Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Казанова Н.А. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в присутствии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Стандарт Строй" - Адцеевой Е.Е., на основании доверенности от 23.07.2018;
от общества с ограниченной ответственностью "Сахалин Газ Сервис" - не явился, извещен надлежащим образом;
от заказчика - Поляковой И.П., на основании доверенности от 23.07.2018 N 1;
от уполномоченного учреждения - Яровой О.С., на основании доверенности от 09.01.2018 N 3;
рассмотрев жалобы общества с ограниченной ответственностью "Стандарт Строй" (ИНН 6501241110) (далее - Заявитель-1), общества с ограниченной ответственностью "Сахалин Газ Сервис" (ИНН 6501272528) (далее - Заявитель-2) на действия аукционной комиссии - Государственного казенного учреждения "Центр государственных закупок Сахалинской области" (ИНН 6501220230) (далее - уполномоченное учреждение, аукционная комиссия) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по благоустройству прилегающей территории объекта "Монтаж быстровозводимого временного депо на 12 машиномест (с. Троицкое)"" (извещение N 0361200015018002344) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
18.07.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя-1.
20.07.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя-2.
Из жалоб заявителей следует, что ими фактически обжалуются на действия аукционной комиссии, выразившиеся в нарушении Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно, в незаконном отказе в допуске на участие в электронном аукционе.
На основании изложенного, заявители просят приостановить заключение государственного контракта, провести проверку законности действий комиссии и уполномоченного органа по изложенным доводам в жалобах, в связи с чем, выдать обязательное для исполнения предписание.
Уведомлением-требованием от 19.07.2018 N 05-3179, уведомлением-требованием от 23.07.2018 N 05-3208 рассмотрение жалоб по существу назначено на 24.07.2018 15 часов 45 минут.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв.
С учетом изложенное рассмотрение жалоб перенесено на 25.07.2018 на 17 часов 15 минут для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия законного и обоснованного решения.
После перерыва представитель Заявителя-1 поддержал доводы в полном объеме, просил признать жалобу обоснованной, а действия аукционной комиссии не соответствующие Закону о контрактной системе.
Представители заказчика и уполномоченного учреждения представили запрашиваемые документы, а также письменные и устные пояснения, согласно которым просили признать жалобы заявителей необоснованными.
Заявитель-2 на заседание Комиссии не явился, явкой своего представителя не обеспечил, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы по существу, извещен надлежащим образом.
Комиссия Сахалинского УФАС России, заслушав представителей сторон, проанализировав имеющие в деле документы, а также информацию, размещенную на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупки www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
25.04.2018 17:04 на официальном сайте ЕИС уполномоченным учреждением опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по факту определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по объекту "Выполнение работ по благоустройству прилегающей территории объекта "Монтаж быстровозводимого временного депо на 12 машиномест (с. Троицкое)"" (извещение N 0361200015018002344).
27.04.2018, 08.05.2018, 20.06.2018 в извещение о проведении электронного аукциона, а также в аукционную документацию внесены изменения.
Начальная максимальная цена контракта - 16 720 204 рублей 14 копеек.
Дата и время окончания подачи заявок - 09.07.2018 08:00.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.07.2018 по окончанию вышеуказанного срока подано 6 (шесть) заявок от участников, с порядковыми номерами: 11, 12, 13, 14, 15, 16.
Заявка Заявителя-1 подана под порядковым номером 12. Заявка Заявителя-2 подана под порядковым номером 11.
Из протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе следует, что заявителям отказано в допуске по следующему основанию:
В соответствии с пунктом 1 частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставление/установление недостоверной информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе. Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описание объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. В пункте 8 Технического задания сказано, что Подрядчик гарантирует надлежащее качество используемых материалов, конструкций, соответствие их требования ГОСТ, что будет подтверждаться сертификатами качества, техническими паспортами или другими документами, оформленными в соответствии с Российским законодательством. В пункте 2 Требований к основным материалам описываются выключатели автоматические двухполюсные, которые также должны соответствовать требованиям ГОСТ. Участник в своей заявке предоставил недостоверную информацию, указав значение условного ток расцепления равное 14,5 А для выключателя номинальным током 16А. Согласно пункту 8.6.2.3 ГОСТ 50345-2010, Условный ток расцепления выключателя равен 1,45 его номинального тока. Условный ток расцепления для выключателя номинальным током 16А равен (16А*1,45)=23,2А.
На основании вышеизложенного заявителям принято отказать в допуске на участие в аукционе.
По вышеуказанному основанию аукционной комиссией отклонена заявка участника с порядковым номером 13.
В соответствии подпунктом "б" пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать
согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно пунктам 1, 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, а также в случае, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
В пункте 14 информационной карты аукционной документации указано, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать Согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения.
В пункте 2 раздела III аукционной документации заказчиком установлены требования к товару "Выключатели автоматические двухполюсовые" типа В или С. Номинальный ток 16 А. Условный ток расцепления не менее 14,5 А
Согласно пункте 3 инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе Если в "Описании объекта закупки" значение показателя технического или функционального параметра содержит слова: "от_", "до...", "от_до_", "не менее", "не более", "не менее _не более_", "не ниже", "не выше", "не ранее", "не позже", "в пределах", "либо", знаки: "", "+/-", ">=", "<=","
", "
", ">", "<", то участник закупки указывает конкретные (точные) параметры без слов: "от_.", "до...", "от_.до_", "не менее", "не более", "не менее _ не более_", "не ниже", "не выше", "не ранее", "не позже", "в пределах", "либо", без знаков "
","+/-",">=", "<=","
", "
", ">", "<".
Из пункта 7 инструкции по заполнению заявки следует, что в "Описании объекта закупки" формулировка: "до", "не более", "не выше" - означает "меньше или равно"; формулировка: "от", "не менее", "не ниже" - означает "больше или равно".
Учитывая вышеуказанные положения инструкции по заполнению заявки, участнику при заполнении первой части заявки необходимо при указании условного тока расцепления указать больше или равно -14,5 А.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 8 раздела III аукционной документации Подрядчик гарантирует надлежащее качество используемых материалов, конструкций, соответствие их требованиям ГОСТ, что будет подтверждаться сертификатами качества, техническими паспортами или другими документами, оформленными в соответствии с Российским законодательством. Ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности, правил безопасной эксплуатации машин и механизмов, при выполнении работ возлагается на Подрядчика.
Таким образом, при заполнении заявки на участие в аукционе, участнику закупки необходимо также руководствоваться действующими ГОСТами.
Согласно пункту 8.6.2.3 ГОСТ 50345-2010 условный ток расцепления выключателя равен 1,45 его номинального тока.
Из положений вышеуказанного пункта ГОСТа следует, что условный ток расцепления выключателя 16А равен 23,2А.
В ходе анализа заявок заявителей Комиссией установлено, что по пункту 2 "Выключатели автоматические двухполюсовые" условный ток расцепления для выключателя 16 А заявители указали 14,5 А. То есть, заявителями не учтено правило, установленное в пункте 8 раздела III аукционной документации.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заявки заявителей содержали показатели условного тока расцепления для выключателя 16 А не соответствующие требованиям аукционной документации, а также действующему ГОСТу. Доказательств того, что автоматический выключатель 16 А может иметь условный ток расцепления 14,5 А Заявителями в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, в действиях аукционной комиссии, Комиссией Сахалинского УФАС России не установлено нарушений Закона о контрактной системе, в связи с чем, жалобы заявителей признаются необоснованными.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссией установлено следующее.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Из части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме Федеральной антимонопольной службы России от 01.07.2016 N ИА/44536/16, в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя), а также сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Как установлено ранее в пункте 2 раздела III аукционной документации заказчиком установлены требования к товару "Выключатели автоматические двухполюсовые" типа В или С. Номинальный ток 16 А. Условный ток расцепления не менее 14,5 А
Согласно пункту 8.6.2.3 ГОСТ 50345-2010 условный ток расцепления выключателя равен 1,45 его номинального тока.
Из положений вышеуказанного пункта ГОСТа следует, что условный ток расцепления выключателя 16А равен 23,2А.
Несмотря на это, заказчик в документации об аукционе установил требования к показателю условного тока расцепления не в соответствии с ГОСТом, а именно меньше установленного значения, что привело к отклонению первых частей заявок участников с порядковыми номерами 11, 12, 13.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика выразившиеся в описании объекта закупки не соответствуют положениям пункта 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, и приводят к ограничению количества участников, что из принципов названного закона недопустимо.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стандарт Строй" (ИНН 6501241110) на действия аукционной комиссии - Государственного казенного учреждения "Центр государственных закупок Сахалинской области" (ИНН 6501220230) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по благоустройству прилегающей территории объекта "Монтаж быстровозводимого временного депо на 12 машиномест (с. Троицкое)"" (извещение N 0361200015018002344) - необоснованной.
2. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сахалин Газ Сервис" (ИНН 6501272528) на действия аукционной комиссии - Государственного казенного учреждения "Центр государственных закупок Сахалинской области" (ИНН 6501220230) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по благоустройству прилегающей территории объекта "Монтаж быстровозводимого временного депо на 12 машиномест (с. Троицкое)"" (извещение N 0361200015018002344) - необоснованной.
3. Признать уполномоченное учреждение - Государственное казенное учреждение "Центр государственных закупок Сахалинской области" (ИНН 6501220230), утвердившего аукционную документацию нарушившим положения пункта 1, 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать заказчику - Областному казенному учреждению "Управление обеспечения мероприятий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Сахалинской области" и Уполномоченному учреждению - Государственному казенному учреждению "Центр государственных закупок Сахалинской области" обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц допустивших нарушения, указанные в пункте 3 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии К.В. Солонин
Члены комиссии Н.А. Казанов
Е.А. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 25 июля 2018 г. N 266/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2018