Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии Мурманского УФАС России:
Чечениной Светланы Адольфовны - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Членов Комиссии Мурманского УФАС России:
Ворониной Ксении Феликсовны - начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
Гребенюковой Маргариты Евгеньевны - главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии:
представителей общества с ограниченной ответственностью "МН Медикал" и общества с ограниченной ответственностью "Электа" - Кудряшова А.А., Волкова А.А.,
представителя общества с ограниченной ответственностью "ПЭТРУСКо" - Никитина А.А.,
представителей Государственного областного казённого учреждения "Управление капитального строительства Мурманской области" - Вабищевич И.А., Кичигина А.И., Громовой И.С., Волкова С.С.,
представителя Комитета государственных закупок Мурманской области - Коминой Д. А.,
рассмотрев жалобы общества с ограниченной ответственностью "Электа" и общества с ограниченной ответственностью "МН Медикал" (далее - Общества, Заявители) на действия Государственного областного казённого учреждения "Управление капитального строительства Мурманской области" (далее - Заказчик, Управление строительства) при проведении конкурса с ограниченным участием "Контракт жизненного цикла на выполнение комплекса работ по проектированию, реконструкции и оснащению оборудованием объекта: "Реконструкция каньонов ГОБУЗ "Мурманский областной онкологический диспансер" г. Мурманск, ул. Павлова, д. 6" (номер извещения 0149200002318003025) (далее - Торги),
УСТАНОВИЛА:
Управлением строительства проводились торги, извещение о проведении которых было размещено на официальном сайте Российской Федерации Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) 26 июня 2018 года.
Не согласившись с действиями Заказчика, Общества 23 июля 2018 года обратились с жалобами в Мурманское УФАС России.
В обоснование своих жалоб Заявители указали, Заказчиком неправильно обозначены проводимые Торги как контракт жизненного цикла, в нарушение требований Закона о контрактной системе Заказчиком установлены требования, которые, ограничивают количество участников торгов.
Так, ООО "Электа" в жалобе обращает внимание на то, что техническое задание документации содержит некорректные характеристики товара, которые не соответствуют действительности, что может повлечь отклонение заявки, а также характеристики товара соответствующие только товару единственного производителя.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, возражения Заказчика, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в документации о закупке.
В пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно включать в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Следовательно, установленные правила описания объекта закупки обязывают заказчиков описывать объект закупки таким образом, чтобы это не только позволяло участвовать в закупке потенциальным поставщикам товара, но и позволило самому заказчику приобрести товар, который будет соответствовать заявленным характеристикам и удовлетворять его потребностям для осуществления деятельности.
Однако характеристики медицинского оборудования, установленные в документации, содержат в себе описание показателей товара, которые исключают возможность поставки альтернативного медицинского оборудования:
2.1.7 |
Режим ротационной терапии в диапазоне соотношений |
0,5-5 град/сГР |
2.1.10 |
Полутень радиационного поля, определяемая как расстояние между областями со значениями поглощенной дозы 80% и 20% от значения поглощенной дозы в изоцентре |
не более 9 мм |
2.1.14 |
Равномерность радиационного поля (фотоны) |
не более 5% для всех энергий |
2.2.2 |
Нормальное расстояние облучения (расстояние от тормозной мишени до изоцентра) |
100 +/- 0,5 см |
2.2.7 |
Оптический дальномер с диапазоном работы |
85-140 см |
2.3.3 |
Динамический режим работы коллиматора, с возможностью отклонения изодозного распределения, в диапазоне |
0-30 град. |
2.4.4 |
Вертикального перемещения стола, в диапазоне |
от 80 до 140 см |
2.4.6 |
Поперечное перемещение стола |
+/- 15 см |
2.4.7 |
Вращения основания стола |
+/- 90 |
Так, к примеру, характеристика в пункте 2.1.7 содержит некорректную единицу измерения "град на сантигрей" (град/сГР), когда, как правильно - "сантигрей на град" (сГР/град).
На заседании Комиссии Мурманского УФАС России Заявители пояснили, что готовы поставить медицинское оборудование, однако, по ряду характеристик, поставку осуществить невозможно.
К примеру, по характеристике "Динамический режим работы коллиматора, с возможностью отклонения изодозного распределения, в диапазоне" заказчик требует показатель 0-30 град, Заявители могут предложить медицинское оборудование компании Elekta с показателем: 0-60 град. Далее сравнительная таблица характеристик:
N п/п |
Показатель (характеристика) товара |
Значение показателя (характеристики) |
Значение показателя систем Elekta |
1 |
2 |
3 |
, |
2.2.2 |
Нормальное расстояние облучения (расстояние от тормозной мишени до изоцентра) |
100 +/-0,5 см |
100+/-0,2 см |
2.2.7 |
Оптический дальномер с диапазоном работы |
85-140 см |
75-170 см |
2.3.3 |
Динамический режим работы коллиматора, с возможностью отклонения изодозного распределения, в диапазоне |
0-30 град. |
0-60 град (моторизированный клин) |
2.4.4 |
Вертикального перемещения стола, в диапазоне |
от 80 до 140 см |
От 65 до 175 |
2.4.6 |
Поперечное перемещение стола |
+/-15 см |
+/- 25 см |
2.4.7 |
Вращения основания стола, |
+/- 90 ° |
+/- 95 ° |
3.5.1.2 |
Количество ядер процессора |
не менее 2 |
2 |
3.5.1.3 |
Тактовая частота, |
не менее 2,6 ГГц |
2,4 ГГц |
3.5.2.2 |
Количество ядер процессора |
не менее 2 |
2 |
3.5.2.3 |
Тактовая частота |
не менее 2,6 ГГц |
2,4 ГГц |
4.2.2.2 |
Количество ядер процессора |
не менее 2 |
2 |
4.2.2.3 |
Тактовая частота |
не менее 2,6 ГГц |
2,4 ГГц |
В случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путём включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений (часть 3 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Вместе с тем в соответствии с частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, заказчик вправе заключить контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла).
Перечень случаев заключения контракта жизненного цикла определён постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1087 "Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла" (далее - Перечень).
Выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов капитального строительства в сфере здравоохранения (в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения), включая закупку медицинского оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов капитального строительства, включено в Перечень (подпункт "к" пункта 1 Перечня).
Таким образом, заказчик вправе включить в контракт жизненного цикла в отношении объекта здравоохранения выполнение работ по проектированию, строительству, закупке и техническому обслуживанию, ремонту, эксплуатации и (или) утилизации поставленного медицинского оборудования.
Однако, исходя из смысла части 16 статьи 34 Закона о контрактной системе, усматривается, что заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла только в том случае, если контрактом предусмотрены закупка не только товара или работы, но и последующие обслуживание, ремонт поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта.
При этом работы по проектированию, реконструкции объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы, а также эксплуатация и (или) утилизация поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта включаются в контракт жизненного цикла при необходимости.
Если контракт предусматривает закупку товара или работы, указанных в Перечне, но не включает в себя последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара (в нашем случае медицинского оборудования) или созданного в результате выполнения работ объекта, то такой контракт не является контрактом жизненного цикла и заключается по общим правилам в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В рассматриваемом случае анализ документации позволяет сделать вывод, что заключаемый контракт по результатам торгов, не является контрактом жизненного цикла, так как не включает в себя последующее обслуживание поставляемого медицинского оборудования. Более того, закупка разделена на два этапа, во второй этап включено описание медицинского оборудования, которое по факту не является объектом закупки, не подлежит поставке и в стоимость контракта не включено. При этом от подрядчика требуется осуществить проектирование и реконструкцию каньонов с учётом характеристик медицинского оборудования, которое не входит в предмет поставки первого этапа закупки, что может ограничить конкуренцию при проведении второго этапа закупки.
Таким образом, Управлением строительства аукционная документация разработана с нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 33 и части 16 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Следует отметить, что в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Комиссия Мурманского УФАС России, руководствуясь, статьёй 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы общества с ограниченной ответственностью "Электа" и общества с ограниченной ответственностью "МН Медикал" на действия Государственного областного казённого учреждения "Управление капитального строительства Мурманской области" при проведении конкурса с ограниченным участием "Контракт жизненного цикла на выполнение комплекса работ по проектированию, реконструкции и оснащению оборудованием объекта: "Реконструкция каньонов ГОБУЗ "Мурманский областной онкологический диспансер" г. Мурманск, ул. Павлова, д. 6" (номер извещения 0149200002318003025) обоснованными;
2. Признать Государственное областное казённое учреждение "Управление капитального строительства Мурманской области" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 и часть 16 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
3. Выдать Государственному областному казённому учреждению "Управление капитального строительства Мурманской области" и Комитету государственных закупок Мурманской области предписание об устранении нарушений.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: С.А.Чеченина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф.Воронина
М.Е. Гребенюкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 30 июля 2018 г. N 06-10/18-187
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2018