Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - начальника отдела административных производств А.Т. Чшиева,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Г.А. Радочинского,
при участии представителей:
ФБУ "УАЗ Минэкономразвития России": Е.А. Макаровой,
ООО "КК Бриз", уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 23.07.2018 NТФ/35172/18,
рассмотрев жалобу ООО "КК Бриз" (далее - Заявитель) на действия
ФБУ "УАЗ Минэкономразвития России" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий, сооружений и прилегающей территории Министерства экономического развития Российской Федерации (Закупка N0373100108618000010) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в нарушениях, допущенных при составлении аукционной документации.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 23.07.2018 NТФ/35172/18.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. В своей жалобе Заявитель указывает на то, что в Приложении N1 к Техническому Заданию, Заказчиком установлены требования к 94 товарам, которые планируется использовать в процессе выполнения работ, при этом требования к одним и тем же товарам в указаны разных таблицах, а именно:
1) Таблица 1.1. Группа показателей 1: Функциональные характеристики;
2) Таблица 1.2 Группа показателей 3: Физико-механические характеристики;
3) Таблица 1.3 Группа показателей 2: Габаритные размеры
4) Таблица 1.4 Группа показателей 5: Эксплуатационные характеристики
5) Таблица 1.5 Группа показателей 4: Потребительские свойства
При этом, по мнению Заявителя, установление требований подобным образом существенно усложняет процесс формирования заявки на участие в аукционе, поскольку в описании отсутствует наглядное соотнесение требуемых свойств товаров непосредственно с самим наименованием товара, который требуется Заказчику. Перечень требуемых товарных позиций и свойства, которыми такие товары должны обладать установлены отдельно друг от друга в разных частях документации. Кроме того, чтобы определить потребность Заказчика, участникам закупки необходимо постоянно сопоставлять разные части аукционной документации.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований подобным образом.
Таким образом, Комиссия Управления отмечает, что установление требований подобным образом может вводить участников закупки в заблуждение и повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности довода Заявителя и нарушении п.1 ч.1 ст.64, пп.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в составе аукционной документации размещена Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (далее - Инструкция), положения которой вводят в заблуждение участников закупки и препятствуют формированию заявки на участие в аукционе.
Так, например, Заявитель указывает, что в инструкции по заполнению заявки установлено шесть различных положений с применением одного символа "-" (тире):
- в случае установления в требованиях к товару требования к значению показателя с использованием знака "-" установленного между числовыми значениями и без использования иных слов при наличии в наименовании показателя знака ":", участник закупки должен указать единицу измерения показателя, диапазон значений (два значения, входящих в установленный диапазон), при этом крайние значения не удовлетворяют потребностям Заказчика;
- в случае установления в требованиях к товару требования к значению показателя с использованием знака "-" установленного между числовыми значениями и без использования иных слов при отсутствии в наименовании показателя знака ":", участник закупки должен указать единицу измерения показателя, одно конкретное значение показателя, при этом крайние значения удовлетворяют потребностям Заказчика.
- в случае установления в требованиях к товару одновременно соответствующих минимального и максимального значений показателя товара, разделенных знаком "-" с использованием слов/словосочетаний, установленных к каждому из значений границ "не более", "более", "не менее", "менее", "не выше", "выше", "не ниже", "ниже", "от", "до", "", "не <", "
", "не >", ">", "не
", "<", "не
" при наличии в наименовании показателя знака ":", участник закупки должен указать единицу измерения показателя, диапазон конкретных значений показателя (нижнюю и верхнюю границу диапазона, требования к которым соответственно разделены знаком "-") без использования слов/словосочетаний "не более", "более", "не менее", "менее", "не выше", "выше", "не ниже", "ниже", "от", "до", "
", "не <", "
", "не >", ">", "не
", "<", "не
".
- в случае установления в требованиях к товару одновременно соответствующих минимального и максимального значений показателя товара, разделенных знаком "-" с использованием слов/словосочетаний, установленных к каждому из значений границ "не более", "более", "не менее", "менее", "не выше", "выше", "не ниже", "ниже", "от", "до", "", "не <", "
", "не >", ">", "не
", "<", "не
" при отсутствии в наименовании показателя знака ":", участник закупки должен указать единицу измерения показателя, одно конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям без использования слов/словосочетаний "не более", "более", "не менее", "менее", "выше", "ниже", "не ниже", "не выше", "от", "до", "
", "не <", "
", "не >", ">", "не
", "<", "не
".
- в случае установления в требованиях к товару одновременно соответствующих минимального и максимального значений показателя товара, разделенных знаком "-" с использованием перед значениями словосочетаний "в диапазоне" или "в интервале" и без использования иных слов при наличии в наименовании показателя знака ":", участник закупки должен указать единицу измерения показателя, одно конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям без использования словосочетаний "в диапазоне" или "в интервале", при этом крайние значения удовлетворяют потребностям Заказчика.
- в случае установления в требованиях к товару одновременно соответствующих минимального и максимального значений показателя товара, разделенных знаком "-" с использованием перед значениями словосочетаний "в диапазоне" или "в интервале" и без использования иных слов при отсутствии в наименовании показателя знака ":",участник закупки должен указать единицу измерения показателя, диапазон конкретных значений показателя (нижнюю и верхнюю границу диапазона, требования к которым соответственно разделены знаком "-"), при этом крайние значения удовлетворяют потребностям Заказчика.
Также Заявитель указывает, что Заказчик излишне детализировал положения инструкции, устанавливающие требования к различным символам, которые имеют одно смысловое значение, значение, например:
- в случае установления в требованиях к товару требования к значению показателя с использованием знака "-" установленного между числовыми значениями и без использования иных слов при отсутствии в наименовании показателя знака ":", участник закупки должен указать единицу измерения показателя, одно конкретное значение показателя, при этом крайние значения удовлетворяют потребностям Заказчика.
- в случае установления в требованиях к товару одновременно соответствующих минимального и максимального значений показателя товара, разделенных знаком "-" с использованием слов/словосочетаний, установленных к каждому из значений границ "не более", "более", "не менее", "менее", "не выше", "выше", "не ниже", "ниже", "от", "до", "", "не <", "
", "не >", ">", "не
", "<", "не
" при отсутствии в наименовании показателя знака ":", участник закупки должен указать единицу измерения показателя, одно конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям без использования слов/словосочетаний "не более", "более", "не менее", "менее", "выше", "ниже", "не ниже", "не выше", "от", "до", "
", "не <", "
", "не >", ">", "не
", "<", "не
".
Также в пример Заявитель указывает на два положения инструкции в отношении символов ";" (точка с запятой), "/" (косая черта), союз "или", которые имеют противоречивый характер.
Таким образом, Заявитель указал, что два положения инструкции в отношении символов ";" (точка с запятой), "/" (косая черта), союз "или" имеют противоречивый характер. В первом случае Заказчик указывает, что его потребностям будет удовлетворять одно или несколько значений разделенных данными символами, в другом случае устанавливает требование, что участник обязан пре6дставить одно конкретное значение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления вышеуказанных положений Инструкции.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком при формировании аукционной документации положений п.2 ч.1 ст.64, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, установленным в Таблице 1.2 Приложения N1 к Техническому Заданию "Группа показателей 3: Физико-механические характеристики".
Согласно доводам Заявителя Заказчик установил требования к физико-механическим характеристикам в нарушения Закона о контрактной системе, который прямо не предусматривает описание физико-механических характеристик объекта закупки.
Так, представитель Заказчика в опровержение доводов Заявителя пояснил, что указанные в Таблице 1.2 физико-механические требования установлены к техническим, функциональным и качественным характеристикам товаров, подлежащих к использованию при выполнении работ, являющихся предметом закупки, которые обусловлены имеющейся у Заказчика действительной потребностью в товарах и основаны на технических решениях.
Также представитель Заказчика добавил, что оспариваемые требования установлены Заказчиком с учетом требований к характеристикам товаров, установленных нормативными документациями, определяющими производство, оборот и применение товаров на территории Российской Федерации, а также на основании мониторинга характеристик товаров, представленных на рынке различными производителям, декларирующими соответствие производимых ими товаров требованиям нормативных документов.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить каким образом оспариваемые требования препятствуют заполнению заявки, вводят участников закупки в заблуждение, а также не представил доказательств нарушения Заказчика Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
4. По мнению Заявителя, требования, установленные в аукционной документации к характеристикам товара 5, товара 8, товара 9, товара 12, товара 16, товара 22, товара 23, товара 25, товара 45, товара 55, товара 63, товара 74, товара 77, товара 94 являются избыточными.
На заседание Комиссии Управления установлено, что в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих, что требования к показателям, указанным в жалобе к вышеуказанным товарам являются избыточными и определяются в процессе испытания товаров и не определяются производителями товаров в отрытом доступе; а также что такие показатели не являются качественными и функциональными характеристиками показателей товара, которые Заказчик устанавливает в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе.
Так, Заявителем в жалобе отражены характеристики вышеуказанных товаров без указания на то, в соответствии с положениями каких ГОСТ такие характеристики определяются методом испытаний.
Также, в составе жалобы отсутствуют документы и сведения, свидетельствующие о том, что вышеуказанные требования могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, а также препятствуют корректному формированию Заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "КК Бриз" на действия ФБУ "УАЗ Минэкономразвития России" обоснованной в части установления требований к характеристикам товаров, а также неправомерных положений Инструкции.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.1,2 ч.1 ст.64, п.1,2 ч.1,2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии А.Т. Чшиев
Члены Комиссии Д.С. Бруев
Г.А. Радочинский
Исп. Г.А. Радочинский
8 (495) 784-75-05 (доб. 077-124)
1. ФБУ "УАЗ Минэкономразвития России"
наб. Овчинниковская, д. 18/1, стр. 2, г. Москва, 117997
2. ООО "КК Бриз"
ул. Бабушкина, д. 2а, оф. 39, г. Орехово-Зуево, Московская обл., 142601
3. ЗАО "Сбербанк-АСТ"
пер. Большой Саввинский, д. 12, стр. 9, г. Москва, 119435
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-9288/77-18 об устранении нарушении законодательства об осуществлении закупок
25.07.2018 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - начальника отдела административных производств А.Т. Чшиева,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Г.А. Радочинского,
на основании решения Комиссии от 25.07.2018 по делу N2-57-9288/77-18, по итогам рассмотрения жалобы ООО "КК Бриз" (далее - Заявитель) на действия ФБУ "УАЗ Минэкономразвития России" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий, сооружений и прилегающей территории Министерства экономического развития Российской Федерации (Закупка N0373100108618000010) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 25.07.2018 по делу
N2-57-9288/77-18 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 25.07.2018 по делу N2-57-9288/77-18
6. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 25.08.2018 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: .
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии А.Т. Чшиев
Члены Комиссии Д.С. Бруев
Г.А. Радочинский
Исп. Г.А. Радочинский
8 (495) 784-75-05 (доб. 077-124)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 июля 2018 г. N 2-57-9288/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2018