Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
при участии представителей:
ГБУ "Автомобильные дороги ЮВАО": Кетова Е.Г., Зайцевой Ю.В.,
ООО "ПРОЕКТИН": Рубцова О.О.,
рассмотрев жалобу ООО "ПРОЕКТИН" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Автомобильные дороги ЮВАО" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию холодильных установок на катках с искусственным льдом в Юго-Восточном административном округе г. Москвы в 2018 году (среди СМП) (Закупка N0373200041118000202) (далее - электронный аукцион, аукцион) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. N ТФ/20494/18 от 28.04.2018.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1-2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам жалобы Заказчиком в технической части аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам:
- п. "Масло индустриальное" установлен требуемый показатель "Содержание механических примесей": "Отсутствие или Следы", при этом согласно ГОСТ 20799-88 п. 1.3.1. таблица 2 механические примеси должны отсутствовать.
- п. "Комплекты деталей трубопроводов из полиэтилена низкого давления (труба напорная)": "Длина должна быть > 5, 5-м", что не позволяет участникам закупки определить сколько значений длин, необходимо указать в первой части заявки.
- п. "Масло индустриальное": "Цвет на колориметре ЦНТ, единицы ЦНТ не более 6", что противоречит требованиям ГОСТ 20799-88, поскольку данное значение установлено ГОСТ "не более 4.5". Аналогичные нарушения содержаться по характеристикам "Температура застывания", "Температура вспышки, определяемая в открытом тигле".
- п. "Масло индустриальное": "Предельно допустимая концентрация углеводородов в воздухе рабочей зоны не менее 5 мг/м3", что позволяет участникам закупки указать в заявке соответствующее значение требованиям аукционной документации, но противоречащие требованиям ГОСТ 20799-88, поскольку максимальное значение согласно указанному ГОСТ 300 мг/м3.
- п. "Дифторхлорметан (Хладон 22)": "молекулярная масса более 80", что вводит участников закупки в заблуждение, поскольку согласно ГОСТ 8502-93 молекулярная масса установлена неизменной величиной и равна 86.47.
- п. "Набивки сальниковые асбестовые (тип 1)": "Набивка должна быть: плетеная, пропитанная жировым антифрикционным составом на основе нефтяных экстрактов, графитированная. Длина скатанных набивок: должен быть не менее 3 но до 10", что является неправомерным, поскольку согласно ГОСТ 5152-84 длина скатанных набивок не относится к требуемым плетеным набивкам.
- п. "Раствор этиленгликоля": "Удельная теплоемкость "при -10°", "при +20°", "при 0°С" не менее 0,990 ккал/кг/°С", что является неправомерным, поскольку согласно данным производителей удельная теплоемкость может иметь значение 0,990 ккал/кг/°С при +20°С, однако установлено требование "при -10°" и "при 0°С". "Удельная теплоемкость при -10°" по данным производителей может иметь максимальное значение 0,896 ккал/кг/°С или не нормируется, а при 0°С 0,980 ккал/кг/°С.
- п. "Автоматический выключатель" отсутствуют единицы измерения следующих величин: Номинальный ток, Наибольшая отключающая способность, Номинальное поперечное сечение присоединяемых медных проводников к резьбовым выводам, Верхнее предельно рабочее значение температуры воздуха при эксплуатации, что не позволяет участнику закупки дать предложение по данным характеристикам.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что по п. "Автоматический выключатель" при формировании требований к товару допущена техническая ошибка.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не представил возражения по доводам жалобы и согласился с доводами жалобы Заявителя относительно неправомерности установления требований к вышеуказанным необходимым товарам.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы Заявителя и о нарушении Заказчиком п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. По мнению Заявителя, требования к характеристикам товаров и материалов по следующим позициям являются излишне завышенными, а также являются требованиями, в том числе, к сырью (в том числе, к компонентному составу), из которого изготавливается товар, необходимый к поставке, так например:
п. "Этиленгликоль": "Массовая доля железа не должна превышать 0.0005 %. Массовая доля остатка после прокаливания должна быть 0.002 %".
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлены документы и сведения, согласно которым конкретные значения по вышеуказанным и подобным характеристикам возможно указать участнику закупки без проведения испытаний конкретной изготовленной партии товара. В свою очередь представитель Заказчика также затруднился пояснить, на основании каких нормативных документов и стандартов установлены подобные требования к товарам, так, например, каким ГОСТ регламентируются значения характеристики "Предел прочности при изгибе" для кровати.
Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеприведенные примеры подробного изложения в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые представляют собой в том числе показатели результатов технологических испытаний товаров, а также характеристикам компонентного состава товаров, являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, требования Заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, могут иметь признаки ограничения доступа к участию в закупке.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы Заявителя и о нарушении Заказчиком п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Заявитель также обжалует установление в аукционной документации требований о соответствии характеристик товаров положениям ГОСТ которые не распространяются на товары, описанные в технической части аукционной документации.
Например: установлено требование о соответствии положениям ГОСТ 1033-79 "Смазка солидол жировой. Технические условия" однако в технической части аукционной документации указание на необходимость использование такого товара как "солидол" отсутствует.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился подтвердить и обосновать необходимость и правомерность установления вышеуказанных требований, а также пояснить в какой части документации содержится обоснование установления вышеуказанных требований.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы Заявителя и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводам жалобы Заказчиком в технической части аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам:
- п. "Масло индустриальное": "Зольность не более 0,005", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку данный показатель может быть указан как два значения 0 и 005 или как одно значение 0.005.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Управления представителем Заявителя не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе, невозможности формирования заявки, а также об ограничении количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
5. Согласно доводам жалобы инструкцией не предусмотрено использование слова "вкл" п. 20, а также по п. "Масло" Заказчиком не установлены требования к определенному ГОСТ.
Вместе с тем, в составе жалобы не представлены документы и сведения, содержащие указание на то, почему, по мнению Заявителя, вышеуказанные требования являются неправомерными. В жалобе также отсутствует обоснование позиции Заявителя и указание на конкретные нарушения Заказчиком норм Закона о контрактной системы при формировании требований к товарам, необходимым к использованию при оказание услуг.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ПРОЕКТИН" на действия ГБУ "Автомобильные дороги ЮВАО" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии Д.С. Бруев
Е.А. Миронова
Исп. Д.С. Бруев
Тел. 8(495)784-75-05 доб.192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 мая 2018 г. N 2-57-5512/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2018