Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов комиссии:
Казанова Н.А. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителей сторон:
от заявителя - Караваев Е.А.;
от заказчика - Карташова А.В.;
от уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГОАКТИВ" (ИНН 2725128322) (далее - Заявитель, Общество) на положения конкурсной документации, утвержденной Муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства Корсаковского городского округа" (ИНН 6504033768) (далее - Заказчик) для проведения открытого конкурса по объекту: "Выполнение инженерных изысканий по объекту: "Обустройство энергетической инфраструктуры земельных участков предоставленных в рамках реализации Федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ (Дальневосточный гектар) Корсаковский городской округ" (с. Охотское)" (извещение N 0161300001118000252) (далее - конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения конкурсной документации утвержденной Заказчиком.
По мнению Заявителя, документация конкурса, утвержденная Заказчиком, нарушает нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), так как установлены неразумные сроки исполнения контракта, в частности в срок выполнения работ включены сроки прохождения экспертизы.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя, представив устные и письменные пояснения; считает, что конкурсная документация не противоречит Закону о контрактной системе, а жалоба Заявителя необоснованная.
Представитель Уполномоченного органа поддержал Заказчика по существу заявленных требований.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
25.06.2018 10:15 на официальном сайте ЕИС опубликовано извещение об открытом конкурсе.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 2. ст. 50 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
В ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе указано, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 указанного закона.
При этом Закон о контрактной системе не содержит каких-либо положений о порядке установления сроков исполнения работ по контракту, об установлении величины таких сроков.
Однако такой срок должен быть разумным и обеспечивать добросовестным участникам заказа возможность исполнить свои обязательства по государственному контракту в случае их признания победителями закупки, как и возможность участия в определении поставщика.
Пункт 2 статьи 6 ГК РФ гласит, что при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Как следует из смысла статьи 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. Таким образом, условие о сроке выполняемых работ относится к числу существенных условий договора подряда.
Пункт 1 статьи 314 ГК РФ гласит, что если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
Проект контракта, являющийся неотъемлемой частью конкурсной документации содержит положения, в том числе:
1. ПРЕДМЕТ КОНТРАКТА, МЕСТО И СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ.
1.1. По настоящему Контракту Подрядчик обязуется выполнить инженерные изыскания по объекту: "Обустройство энергетической инфраструктуры земельных участков предоставленных в рамках реализации федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ (Дальневосточный гектар) Корсаковский городской округ" (с. Охотское) (далее - Работы) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 2 к Контракту), в срок установленный Графиком выполнения, сдачи и оплаты работ (Приложение N 3 к Контракту), по цене в соответствии с Расчетом стоимости (Приложение N 1 к Контракту), а Заказчик производит оплату фактически выполненных работ, обеспечивает контроль выполнения работ и приемку результатов выполнения работ.
1.2. Требования к содержанию и форме инженерных изысканий, состав подлежащих передаче материалов и другие требования к инженерным изысканиям содержатся в Техническом задании на выполнение инженерных изысканий по объекту: " Обустройство энергетической инфраструктуры земельных участков предоставленных в рамках реализации федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ (Дальневосточный гектар) Корсаковский городской округ" (с. Охотское) (Приложение N 2 к Контракту), которое является неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Результатом выполненной работы является получение Заказчиком отчетных материалов инженерных изысканий по объекту: "Обустройство энергетической инфраструктуры земельных участков предоставленных в рамках реализации федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ (Дальневосточный гектар) Корсаковский городской округ" (с. Охотское), получившее положительное заключение государственной экспертизы.
1.4. Отчетные материалы инженерных изысканий, подготовленные Подрядчиком по Контракту и являющиеся результатом работ, передаются Подрядчиком Заказчику в счет цены настоящего Контракта вместе с исключительными правами на использование и распоряжение этой документацией (результатом работ), в том числе с правом на практическую реализацию результата работ по настоящему Контракту и на использование результата работ по Контракту иными предусмотренными законодательством способами.
1.6 Проекта контракта указано, что срок выполнения работ: по истечению 50 календарных дней с даты начала работ.
Начало работ - "__" _____ 2018 г. (следующий день после дня заключения Контракта),
Окончание работ - "__" ______ 2018 г.
3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН.
3.4. Подрядчик обязан:
3.4.2. Выполнить Работы в объеме и в сроки, предусмотренные Контрактом и приложениями к нему, а также в соответствии с действующей нормативной документацией по инженерным изысканиям для строительства, в том числе СП 47.13330.2016 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения", СП 11-104-97 "Инженерно-геодезические изыскания для строительства", СП 11-105-97 "Инженерно-геологические изыскания для строительства", и иными действующими нормами и правилами.
3.4.8. Обеспечить проведение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и получить положительное заключение государственной экспертизы.
3.4.9. Передать Заказчику надлежащим образом результат работ в виде отчетных материалов инженерных изысканий и положительное заключение государственной экспертизы, в соответствии с техническим заданием (приложение N 2 к Контракту).
4. ПОРЯДОК СДАЧИ И ПРИЕМКИ РАБОТ
4.1. При завершении Работ Подрядчик передает Заказчику отчетные материалы согласно Техническому заданию (Приложение N 1 к Контракту) на электронном носителе, для проверки соответствия требованиям Технического задания, а также копию заявления на прохождение государственной экспертизы с отметкой "получено".
4.2. После получения положительного заключения государственной экспертизы Подрядчик направляет Заказчику отчетные материалы в количестве, указанном в Техническом задании (приложение N 2 к Контракту) и оригиналы положительного заключения государственной экспертизы по накладной вместе с Актом сдачи-приемки выполненных работ (Приложение N 4 к Контракту).
Вместе с тем в Техническом задании указаны объемы работ, виды инженерных изысканий, в том числе требования к составу, порядку и форме предоставления работ, а также к срокам и порядку предоставления отчетных материалов.
Согласно п. 19 Технического задания отчеты по инженерным изысканиям сдаются заказчику на рассмотрение и согласование, для принятия решения о возможности выполнения проектных работ и прохождения государственной экспертизы
В п. 21 Технического задания указано, что сроки и порядок предоставления отчетных материалов 30 календарных дней с даты заключения контракта.
Таким образом, учитывая положения Проекта контракта и Технического задания, отчетные материалы сдаются заказчику на рассмотрение и согласование с копией заявления на прохождение государственной экспертизы с отметкой "получено", для принятия решения о возможности выполнения проектных работ и прохождения государственной экспертизы не позднее 30 дней с даты заключения контракта.
При таких обстоятельствах у подрядчика фактически остается 20 дней для проведения государственной экспертизы и получения ее заключения.
Однако, Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145, определяется порядок организации и проведения в Российской Федерации государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, согласно п. 29 которого срок проведения экспертизы инженерных изысканий составляет 45 календарных дней, при этом в соответствии с п.29.1 Положения данный срок может быть продлен по инициативе заявителя, но не более чем на 30 дней.
Также, согласно п. 2.4.1 Административного Регламента ОАУ "Управление государственной экспертизы Сахалинской области" по предоставлению государственной услуги "Государственная экспертиза проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (приложение 1 к настоящему заявлению), срок проверки документов, согласно п. 21. раздела III "Проверка документов, представленных для проведения государственной экспертизы" Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145, составляет три рабочих дня, а в случае, если поступления документов выпадает на пятницу, то данный срок трансформируется уже в 5 календарных дней.
Таким образом, для Подрядчика добросовестно исполняющего работы по контракту, по независящим от него причинам может наступить просрочка исполнения обязательств, предусмотренных контрактом и как следствие наступление неблагоприятные последствия для Подрядчика в виде возможной уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Кромке того, устанавливаемые заказчиком условия к сроку выполнения работ не могут быть произвольными, и должны быть обусловлены наличием у заказчика соответствующей, доказанной потребности.
На заседании объявлялся перерыв, заказчику предлагалось представить доказательства обуславливающие установление спорных сроков выполнения работ, в том числе того, что уполномоченными на проведение государственной экспертизы органами, в частности Сахалинской области гарантировано для всех участников закупки, проведение государственной экспертизы ранее предельного срока установленного Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145, а именно не более 20 дней.
Однако Заказчик надлежащим образом не обосновал свою потребность в установлении 50-ти дневного срока выполнения работ по проведению инженерных изысканий вместе с получением государственной экспертизы таких работ. Также не представил доказательств, свидетельствующих о необходимости установления именно таких сроков.
В связи с чем, в рассматриваемом случае установление срока выполнения изыскательских работ вместе с прохождение государственной экспертизы Комиссия признает не разумным, и не основанном на положениях Постановления Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145.
Установление произвольных сроков выполнения работ основанных лишь на собственной потребности Заказчика, которые могут привести к неблагоприятным последствиям для Подрядчика по независящим от последнего причинам, в том числе не основанных на принципах разумности и справедливости, и без учета вышеуказанных положений нормативно-правовых актов, Комиссия признает ненадлежащим, а действия Заказчика приводящими к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что утвержденная Заказчиком конкурсная документация содержит требования, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок, что нарушает ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе и подтверждает обоснованность доводов Заявителя.
Комиссия, руководствуясь положениями ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭНЕРГОАКТИВ" (ИНН 2725128322) на положения конкурсной документации, утвержденной Муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства Корсаковского городского округа" (ИНН 6504033768) для проведения открытого конкурса по объекту: "Выполнение инженерных изысканий по объекту: "Обустройство энергетической инфраструктуры земельных участков предоставленных в рамках реализации Федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ (Дальневосточный гектар) Корсаковский городской округ" (с. Охотское)" (извещение N 0161300001118000252) - обоснованной.
2. Признать заказчика - МКУ "Управление капитального строительства Корсаковского городского округа" нарушившим ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику - МКУ "Управление капитального строительства Корсаковского городского округа" и уполномоченному органу - Управлению экономического развития администрации Корсаковского городского округа обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц, допустивших нарушения, указанные в пункте 2 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии К.В. Солонин
Члены Комиссии Н.А. Казанов
Е.А. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 23 июля 2018 г. N 261/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2018