Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
при участии представителей:
Администрации поселения Щаповское: Григорьевой Т.Ю.,
ООО "Аванстрой": Незаметдинова Р.Р.,
рассмотрев жалобу ООО "Аванстрой" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Щаповское (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия объектов дорожного хозяйства поселения Щаповское (Закупка N0148300015918000018) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации требований, нарушающих законодательство об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 17.07.2018 NТФ/34407/18.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводу жалобы Заказчиком в технической части аукционной документации установлены требования к товарам, необходимым при выполнении работ:
п. "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие мелкозернистые, тип Б": Асфальтобетонная смесь должна представлять собой рационально подобранную смесь минеральных материалов щебня и песка с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии. Асфальтобетонные смеси должны выдерживать испытание на сцепление битумов с поверхностью минеральной части. Наибольший размер минеральных зерен до 20 мм.
При этом в аукционной документации установлено требование о соответствии применяемых товаров конкретным ГОСТ, в частности ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия".
Комиссией Управления установлено, что согласно п.3.1 и 4.1.18 ГОСТ 9128-2013 данные характеристики товара являются очевидными и неизменяемыми. Таким образом, выражая согласие на соответствие указанного товара ГОСТ 9128-2013, применяемый товар будет по определению обладать данными характеристиками.
Кроме того, согласно п.4.1.3 ГОСТ 9128-2013 наибольший размер минеральных зерен указан в виде диапазона значений.
Вместе с тем, согласно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе в случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения.
В то же время представителем Заказчика не представлено сведений, подтверждающих возможность указания конкретного значения для показателя "Наибольший размер минеральных зерен" на этапе подготовки заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, требования к товарам установлены в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
п. "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие мелкозернистые, тип В": содержание щебня или гравия в смеси не менее 30 %.
Согласно инструкции по заполнению заявки слова "не менее" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему.
В своей жалобе Заявитель указывает, что согласно п.4.1.5 ГОСТ 9128-2013 щебеночные и гравийные горячие смеси и плотные асфальтобетоны в зависимости от содержания в них щебня (гравия) подразделяют на следующие типы: В - св. 30 до 40%.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, требования к данному товару установлены в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
п. "Камни бетонные бортовые": Справочная масса камня бетонного бортового не > 0,10 т.
При этом в аукционной документации установлено требование о соответствии применяемых товаров конкретным ГОСТ, в частности ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия".
В своей жалобе Заявитель указывает, что согласно п.1.2.2 ГОСТ 6665-91 Марки, форма и класс бетона по прочности на сжатие камней должны соответствовать указанным в табл.1.
Комиссией Управления установлено, что в соответствии с п.1.2.2 ГОСТ 6665-91, при выборе конкретных размеров камня бетонного бортового Заказчику становится заведомо известна масса данных камней.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, требования к данному товару установлены в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
п. "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие мелкозернистые, тип Б": Смеси по вязкости используемого битума и температуры при укладке должны быть мелкозернистые и горячие, приготавливаемые с использованием вязких или жидких нефтяных дорожных битумов одной марки и укладываемые с температурой не менее 120°С.
п. "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие песчаные, тип Д": остаточная пористость св. 2,5* до 5,0* %. Содержание битума в смесях от 6,0* до 9,0* % по массе.
По мнению Заявителя согласно п.6.9 ГОСТ 9128-2013 на каждую партию отгруженной смеси потребителю выдают документ о качестве, в котором указывают обозначение настоящего стандарта и результаты испытаний, в том числе при отгрузке смеси потребителю каждый автомобиль сопровождают транспортной документацией, в которой указывают температуру отгружаемой смеси, а также остаточную пористость и пористость минеральной части. Также в соответствии с "приложением Г" ГОСТ 9128-2013 значение показателя "Содержание битума в смесях" определяется методом испытаний.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что данный ГОСТ не содержит указаний на методы проведения испытаний, после проведения которых становятся известными значения требуемых характеристик товара, в том числе значения по показателю "Содержание битума в смесях". Кроме того в соответствии с п.6.9 ГОСТ 9128-2013 выдаваемый потребителю документ должен содержать информации о испытаниях товара, проведенных производителем.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что данные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. Согласно доводу жалобы Заказчиком установлены требования к товару, отсутствующему в смете: п. "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие мелкозернистые, тип А".
В соответствии с п.2 ст.42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено сведений, подтверждающих наличие указанного товара в смете, а также не указал на раздел аукционной документации, где указано количество использования данного товара.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация составлена в нарушение п.1 ч.1 ст.33 и п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Аванстрой" на действия Администрации поселения Щаповское обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам, а также требований к товару, не являющимся предметом закупки.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г.Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены комиссии: Д.А. Сологов
К.А. Сомов
Сологов Д.А. Тел.: (495) 784-75-05 (180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 июля 2018 г. N 2-57-9118/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2018