Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" на действия Единой комиссии уполномоченного органа - Управления РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Единая комиссия Управления РСО-Алания) при проведении электронного аукциона N0310200000318001390 на поставку медикаментов (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
09 июля 2018 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Торговый дом "ВИАЛ" (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии Управления РСО-Алания при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Единая комиссия Управления РСО-Алания необоснованно отклонила его заявку на участие в Аукционе. В жалобе Заявитель указал, что им была подана заявка на участие в Аукционе. Решением Единой комиссии Управления РСО-Алания ему было отказано в допуске к участию в Аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в связи с тем, что информация, предусмотренная частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, не соответствует требованиям, установленным абзацем "б" подпункта 1 пункта 6.1 части 6 Аукционной документации, а именно:"предлагаемый к поставкетовар "Йопромид. раствор для инъекций 370 мг йода/мл, 100 мл - флаконы (10) - пачки картонные" по показателю "флаконы (10) - пачки картонные" не соответствует значению, установленному в спецификации аукционной документации, требование заказчика "раствор для инъекций, 370 мг йода/мл, 100 мл - картриджи".На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2017 г. N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд", допускается возможность поставки лекарственных препаратов во флаконах с условием безвозмездной передачи в ЛПУ штук наборов (совместимых с устройством введения инжектором Stellant): шприц 200 мл с трубкой быстрого наполнения к инжектору Stellant (SSS-QFT или SSS-SPK) в количестве, соответствующем количеству пациентов, для обеспечения которых закупаются лекарственные препараты в картриджах, участником аукциона не дано согласие на поставку лекарственных препаратов во флаконах с условием безвозмездной передачи в ЛПУ штук наборов (совместимых с устройством введения инжектором Stellant)".
РешениеЕдиной комиссии Управления РСО-Алания Заявитель считает необоснованным, а заявку на участие в Аукционе соответствующей требованиям Аукционной документации и Закона о контрактной системе, так как лекарственные препараты с МНН "Йопромид" различных производителей в первичной упаковке "флаконы" и взаимозаменяемыми дозировками и объемам наполнения флакона, являются взаимозаменяемым лекарственным препараам, которые могут применяться, в том числе с инъекционными системами BayerMedradStellant. Что, по мнению Заявителя, также подтверждается письмом ФАС России NАК/17227/17 от 17 марта 2017 года.
Кроме того, Заявитель указал, что Аукцион проводился Заказчиком не в интересах какого-либо конкретного пациента, а в целом для нужд всего лечебного заведения в течение всего года. Также отметил, что инструкции по применению зарегистрированных лекарственных препаратов с МНН Йопромид содержат аналогичные показатели в области применения, способа применения и дозы, а также противопоказания и побочные действия.
В объяснении по существу жалобы Управление РСО-Алания указало, что согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 03 июля 2018 года (далее - Протокол), Единой комиссией Управления РСО-Алания принято решение об отказе в допуске к участию в Аукционе Заявителю, заявке которого присвоен порядковый номер 4, на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, в связи стем, что информация, представленная в его заявке на участие в Аукционе, предусмотренная подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе не соответствует требованиям, установленным абзацем "б" подпункта 1 пункта 6.1 части 6 Аукционной документации, а именно:"предлагаемый к поставке товар "Йопромид. раствор для инъекций 370 мг йода/мл, 100 мл - флаконы (10) - пачки картонные" по показателю "флаконы (10) - пачки картонные" не соответствует значению, установленному в спецификации аукционной документации, требование заказчика "раствор для инъекций, 370 мг йода/мл, 100 мл - картриджи". На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2017 г. N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд", допускается возможность поставки лекарственных препаратов во флаконах с условием безвозмездной передачи в ЛПУ штук наборов (совместимых с устройством введения инжектором Stellant): шприц 200 мл с трубкой быстрого наполнения к инжектору Stellant (SSS-QFT или SSS-SPK) в количестве, соответствующем количеству пациентов, для обеспечения которых закупаются лекарственные препараты в картриджах, участником аукциона не дано согласие на поставку лекарственных препаратов во флаконах с условием безвозмездной передачи в ЛПУ штук наборов (совместимых с устройством введения инжектором Stellant)".
Вопрос взаимозаменяемости различных форм выпуска вышеуказанного препарата для Управления РСО-Алания не является спорным, так как в спецификации Заказчик, руководствуясь п.а ч.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2017 года N1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд"(далее - Постановление N1380), допускает возможность поставки лекарственных препаратов во флаконах с условием безвозмездной передачи в ЛПУ штук наборов (совместимых с устройством введения инжектором Stellant): шприц 200 мл с трубкой быстрого наполнения к инжектору Stellant (SSS-QFT или SSS-SPK) в количестве, соответствующем количеству пациентов, для обеспечения которых закупаются лекарственные препараты в картриджах.
Однако, Заявитель в своей заявке не представил конкретные показатели требуемого шприца, не предоставил информацию о его совместимости с вышеуказанными инжекторами и о безвозмездной передачи в ЛПУ штук (наборов), кроме того не указана страна происхождения товара, то есть, предложение Заявителя не соответствует требованиям спецификации.
На основании изложенного, Управление РСО-Алания считает жалобу Заявителя необоснованной.
Кроме того, Управлением РСО-Аланияна рассмотрении дела были приобщены решения Рязанского УФАС России по делу N695-03-2/2017 от 11.01.2018 г., Омского УФАС России N03-10.1/332-2017 от 11.12.2017 г.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
18 июня 2018 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Управлением РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд были размещены извещение о проведении электронного аукциона N0310200000318001390 на поставку медикаментов (далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 18.06.2018 г. ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания (далее - Аукционная документация).
1. Согласно Протоколу Заявителю, заявке которого присвоен порядковый номер 4, было отказано в допуске к участию в Аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что информация, представленная в его заявке на участие в Аукционе, предусмотренная подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе не соответствует требованиям, установленнымабзацем "б" подпункта 1 пункта 6.1 части 6 Аукционной документации, а именно:"предлагаемый к поставке товар "Йопромид. раствор для инъекций 370 мг йода/мл, 100 мл - флаконы (10) - пачки картонные" по показателю "флаконы (10) - пачки картонные" не соответствует значению, установленному в спецификации аукционной документации, требование заказчика "раствор для инъекций, 370 мг йода/мл, 100 мл - картриджи".На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2017 г. N1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд", допускается возможность поставки лекарственных препаратов во флаконах с условием безвозмездной передачи в ЛПУ штук наборов (совместимых с устройством введения инжектором Stellant): шприц 200 мл с трубкой быстрого наполнения к инжектору Stellant (SSS-QFT или SSS-SPK) в количестве, соответствующем количеству пациентов, для обеспечения которых закупаются лекарственные препараты в картриджах, участником аукциона не дано согласие на поставку лекарственных препаратов во флаконах с условием безвозмездной передачи в ЛПУ штук наборов (совместимых с устройством введения инжектором Stellant)".
Подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и абзацем "б" подпункта 1 пункта 6.1 раздела 6 Аукционной документации установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе, при заключении контракта на поставку товара, должна содержать:
- согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
- конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 5 Информационной карты Аукционной документации указано, что предметом Аукциона является поставка медикаментов, и что поставщик обязан поставить товар, являющийся объектом закупки, в сроки, объеме и качестве, а также с учетом требований и условий, которые определены аукционной документацией, спецификацией, проектом контракта.
Из Спецификации,приложенной к Аукционной документации следует, что в ходе исполнения контракта необходимо поставить лекарственный препарат МНН Йодпромид в лекарственной форме - раствор для инъекций, при этом установлены следующие характеристики: раствор для инъекций, 370 мг йода/мл, 100 мл - картриджи с дозировкой 370 мг йода/мл 100 мл в количестве 72000 мл.
При этом Заказчиком установлено, что на основании Постановления N1380 допускается возможность поставки лекарственных препаратов во флаконах с условием безвозмездной передачи в ЛПУ штук наборов (совместимых с устройством введения инжектором Stellant): шприц 200 мл с трубкой быстрого наполнения к инжектору Stellant (SSS-QFT или SSS-SPK) в количестве, соответствующем количеству пациентов, для обеспечения которых закупаются лекарственные препараты в картриджах.
Кроме того, пунктом 21 Информационной карты Аукционной документации установлено, что участникам закупки, заявки которых содержат предложение о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Подтверждением страны происхождения товаров, является декларация участника закупки. Участник аукциона должен указывать (декларировать) в заявке на участие в аукционе страну происхождения поставляемого товара. Наименование страны происхождения товаров указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИС03166) 004-97) 025-2001. Ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в аукционе несет участник закупки.
Однако,первая часть заявки Заявителя на участие в Аукционе содержит предложение поставить в ходе исполнения контракта товар со следующими характеристиками: "Йопромид. раствор для инъекций 370 мг йода/мл, 100 мл - флаконы (10) - пачки картонные".
То есть, Заявителем в заявке не представлены конкретные показатели требуемого шприца, информация о его совместимости с вышеуказанными инжекторами и о безвозмездной передачи в ЛПУ штук (наборов), кроме того, не указана страна происхождения товара.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе, Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 и 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе либо несоответствия информации, представленной в заявке, требованиям Аукционной документации.
Таким образом, решение Единой комиссии Управления РСО-Алания об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе является обоснованным.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Из части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Правительством Российской Федерации могут устанавливаться особенности описания отдельных видов объектов закупок.
В соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе Постановлением N1380 были утверждены особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Подпунктами "б" и "в" пункта 5 Постановления N1380 установлено, что при описании объекта закупки не допускается указывать:
- дозировку лекарственного препарата в определенных единицах измерения при возможности конвертирования в иные единицы измерения (например, "МЕ" (международная единица) может быть конвертирована в "мг" или "процент" может быть конвертирован в "мг/мл" и т.д.);
- объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата, за исключением растворов для инфузий.
При этом пунктом 6 Постановления N1380 установлено, что описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 Постановления N1380, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать:
а) обоснование необходимости указания таких характеристик;
б) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 5 Информационной карты Аукционной документации, поставщик обязан поставить товары, являющиеся объектом закупки в сроки, объеме и качестве, а также с учетом требований и условий, которые определены аукционной документацией, техническим заданием и проектом контракта.
При этом, из Спецификации, приложенной к Аукционной документации следует, что в ходе исполнения контракта необходимо поставить лекарственный препарат МНН Йодпромид в лекарственной форме - раствор для инъекций, при этом установлены следующие характеристики: раствор для инъекций, 370 мг йода/мл, 100 мл - картриджи с дозировкой 370 мг йода/мл 100 мл в количестве 72000 мл.
Из пунктов 1, 2, 4 и 16 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон о лекарственных средствах) следует, что к лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты. Под фармацевтическими субстанциями понимаются лекарственные средства в виде действующих веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, обладающие фармакологической активностью, предназначенные для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяющие их эффективность, которые обозначаются международными непатентованными наименованиями (МНН).
Под лекарственными же препаратами понимаются лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.
Согласно части 1 статьи 13 Закона о лекарственных средствах, лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При этом из ч. 6 ст. 13, п. 2 ч. 2 ст. 18, пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о лекарственных средствах следует, что регистрация лекарственных препаратов производится под МНН действующего вещества и торговым наименованием препарата. В силу ч. 1 ст. 46 Закона о лекарственных средствах, оба наименования указываются на упаковке товара.
То есть, лекарственные средства в готовых для применения формах находятся в гражданском обороте в виде лекарственных препаратов, обозначаемых торговыми наименованиями, эффективность, основные полезные свойства которых определяются входящими в их состав фармацевтическими субстанциями, обозначаемыми МНН.
Соответственно, МНН определяет свойства лекарственных средств, которые, собственно, и необходимы для удовлетворения нужд заказчика.
То есть, Спецификация Аукционной документации содержит требования к объему наполнения первичной упаковки лекарственного препарата -100 мл, без возможности поставки аналогичных препаратов с иным объемом, чтоне соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и подпункта "в" пункта 5 Постановления N1380 и ограничивает количество участников закупки.
Действия должностного лица ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания, выразившиеся во включении в описание объекта закупки требования к товару, влекущее за собой ограничение количества участников Аукциона, содержат признаки административного правонарушения предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Письмо Федеральной антимонопольной службы России NАК/17227/17 от 17 марта 2017 года разъясняетобращение ООО "ДжодасЭкспоим"по вопросу взаимозаменяемости различных форм выпуска (первичных упаковок) лекарственных препаратов с МНН "Йодпромид" до вступления в силу Постановления N1390, и, кроме того, ни Заказчик, ни Управление РСО-Алания не оспаривают факт взаимозаменяемости различных форм выпуска вышеуказанного препарата.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать необоснованной жалобу ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" на действия РСО-Аланияпри проведении электронного аукциона N0310200000318000335 на поставку медикаментов.
2. Признать в действиях ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания при проведении Аукциона нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и подпункта "в" пункта 5 Постановления N1380.
3. Выдать государственному заказчика - ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания и Управлению РСО-Алания предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА219-07/18 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания, виновного в совершении выявленного нарушения, к административной ответственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 16 июля 2018 г. N А219-07/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2018