Резолютивная часть объявлена 27.07.2018 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 31.07.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Иванов В.П. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Воросцова Е.Е. - Эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Вшивцев А.Н. на основании доверенности от 26.10.2016;
от Уполномоченного органа - Козырева И.Н. на основании доверенности N1 от 01.01.2018, Гайль И.Н. на основании доверенности от 15.05.2018;
рассмотрев жалобу ООО "Ремточстрой Инжиниринг" (ИНН 2223620192, ОГРН 1172225038479) от 20.07.2018 N1102-ж на действия Заказчика - бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий" Уполномоченного органа - департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении электронного аукциона предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Горизонт", расположенному по адресу: г. Белоярский, ул. Центральная, дом 15А (дополнительные работы)" (извещение N0187200001718000573) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, при проведении электронного аукциона. В своей жалобе Заявитель указал следующее.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заявитель полагает, установленные Заказчиком требования указанному принципу не отвечают.
Позиция 3. Шпаклевка. Жизнеспособность раствора от 30 мин (значение неизменяемое).
Позиция 4. Грунтовка. Расход не более 100 г/м2 (значение неизменяемое). Время высыхания не более 3 часов (значение неизменяемое).
Позиция 24. Грунтовка водно-дисперсионная. Время высыхания до степени 3 при 20 градусов С не более 3 ч (значение неизменяемое). Расход не более 350 г/м2 (значение неизменяемое).
Позиция 42. Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен. Термическая стойкость глазури +125°C или +150°C.
Позиция 63. Раствор готовый кладочный цементно-глиняный или цементно-известковый. Расход цемента не менее 100 кг/м3 (значение неизменяемое). Водоудерживающая способность не менее 90% (значение неизменяемое) или, не менее 93% (значение неизменяемое).
Позиция 78. Краска водоэмульсионная для внутренних работ. Расход на один слой 110-140 г/м2 (значение неизменяемое). Время высыхания не более 1 часа при температуре воздуха от +20°С и влажности не более 65% (значение неизменяемое).
Позиция 161. Клей. Расход не более 5 кг/м2 (значение неизменяемое).
Позиция 258. Пена монтажная противопожарная полиуретановая. Время сдерживания огня в монтажном соединении до 4х часов (значение неизменяемое). Предел звукоизоляции до 41 Дб (значение неизменяемое). Диапазон температурного сопротивления (краткосрочное) от -40°С до +130°С.
Позиция 261. Дверь противопожарная металлическая однопольная. Предел огнестойкости по потере целостности и теплоизолирующей способности более 45 минут в соответствии с ГОСТ 30247.0-94.
Позиция 282. Клей плиточный. Жизнеспособность раствора до 190 минут (значение неизменяемое). Время укладки плитки не более 20 минут (значение неизменяемое).
Позиция 284. Затирка для плитки. Время жизни раствора после замешивания не более 1 час (значение неизменяемое). Время твердения не более 24 часа (значение неизменяемое).
Позиция 286. Клей плиточный. Время ожидания перед затиркой швов более 23 ч (значение неизменяемое). Диапазон времени жизни готовой смеси 450-500 мин. Время корректировки положения плитки до 60 мин. (значение неизменяемое).
Позиция 288. Затирка для плитки. Время жизни раствора после замешивания не более 1 час (значение неизменяемое). Время твердения не более 24 часа (значение неизменяемое).
Позиция 344. Предел прочности при изгибе, МПа, не менее 25,0 (значение неизменяемое) или, не менее 28,0 (значение неизменяемое). Водопоглащение, %, не более 3,5 (значение неизменяемое) или, не более 4,5 (значение неизменяемое).
Позиция 425. Краски масляные цветные густотертые. Укрывистость невысушенной пленки краски не более 65 г/м2 (значение неизменяемое) или, не более 180 г/м2 (значение неизменяемое) или, не более 35 г/м2 (значение неизменяемое). Степень перетира не более 40 мкм (значение неизменяемое) или, не более 45 мкм (значение неизменяемое).
В соответствии с Письмом ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. ФАС России сообщает территориальным органам о необходимости учета позиций, изложенных в письме, при осуществлении полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
Заявитель полагает, что при описании объекта закупки в Техническом задании документации об электронном аукционе заказчиком допущены нарушения пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании объекта закупки и установлении требований к товарам, работам, услугам, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки. Закон не обязывает участника иметь товар в наличии на момент подачи заявки. Выше установленные требования можно определить только методом испытания.
Заявитель считает, что своими действиями Заказчик нарушил положения законодательства РФ о контактной системе в сфере закупок и законодательство о защите конкуренции, тем самым нарушив наше право на участие в определении подрядчиков и наше право на заключение контракта.
Требования Заказчика вводят участников закупки в заблуждение и нарушают положения пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
В связи с тем, что допущенные Заказчиком нарушения не позволяют корректно сформировать заявку на участие в аукционе, а также оценить целесообразность участия в нем Заявитель просит приостановить определение поставщика по закупке N 0187200001718000573 до рассмотрения настоящей жалобы по существу, провести проверку закупки N 0187200001718000573 на соответствие требованиям действующего законодательства РФ, Признать положения документации несоответствующими Закону N 44-ФЗ, обязать Заказчика внести соответствующие изменения в документацию об электронном аукционе.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Горизонт", расположенному по адресу: г. Белоярский, ул. Центральная, дом 15А (дополнительные работы)" (извещение N0187200001718000573) размещены на официальном сайте единой информационной системы 06.07.2018.
Согласно протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от 30.07.2018 N0187200001718000573-1, в соответствии с частью 8 статьи 67 Федерального закона от 05 апреля 2013 г N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" аукцион признан несостоявшимся (принято решение об отказе в допуске всем участникам закупки).
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пункты Перечня, на которые ссылается Заявитель, а именно позиции 3, 4, 24, 63, 78, 161, 258, 282, 284, 286, 288, 344, 425 описаны Заказчиком в техническом задании аукционной документации с применением неизменяемых значений и диапазонных показателей.
Комиссия Управления отмечает, что установленные показатели и характеристики в техническом задании не противоречат части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, согласно которой документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 24 инструкция по заполнению первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при подаче сведений участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в части II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ".
В случае, если в ГОСТе, ТУ, паспорте или других технических документах установлены одни допустимые значения показателей, а инструкция по заполнению заявки предписывает указать иные значения, показатели товаров в любом случае должны быть заполнены в строгом соответствии с настоящей инструкцией.
В случае если в части II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" содержатся требования к году изготовления поставляемого товара, участник должен предложить значение указанного показателя. Предлагаемое участником значение показателя поставляемого товара может быть указано в виде конкретного цифрового значения или сопровождаться словами "не менее", "не ранее". Значения предлагаемых участником показателей не должны содержать слова или сопровождаться словами "должен быть". При несоблюдении указанных требований заявка участника подлежит отклонению.
Раздел I "конкретные значения"
Участник предлагает одно конкретное значение, за исключением описания диапазонных значений (Раздел II), в случае применения заказчиком в техническом задании при описании значения показателя с использованием следующих слов (знаков):
- слов "не менее", "не ниже" - участником предоставляется значение равное или превышающее указанное;
- слов "не более", "не выше" - участником предоставляется значение равное или менее указанного;
- слов "менее", "ниже" - участником предоставляется значение меньше указанного;
- слов "более", "выше", "свыше" - участником предоставляется значение превышающее указанное;
- слов "не менее и не более", "не менее, не более", "не менее не более", "не менее; не более", "не менее/не более" - участником предоставляется одно конкретное значение в рамках значений верхней и нижней границы;
- слов "до" - участником предоставляется значение меньше указанного, за исключением случаев, когда указанное значение сопровождается словом "включительно" либо используется при диапазонном значении;
- слов "от" - участником предоставляется указанное значение или превышающее его;
- слов "от_ до_" - участником предоставляется одно конкретное значение в рамках значений;
- со знаком "+/-" (например - погрешность) - участником предоставляется конкретное цифровое значение с указанием знака "+/-";
- знака "-" - участником предоставляется конкретное цифровое значение.
В случае применение заказчиком в техническом задании перечисления значений показателя через союз "и", знаки "," ";", "/" - участник указывает все перечисленные значения показателя, при использовании союзов "или", "либо" - участники выбирают одно из значений. При использовании "и (или)" - участник предлагает одно или несколько значений показателя (на свой выбор). При этом при перечислении всех значений данного показателя участнику необходимо использовать союз "и", знаки ";" ",". При одновременном использовании знаков "," и союзов "или", "либо" участник указывает все значения показателя до союза "или", "либо" или значение указанное после союза "или", "либо" (например: 1, 2, 3 или 4; участник предлагает: вариант1 - 1, 2, 3; вариант 2 - 4).
Если показатель указан с использованием нескольких значений, требование слова (знака) применяются к каждому значению следующим после слова (знака), до нового слова или знака описывающего значение показателя (например: не менее 5*10 - слово (знак) "не менее" применяется к значению 5 и к значению 10).
Раздел II "диапазонные значения"
В случае, если заказчик в техническом задании перед значением показателя прописал слово "диапазон", участник должен предложить диапазонное значение в указанных границах заданными техническим заданием:
В случае применения заказчиком в техническом задании при описании диапазона:
- со знаком "-" - участник в заявке предлагает диапазонное значение, заданное техническим заданием (включаются верхние и нижние значения границ диапазона);
- со словами "диапазон может быть расширен" - участником представляется диапазон в рамках равных значениям верхней и нижней границы диапазона, либо значения расширяющие границы диапазона;
- если в Техническом задании устанавливается диапазонное значение, сопровождаемое словами "диапазон должен быть не менее от_- до", или "диапазон должен быть не более от_- до_", участник предлагает конкретные значения верхней и нижней границ диапазона показателя, соответствующие заявленным требованиям, но без сопровождения словами "должен быть не менее", "должен быть не более", допускается использование знака "-";
- при использовании в описании диапазона предлогов "от" и "до" предельные значения входят в диапазон, допускается использование знака "-".
Раздел III "общие сведения"
Если характеристики товара содержатся в колонке "Значения показателей, которые не могут изменяться (неизменяемое)" - участник не вправе изменять указанные значения.
В случае, если предложение с описанием характеристик товара сопровождается термином "значение (ия) неизменяемое (ые)", "неизменяемое (ые)", то требование о неизменности применяется относительно всего текста, который изложен перед данным термином от начала предложения, либо от знаков препинания "," ";", при их наличии в предложении, и до термина "значение(ия) неизменяемое (ые)", "неизменяемое (ые)" включительно.
Например: требования технического задания - "_, пропорции смеси 4,8-5,3 литра воды на не менее 25 кг клея (значение неизменяемое)" - участник в своей заявке должен предложить: "_, пропорции смеси 4,8-5,3 литра воды на не менее 25 кг клея (значение неизменяемое)."
При предоставлении участниками конкретных значений показателей необходимо исключить употребление слов и словосочетаний: "или", "либо", "и (или)", "должен быть/иметь", "должна быть/иметь", "должны быть/иметь", "может", "в основном", "и другое", "в пределах", "ориентировочно", "не более", "не менее", "не ранее", "не хуже", "не выше", "не ниже", "до" (за исключением диапазонных значений), "от" (за исключением диапазонных значений), "более", "менее", "выше", "ниже", "возможно" за исключением случаев, когда характеристика товара указана в колонке "Значения показателей, которые не могут изменяться (неизменяемое)" либо предложение с описанием характеристик товара сопровождается термином "значение (ия) неизменяемое (ые)", "неизменяемое (ые)" .
При использовании заказчиком в части II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" вышеуказанных терминов участник предлагает цифровое значение.
Документы, предусмотренные подпунктами 5, 6 и 7 пункта 23 части I "СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ АУКЦИОНЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" документации об аукционе, предоставляются в составе второй части заявки в случае установления соответствующих преимуществ, условий, запретов и ограничений в пунктах 7, 38-39 части I "СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ АУКЦИОНЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" документации об аукционе.
Несоблюдение указанных требований является основанием для принятия аукционной комиссией решения о признании заявки участника не соответствующей требованиям, установленным настоящей документацией об аукционе.
Таким образом, по мнению Комиссии Управления, в соответствии с инструкцией участникам в первой части заявки участникам необходимо указать неизменяемые показатели без их изменения, иные показатели в соответствии с инструкцией по заполнению заявки и ГОСТами, при этом, указание в первой части заявки неизменяемых и иных показателей из технического задания не свидетельствует об установлении Заказчиком и Уполномоченным органом требований об указании участниками закупки в заявках показателей товара, относящихся не к показателям самого товара, а к его составным частям, химическим показателям составных частей товара, результатам испытаний товара и другим физико-химическим свойствам, которые не могут быть известны участнику закупки.
Позиция 42 плитка керамическая глазурованная для внутренней облицовки стен, термическая стойкость глазури +125°C или +150°C, не противоречит ГОСТу 6141-91.
Позиция 261 дверь противопожарная металлическая однопольная, предел огнестойкости по потере целостности и теплоизолирующей способности более 45 минут в соответствии с ГОСТ 30247.0-94, предел огнестойкости по потере целостности и теплоизолирующей способности не противоречит ГОСТу 30247.0-94.
На основании вышеизложенного, нарушения Закона о контрактной системе не установлены.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссия Управления отмечает, что доводы и документы, подтверждающие доводы Заявителя о том, что в аукционной документации установлены требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, Заявителем не представлены.
Вышеизложенное соответствует требованиям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Ремточстрой Инжиниринг" (ИНН 2223620192, ОГРН 1172225038479) от 20.07.2018 N1102-ж на действия Заказчика - бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий" Уполномоченного органа - департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении электронного аукциона предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Горизонт", расположенному по адресу: г. Белоярский, ул. Центральная, дом 15А (дополнительные работы)" (извещение N0187200001718000573) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии В.П. Иванов
Члены Комиссии: А.Н. Плеханов
Е.Е. Воросцова
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 27 июля 2018 г. N 03/ВК
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2018