обеспечивает оператор этой системы, который обрабатывает персональные данные (далее - оператор), или лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора на основании заключаемого с этим лицом договора (далее - уполномоченное лицо). Договор между оператором и уполномоченным лицом должен предусматривать обязанность уполномоченного лица обеспечить безопасность персональных данных при их обработке в информационной системе.
Согласно п. 4. вышеуказанных Требований "выбор средств защиты информации для системы защиты персональных данных осуществляется оператором в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми Федеральной службой безопасности Российской Федерации _".
В соответствии с пунктом 5.2 Технического задания переводв электронную форму актовых книг должен осуществляться в информационной системе Заказчика (Государственная информационная система Самарской области "Комплексная автоматизированная информационная система органов записи актов гражданского состояния Самарской области", включающая в качестве компоненты специализированное программное обеспечение Многоуровневая автоматизированная интегрированная система "ЗАГС" версии Oracle) в режиме удаленного доступа по защищенному каналу связи между Исполнителем и Заказчиком, организованному Исполнителем за свой счёт. Удаленный доступ к информационной системе Заказчика по защищенному каналу связи организуется из помещений Исполнителя на территории Самарской области, в которых в соответствии с пунктом 1.7 Технического задания размещаются операторы Исполнителя и используемые для оказания услуг технические средства.
Для обеспечения требований по информационной безопасности при работе в информационной системе Заказчика с персональными данными, Заказчиком используются программные средства VipNet, которые являются сертифицированными средствами криптографической защиты информации.
Согласно Техническому заданию для организации защищенного канала связи с шифрованием передаваемого трафика необходимо использовать сертифицированные средства криптографической защиты информации, совместимые с продуктовой линейкой защищенной ViPNet-сети Заказчика N 987. Для организации защищенного канала связи необходима установка (настройка) криптографических средств защиты информации на обородовании как в помещениях Исполнителя, так и в помещениях Заказчика.
Таким образом, оказание услуг, являющихся предметом закупки, без организации защищенного канала связи, не возможно и противоречит действующему законодательству и Техническому заданию.
В соответствии пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
Организация защищённого канала связи осуществляется Исполнителем не для собственных нужд, а с целью исполнения своих обязательств по Контракту, путём установки средств защиты информации на оборудовании в помещениях Исполнителя на территории Самарской области, а также в помещении Заказчика по адресу: г. Самара, ул. Ленинская, 168.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 года N 313 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" к перечню выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность в отношении шифровальных (криптографических) средств относятся в том числе:
- монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
2. Маркин А.А. указывает, что разъяснение положений конкурсной документации изменяют суть конкурсной документации (объект закупки).
Частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе определено, что любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Согласно части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
В соответствии с требованиями Конкурсной документации (п. 5.2.Технического задания) работа операторов Исполнителя в СПО Заказчика осуществляется в режиме удаленного доступа по защищенному каналу связи между Исполнителем и Заказчиком, организованному Исполнителем за свой счёт. Для организации защищенного канала связис шифрованием передаваемого трафика необходимо использовать сертифицированные средства криптографической защиты информации, совместимые с продуктовой линейкой защищенной ViPNet-сети Заказчика N 987.
Согласно запроса разъяснений от 13.07.2018 г. Заказчику был задан вопрос: "Просим указать, какие именно шифровальные (криптографические) средства необходимо смонтировать, установить (инсталлировать) и наладить, исходя из условий оказания услуг".
Давая разъяснения документации, Заказчик указал сертифицированные средства криптографической защиты информации, используемые Заказчиком для обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в информационной системе Заказчика (ViPNetClient, ViPNetAdministrator, ViPNetCoordinator), с которыми должны быть совместимы устанавливаемые Исполнителем для организации защищенного канала связи сертифицированные средства криптографической защиты информации.
В связи с изложенным, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения требований части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе, поскольку разъяснения положений конкурсной документации от 16.07.2018 г. не изменили ее суть, а лишь уточнили отдельные положения конкурсной документации.
Информация, содержащаяся с разъяснениях Заказчика содержит ответ на вопрос потенциального участника закупки, указанная информация изначально присутствовала в конкурсной документации (п. 5.2.Технического задания).
Вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе Заявитель не доказал обратного, доводы Заказчика, Уполномоченного органа не опроверг.
На основании изложенного, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобуМаркина А.А. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 25 июля 2018 г. N 944-8146-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2018