Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, начальника отдела, Е.А. Шмыгиной, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу АО "Губернские аптеки" (далее также - податель жалобы) на действия аукционной комиссии заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Норильская городская больница N 2" (далее - аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка лекарственных препаратов для нужд КГБУЗ "Норильская ГБ N 2" в 2018 г." (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "Электронные торговые системы" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319200063518000081, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 20.07.2018 поступила жалоба АО "Губернские аптеки" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: принятие аукционной комиссией неправомерного решения об отказе подателю жалобы в допуске к участию в электронном аукционе.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, аукционной комиссии, заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Норильская городская больница N 2" (далее - заказчик) и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Аукционной комиссии было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовал представитель подателя жалобы Волков А.С. (доверенность N 069 от 16.02.2018, удостоверение личности).
Явку своего представителя на указанное заседание Комиссии аукционная комиссия не обеспечила, просила рассмотреть жалобу в ее отсутствие.
Из содержания жалобы следует, что согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.07.2018 подателю жалобы (заявка N 1) было отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, поскольку им предоставлена информация о конкретных показателях товара, не соответствующая значениям, установленным документацией об аукционе, именно, в пункте 2 части 2 "Описания объекта закупки (товар)" аукционной документации требовалось "Наименование товара: Кетопрофен, лекарственная форма: таблетки покрытые пленочной оболочкой 100 мг", при этом подателем жалобы предложено: "Кетопрофен, таблетки 100 мг".
С данным выводом аукционной комиссии и отказом в допуске к участию в электронном аукционе податель жалобы не согласен, поскольку предложение было сформировано им, исходя из того, что в описании объекта закупки не было конкретного обоснования требования поставки Кетопрофена в таблетках, исключительно покрытых пленочной оболочкой. При этом, по мнению подателя жалобы, в нарушение требований подпункта "а" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заказчик указал наличие пленочной оболочки в лекарственном препарате "Кетопрофен", при этом не указал эквивалентную форму лекарственного препарата и не обосновал необходимость наличия пленочной оболочки в лекарственном препарате "Кетопрофен", а также не указал в описании объекта закупки недопустимость предложения вышеуказанного лекарственного препарата без пленочной оболочки.
От аукционной комиссии поступили письменные пояснения, в которых она не согласилась с доводами, заявленными подателем жалобы, поскольку в результате рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционной комиссией было принято обоснованное и законное решение об отказе подателю жалобы в допуске к участию в электронном аукционе по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, в связи с чем аукционная комиссия ходатайствовала о признании жалобы необоснованной.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лица, допущенного к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов в 2018 г.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Из смысла пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 Закона о контрактной системе.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Комиссией установлено, что в пункте 21 аукционной документации заказчиком участникам закупки было сообщено о том, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе.
Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки установлены заказчиком в части II "Описание объекта закупки" и части III "Проект контракта" документации об аукционе (далее - Описание объекта закупки).
Требования к необходимым товарам в спорной части изложены заказчиком следующим образом:
Наименование товара |
Лекарственная форма |
Дозировка |
Ед. изм. |
Кол-во |
Остаточный срок годности товара |
Кетопрофен |
таблетки покрытые пленочной оболочкой |
100 мг |
мг |
230 000 |
Не ранее 1 августа 2020 |
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, принимая во внимание положения Описания объекта закупки, в том числе, требования к содержанию заявки на участие в электронном аукционе, Комиссия пришла к выводу о том, что во исполнение требований части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе участнику закупки в составе первой части заявки надлежало представить помимо прочего конкретное значение показателя "Лекарственная форма" для товара "Кетопрофен" с учетом того обстоятельства, что требование к значению такого показателя установлено заказчиком в виде неизменного значения "таблетки покрытые пленочной оболочкой" в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Исследовав содержание первой части заявки подателя жалобы, предоставленной оператором электронной площадки (заявка N 1), Комиссия установила, что указанным участником закупки было осуществлено следующее предложение в отношении товара, являющегося объектом закупки:
N п/п |
Наименование и характеристики запрашиваемого товара |
Предлагаемый участником товар в соответствии с регистрационным удостоверением (торговое название) |
Производитель, страна происхождения |
Ед. изм. |
Кол-во |
5 |
Кетопрофен таблетки покрытые пленочной оболочкой 100 мг |
Кетопрофен, таблетки 100 мг, 20 шт. |
ЗАО "Биоком" - Россия |
уп |
115 |
Установив вышеуказанные обстоятельства, приняв во внимание положения Описания объекта закупки, в том числе, требования к содержанию заявки на участие в электронном аукционе и части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к выводу о том, что в первой части заявки подателя жалобы была представлена информация, предусмотренная частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и не соответствующая требованиям аукционной документации, а именно, представлено значение показателя "Лекарственная форма" для товара "Кетопрофен" в виде "таблетки", что не соответствует необходимому заказчику значению "таблетки покрытые пленочной оболочкой".
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе предусматривает следующие основания для отказа в допуске участнику электронного аукциона к участию в нем:
1) непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В результате сопоставления сведений аукционной документации, первой части заявки подателя жалобы (заявка N 1), протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.07.2018, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционной комиссией с учетом положений Описания объекта закупки, в том числе, требований к заявке на участие в электронном аукционе, было принято обоснованное решение о признании первой части заявки подателя жалобы несоответствующей требованиям аукционной документации по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, и по причине, указанной в Протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.07.2018, поскольку подателем жалобы была представлена информация о конкретных показателях товара, предлагаемого к использованию при выполнении работ, предусмотренная частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и не соответствующая требованиям аукционной документации, в отношении показателя "Лекарственная форма" для товара "Кетопрофен".
Комиссия обращает внимание на то, что согласно подпункту "а" пункта 2 Особенностей описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 (далее также - Особенности описания лекарственных препаратов), при описании в документации о закупке заказчики помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указывают лекарственную форму препарата, включая в том числе эквивалентные лекарственные формы, за исключением описания лекарственной формы и ее характеристик, содержащихся в инструкциях по применению лекарственных препаратов и указывающих на конкретного производителя (например, описание цвета, формы, вкуса и др.).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 27.1 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" под эквивалентными лекарственными формами понимаются разные лекарственные формы, имеющие одинаковые способ введения и способ применения, обладающие сопоставимыми фармакокинетическими характеристиками и фармакологическим действием и обеспечивающие также достижение необходимого клинического эффекта.
Комиссия отмечает, что заказчиком в аукционной документации не предусмотрены эквивалентные лекарственные формы. Однако у Комиссии отсутствуют доказательства того факта, что такие эквивалентные лекарственные формы в рассматриваемом случае существуют. При этом в аукционной документации отсутствует описание лекарственной формы и ее характеристик, содержащихся в инструкциях по применению лекарственных препаратов и указывающих на конкретного производителя, как того требуют Особенности описания лекарственных препаратов. Данный факт также подтверждается тем, что в государственном реестре лекарственных средств имеется четыре препарата "Кетопрофен" в лекарственной форме "таблетки покрытые пленочной оболочной" четырех различных производителей: АО "ВЕРТЕКС", Россия; АО "Органика", Россия; Лек д.д., Словения; Реплексфарм АО, Республика Македония.
Кроме того Особенности описания лекарственных препаратов не содержат требования о том, что аукционная документация должна содержать обоснование необходимости указания заказчиком в описании объекта закупки конкретной лекарственной формы. Такое требование имеется в отношении лекарственных препаратов в формах выпуска "шприц", "преднаполненный шприц", "шприц-тюбик", "шприц-ручка" (подпункт "г" пункта 3 Особенностей описания лекарственных препаратов), но отсутствует в отношении лекарственной формы "таблетки покрытые пленочной оболочкой". В пункте 5 Особенностей описания лекарственных препаратов также отсутствуют запреты в отношении лекарственной формы.
Вместе с тем, необходимость конкретной лекарственной формы препарата "Кетопрофен" обусловлена объективной потребностью заказчика. Так согласно пояснениям заказчика препарат "Кетопрофен" необходим для туберкулезного отделения в виде лекарственной формы "Таблетки покрытые пленочной оболочкой" в связи с тем, что данная лекарственная форма в меньшей степени обладает ульцерогенным эффектом и является более предпочтительной для пациентов данного отделения, т.к. 70 % из них страдают хроническими формами гастрита, имеют в анамнезе язвенную болезнь желудка или 12-перстной кишки, а также имеют высокий риск развития лекарственного гастрита на фоне полипрагмазии.
Также Комиссия отклоняет довод подателя жалобы о том, что в описании объекта закупки не указано на недопустимость предложения рассматриваемого лекарственного препарата без пленочной оболочки, поскольку заказчиком в соответствии с требованиями части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в документации указаны показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, дополнительно устанавливать какие-либо запреты Закон о контрактной системе заказчика не обязывает.
На основании вышеизложенных обстоятельств Комиссия пришла к выводу о том, что в рассмотренных выше действиях аукционной комиссии отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, поскольку рассмотрение первой части заявки подателя жалобы было произведено аукционной комиссией в соответствии с условиями аукционной документации.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу АО "Губернские аптеки" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.А. Шмыгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 26 июля 2018 г. N 938
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2018