Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов комиссии:
Казанова Н.А. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителей сторон:
от заявителя - Караваев Е.А.;
от заказчика - Карташова А.В.;
от уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГОАКТИВ" (ИНН 2725128322) (далее - Заявитель, Общество) на положения конкурсной документации, утвержденной Муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства Корсаковского городского округа" (ИНН 6504033768) (далее - Заказчик) для проведения открытого конкурса по объекту: "Разработка проектной документации по объекту: "Строительство моста через р. Корсаковка в с. Раздольное Корсаковского городского округа"" (извещение N 0161300001118000250) (далее - конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения конкурсной документации утвержденной Заказчиком.
По мнению Заявителя, документация конкурса, утвержденная Заказчиком, нарушает нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя, представив устные и письменные пояснения; считает, что конкурсная документация не противоречит Закону о контрактной системе, а жалоба Заявителя необоснованная.
Представитель Уполномоченного органа поддержал Заказчика по существу заявленных требований.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
25.06.2018 10:15 на официальном сайте ЕИС опубликовано извещение об открытом конкурсе N 0161300001118000250.
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что положения конкурсной документации не соответствуют требованиям действующего законодательства РФ регулирующего осуществление государственными и муниципальными заказчиками закупок с целью обеспечения своих нужд, в связи с тем, для подтверждения опыты у участников закупки будут приниматься только те контракты (договоры), в положительных заключениях экспертиз которых будет указано, что объект целиком и полностью запроектирован участником закупки, то есть данный участник закупки будет являться генеральным подрядчиком по данным контрактам (договорам)..
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п. 6 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерии, в том числе, квалификацию участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В силу ч. 1 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении правил оценок заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Постановление N1085), утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Правила).
Согласно пп. "б" п. 4 Правил заказчик устанавливает в документации о закупке критерии, характеризующиеся, в том числе как нестоимостные критерии оценки, такие как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 11 Правил для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Следовательно, одним из показателей, раскрывающим нестоимостной критерий "квалификация участников закупки" будет являться опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
Согласно п.8 Информационной карты к нестоимостному критерию оценки заявок "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" относятся показатели:
1. Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Количество баллов по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" определяется в зависимости от общго количество успешно выполненных контрактов (договоров), заключенных и исполненных за период с 2013 года по дату подачи заявки на участие в конкурсе, сопоставимых по виду и характеру тем работам, на выполнение которых проводится настоящий конкурс.
При этом, успешно выполненный контракт (договор) - это контракт (договор) на выполнение работ сопоставимого характера и объема, выполненный в объеме и в сроки, установленные контрактом (договором), принятый заказчиком, по которым исполнителю не были начислены неустойка (пени и/или штрафы). Сопоставимым считается контракт (договор), соответствующий следующим двум условиям:
- контракт (договор) включает в себя такие виды работ, как разработка проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию капитальный ремонт мостов, мостовых переходов расположенных в районах с сейсмичностью 8 и более баллов, в соответствии со СНиП 11-7-81, а также виды работ на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог 1-ГУ технической категории в соответствии с ГОСТ 52398-2005 "Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования", улиц и дорог местного значения в городах и основных улиц сельского поселения, местных улиц и дорог в сельских поселениях в соответствии с СП 42.13330.2016 г., включающие в себя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт мостов, мостовых переходов расположенных в районах с сейсмичностью 8 и более баллов, в соответствии со СНиП П-7-81.
- стоимость разработки проектной документации, выполненной в рамках контракта (договора), в денежном выражении составляет не менее 100% от начальной (максимальной) цены контракта.
Опыт участника подтверждается:
- копиями контрактов (договоров) в полном объеме, а в случае изменения условий контракта, договора в ходе его исполнения - копией соответствующего дополнительного соглашения;
- копиями актов приемки выполненных работ;
- копией положительного заключения государственной (негосударственной) экспертизы проектной документации по объекту;
В случае если к контракту (договору) не приложены приложения, являющиеся его неотъемлемой частью, акты выполненных работ, положительное заключение государственной (негосударственной) экспертизы, положительное заключение государственной (негосударственной) экспертизы не содержит информации о том, что объект запроектирован участником закупки в районах с сейсмичностью не менее 8 баллов в соответствии со СНиП П-7-81, то такой контракт (договор) не учитывается в оценке заявки.
Таким образом, из вышеуказанных требований конкурсной документации, следует, что к оценке конкурсной комиссией будут приниматься только те контракты (договоры), в положительных заключениях экспертиз которых будет указано, что объект целиком и полностью запроектирован участником закупки, то есть данный участник закупки будет являться генеральным проектировщиком по данным контрактам (договорам).
В соответствии со статьей 706 Гражданского кодекса РФ подрядчик вправе привлекать к исполнению своих обязательств третьих лиц (субподрядчиков).
Согласно п. 2 Положения об организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 г. N 145, в качестве заявителя на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий может выступать технический заказчик, застройщик или уполномоченное кем-либо из них лицо, обратившиеся с заявлением о проведении государственной экспертизы. В связи с чем, в случае прохождения государственной экспертизы непосредственно заказчиком либо инициирование данной функции посредством выдачи доверенности генеральному подрядчику, приведет к невозможности отражения в соответствующем положительном заключении данных о субподрядчике, как о лице, разработавшем проектную документацию и прошедшем государственную экспертизу.
Также п.п. "д" п. 4 Приказа Министерства строительства и ЖКХ РФ N887/пр от 09.12.2015 обязывает указывать "идентификационные сведения о лицах, осуществивших подготовку проектной документации и (или) выполнивших инженерные изыскания". При этом в указанном правовом акте отсутствует запрет на привлечение субподрядчиков, либо обязательство указывать сведения о них при подаче проектной документации на рассмотрение. В связи, с чем установление данного критерия является прямым ограничением конкуренции для лиц, выполняющих полный комплекс работ сопоставимого характера и объема на основании договоров субподряда, в которых может указываться обязательство по сопровождению проектной документации в экспертизе от лица генерального подрядчика. Более того, ни положениями Конкурсной документации, ни проекта муниципального контракта, а также Технического задания к нему не предусмотрено выполнения работ, являющихся предметом оспариваемой закупки, личными силами и средствами победителя закупки без возможности привлечения сторонних организаций, наоборот, согласно п.4.1.2 проекта муниципального контракта, Подрядчик "самостоятельно определяет способ выполнения порученных ему работ и численность необходимого для этого персонала".
Таким образом, положения конкурсной документации ограничивают количество участников закупки, которые имеют необходимый опыт выполнения работ сопоставимого характера и объема с работами являющимися предметом закупки, но выполнение которых, осуществлялось участником закупки в статусе субподрядчика, при этом данное лицо выполнило весь объем работ, сопроводило в экспертизу проектную документацию и получило на нее положительное заключение, но в котором в качестве разработчика будет значиться генеральный подрядчик.
В документации также указано, что не предоставление документов, подтверждающих квалификацию участников закупки, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, но является основанием для оценки по наименьшему значению показателя критерия оценки.
Вместе с тем, Заказчик ограничивает возможных участников конкурса, устанавливая требование в подтверждение опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема подтверждением копиями исполненных контрактов.
Однако вышеуказанное требование не учитывает такое обстоятельство, что у потенциальных участников закупки имеются собственные проекты по аналогичным работам с положительными заключениями государственный и негосударственной экспертизы, не относящимся к ранее заключенным муниципальным или государственным контрактам, следовательно, преимущества при проведении конкурса получит тот участник, который выполнял проектные работы на основании заключенных контрактов и получивших заключение исключительно государственной экспертизы, что является ограничением конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупки.
Кроме того, согласно ч. 16.1 ст. 34 Закона о контрактной системе предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 Постановления N563 утверждены Правила заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства Постановления N563 (далее Правила).
В силу пп. "б" п. 4 Правил порядок выполнения работ по контракту предусматривает наличие отдельного этапа, в рамках которого осуществляется архитектурно-строительное проектирование и выполнение инженерных изысканий, оплата которых производится после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства.
Как указано выше, опыт участника подтверждается:
- копиями контрактов (договоров) в полном объеме, а в случае изменения условий контракта, договора в ходе его исполнения - копией соответствующего дополнительного соглашения;
- копиями актов приемки выполненных работ;
- копией положительного заключения государственной (негосударственной) экспертизы проектной документации по объекту.
При этом стоимость разработки проектной документации, выполненной в рамках контракта (договора), в денежном выражении составляет не менее 100% от начальной (максимальной) цены контракта.
Вместе с тем, конкурсная документация не предусматривает возможности участнику закупки подтвердить свою квалификацию по выполнению работ сопоставимого характера и объема в рамках контрактов, заключенных по правилам Постановления N563.
При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что порядок выполнения работ по контракту (заключенного в порядке Постановления N563) предусматривает наличие отдельного этапа, в рамках которого осуществляется архитектурно-строительное проектирование и выполнение инженерных изысканий, оплата которых производится после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства.
Следовательно, результатами выполнения работ по разработке проектной документации (в рамках исполнения контрактов заключенных в порядке Постановления N563) будут являться документы: положительное заключение государственной экспертизы проектной документации; положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства; акты о приемке и оплате таких работ.
При таких обстоятельствах конкурсная документация лишает участника закупки обладающего указанными результатами (документами) подтвердить свою квалификацию и как следствие получить наибольшее количество баллов.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что утвержденная Заказчиком конкурсная документация содержит требования, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок, что нарушает ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе и подтверждает обоснованность доводов Заявителя.
Комиссия, руководствуясь положениями ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭНЕРГОАКТИВ" (ИНН 2725128322) на положения конкурсной документации, утвержденной Муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства Корсаковского городского округа" (ИНН 6504033768) для проведения открытого конкурса по объекту: "Разработка проектной документации по объекту: "Строительство моста через р. Корсаковка в с. Раздольное Корсаковского городского округа"" (извещение N 0161300001118000250) - обоснованной.
2. Признать заказчика - МКУ "Управление капитального строительства Корсаковского городского округа" нарушившим ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику - МКУ "Управление капитального строительства Корсаковского городского округа" и уполномоченному органу - Управлению экономического развития администрации Корсаковского городского округа обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц, допустивших нарушения, указанные в пункте 2 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии К.В. Солонин
Члены Комиссии Н.А. Казанов
Е.А. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 23 июля 2018 г. N 264/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2018