Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
заместитель председателя Комиссии: |
- Косимова М.П. |
- заместитель начальника отдела контроля закупок; |
члены Комиссии: |
- Тютюник В.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
|
- Пинегина А.А. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок |
в присутствии представителей:
- от заявителя - ООО "Контракт": не явились (уведомлены надлежащим образом),
- от уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края: Куделиной Анны Алексеевны (представитель по доверенности),
- от заказчика - Краевого государственного казенного учреждения "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края": не явились (уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ООО "Контракт" и материалы дела N7-1/396,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Контракт" (далее - Заявитель), на действия уполномоченного органа -- Комитета государственного заказа правительства Хабаровского края (далее - Уполномоченный орган), заказчика -- КГКУ "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края" (далее - Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Комплекс жилых домов социального назначения для инвалидов, детей-сирот и семей, имеющих детей-инвалидов в г.Хабаровске" (жилой дом N2) (N0122200002518003967).
Заявитель обжалует положения аукционной документации, а именно:
1. Установление требований о соответствии работ и материалов, используемых при их выполнении, недействующим стандартам: ГОСТ 8717.0-84, ГОСТ 30970-2002 (Локальный сметный расчет N 02-002, Ведомость объема работ N 02-002).
2. Отсутствие описания объекта закупки в части требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ, являющихся объектом данной закупки.
3. Отсутствие срока приемки выполненных работ в проекте контракта.
4. Включение в проект контракта неправомерных причин увеличения сроков исполнения обязательств.
На основании ст.99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N0122200002518003967 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 26.06.2018.
Объект закупки: выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Комплекс жилых домов социального назначения для инвалидов, детей-сирот и семей, имеющих детей-инвалидов в г. Хабаровске" (жилой дом N2).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 145 347 929,00 руб.
Источник финансирования: бюджет Хабаровского края.
Уполномоченный орган представил мотивированный отзыв на жалобу, в соответствии с которым считает доводы жалобы необоснованными, а положения аукционной документации соответствующими Закону о контрактной системе.
Изучив материалы дела и заслушав представителя Уполномоченного органа Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Предметом закупки является выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Комплекс жилых домов социального назначения для инвалидов, детей-сирот и семей, имеющих детей-инвалидов в г. Хабаровске" (жилой дом N2).
Входящий в состав аукционной документации Локальный сметный расчет N 02-002 и Ведомость объемов работ N 02-02 содержат, в том числе следующие ссылки:
- ГОСТ 8717.0-84*. Государственный стандарт Союза ССР. Ступени железобетонные и бетонные. Технические условия (утратил силу с 1 мая 2017 года),
- ГОСТ 30970-2002. Блоки дверные из поливинилхлоридных профилей. Технические условия (утратил силу с 1 июля 2015 года).
На заседании Комиссии Хабаровского УФАС России представитель Уполномоченного органа пояснил, что данные документы (ГОСТы) использовались Заказчиком в проектно-сметной документации в целях обоснования начальной (максимальной) цены контракта при использовании проектно-сметного метода и не определяют содержание заявки участника закупки или требования к качеству выполняемых работ по строительству.
Также, данные документы были установлены проектной организацией при разработке проектно-сметной документации.
Заказчиком от КГБУ "Единая государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края" получены Положительное заключение государственной экспертизы, а также Положительное заключение о достоверности сметной стоимости от 10.02.2014.
Таким образом, оспариваемые заявителем ГОСТы являлись предметом оценки и проверки государственной экспертизы и на момент ее проведения имели статус действующих документов, следовательно, внесение каких-либо изменений было бы безосновательно.
Изучив аукционную документацию Комиссия Хабаровского УФАС России установила, что действительно Локальный сметный расчет N 02-002 и ведомость объемов работ N 02-02 содержат ссылки на утратившие силу ГОСТы (ГОСТ 8717.0-84, ГОСТ 30970-2002). Вместе с тем, данные документы не определяют содержание заявки участника закупки, равно как и требования к качеству выполняемых работ по строительству объекта.
Довод жалобы в данной части признать необоснованным.
2. В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В п. 4.2.3 раздела I аукционной документации "Инструкция участникам аукциона в электронной форме" указано, что должна содержать первая часть заявки на закупку на выполнение работы или оказание услуги: согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.
На заседании Комиссии Хабаровского УФАС России представитель Уполномоченного органа в данной части пояснил, что установление требований к товарам, применяемым при производстве работ представляет собой право, а не обязанность заказчика, таких требований в аукционной документации установлено не было.
Отдельных требований по аналогии с требованиями показателей товара, применяемых при производстве работ, установлено к материалам не было, т.к. материалы не представляют собой каких-либо отдельных и самостоятельных товаров, в связи с чем у участника отсутствует обязанность указывать в заявке конкретные показатели товара.
Требования к материалам в локальных сметных расчетах использованы исключительно в целях обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а не с целью указания участником закупки в своей заявке или использования при выполнении работ именно этих материалов.
Комиссией Хабаровского УФАС России при анализе аукционной документации установлено, что результатом выполненных работ по контракту является построенный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
Кроме того, достаточно выразить согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией. Отдельных требований к материалам аукционной документации не предусмотрено, так же как и отсутствует требование об обязанности указывать конкретные показатели товара (материалов).
В соответствии п.1 ст.743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Довод Заявителя в данной части не находит своего подтверждения.
3. В соответствии с ч.5 ст.110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
В составе опубликованной аукционной документации имеется График выполнения строительно-монтажных работ и оплаты, являющийся неотъемлемой частью контракта, в котором отражены сроки выполнения работ по этапам и сроки оплаты, а также срок окончания работ по контракту.
П.6.2 раздела 6 "Порядок сдачи и приемки работ" проекта контракта, представляющего собой часть V аукционной документации, установлено, что приемка выполненных работ по Объекту производится Заказчиком поэтапно, по каждому выполненному этапу Работ, в соответствии со сроками выполнения этапов Работ, установленными контрактом.
По окончании выполнения соответствующего этапа Работ Подрядчик обязан сообщить Заказчику о готовности к сдаче результата выполненного этапа Работ и представить Заказчику в срок не позднее 2 рабочих дней с момента окончания срока выполнения соответствующего этапа Работ два экземпляра отчетной и исполнительной документации (п. 6.3 проекта контракта).
П. 6.7 проекта контракта установлено: Заказчик в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения от Подрядчика извещения о готовности к сдаче результата выполненного этапа Работ, а также исполнительной и отчетной документации осуществляет приемку выполненного этапа Работ и, при установлении полного соответствия выполненных Работ требованиям настоящего контракта, направляет Подрядчику подписанный акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2) соответствующего этапа.
Таким образом, довод заявителя относительно отсутствия сроков приемки выполненных работ не находит своего подтверждения в аукционной документации.
4. Согласно ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
Проектом контракта аукционной документации предусмотрен раздел 11 "Обстоятельства непреодолимой силы", согласно которому стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств по настоящему контракту в случае, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, а именно: наводнения, пожара, землетрясения, диверсии, военных действий, блокад, изменения законодательства, препятствующих надлежащему исполнению обязательств по настоящему контракту, а также других чрезвычайных обстоятельств, подтвержденных в установленном законодательством порядке, которые возникли после заключения настоящего контракта и непосредственно повлияли на исполнение Сторонами своих обязательств, а также которые Стороны были не в состоянии предвидеть и предотвратить.
При наступлении таких обстоятельств, срок исполнения обязательств по настоящему Контракту отодвигается соразмерно времени действия данных обстоятельств постольку, поскольку эти обстоятельства значительно влияют на исполнение настоящего контракта в срок (п. 11.1, 11.2 проекта контракта соответственно).
Положения контракта аукционной документации не предусматривают изменение сроков исполнения обязательств, а уточняют порядок действия сторон в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы. Срок выполнения работ, определенный Контрактом является неизменным, а в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы приостанавливается на период продолжительности таких обстоятельств, так как выполнение работ в такой период времени невозможен.
Согласно ч.3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что положения контракта аукционной документации не относятся к пунктам об изменении и расторжении государственного контракта, а лишь описывают обстоятельства непреодолимой силы. При этом информация об изменении и расторжении контракта указана в разделе 17 Информационной карты аукционной документации в соответствии с требованиями ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
признать жалобу ООО "Контракт" на действия уполномоченного органа -- Комитета государственного заказа правительства Хабаровского края, заказчика -- КГКУ "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Комплекс жилых домов социального назначения для инвалидов, детей-сирот и семей, имеющих детей-инвалидов в г.Хабаровске" (жилой дом N2) (N0122200002518003967) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Заместитель председателя Комиссии:
Члены Комиссии: |
М.П.Косимова
В.В.Тютюник
А.А.Пинегина
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 18 июля 2018 г. N 247
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2018