Резолютивная часть решения объявлена 24 июля 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 27 июля 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок Лебедева С.Н., специалист-эксперт отдела контроля закупок Ковалькова А.С.,
с участием:
от ООО "Ведикор" (далее - заявитель), представителя не направили, представили ходатайство о рассмотрении жалобы в их отсутствие,
от заказчика - Государственного учреждения - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заказчик), представителя по доверенности Кузнецовой А.В.,
от оператора электронной площадки - ООО "РТС-тендер", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Ведикор" на действия заказчика - Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку специальных устройств для чтения "говорящих книг", записанных на флэш-картах для обеспечения инвалидов в 2018 году (извещение N0271100000318000157) (далее - аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области поступила жалоба ООО "Ведикор" на действия заказчика - Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку специальных устройств для чтения "говорящих книг", записанных на флэш-картах для обеспечения инвалидов в 2018 году (извещение N0271100000318000157).
По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что аукционная документация на право заключения контракта на поставку специальных устройств для чтения "говорящих книг", записанных на флэш-картах для обеспечения инвалидов в 2018 году не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку заказчиком закупки допущены следующие нарушения при описании объекта закупки:
- заказчиком установлены в аукционной документации ограничивающие количество участников закупки требования к габаритным размерам закупаемого устройства; к выходной мощности его аккустической системы; требование о том, что встроенная акустическая система должна содержать широкополосные громкоговорители, расположенные в разных плоскостях для достижения стереоэффекта и иметь звукопроницаемую защиту от внешних повреждений; а также требование о том, что закупаемое устройство должно быть предназначено для воспроизведения "говорящих книг", записанных в специальном криптозащищенном формате, принятом Общероссийской общественной организацией инвалидов "Всероссийское Ордена Трудового Красного знамени общество слепых" (далее - ВОС) и Российской государственной библиотекой для слепых в качестве общероссийского стандарта для обеспечения фондов специальных библиотек и школ для слепых, "говорящих книг" международного формата DAISY, аудио-файлов и электронных текстов, тогда как такое требование признано незаконным Предупреждением о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства ФАС России N ИА/42719/18 от 09.06.2018;
- установив в аукционной документации показатели, требования, условные обозначения и терминологию, не предусмотренные законодательством о техническом регулировании и стандартизации, заказчик не обосновал в аукционной документации необходимость использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
- заказчиком при описании объекта закупки не учтено Техническое задание на поставку в 2018-2019 годах специального устройства для чтения цифровых "говорящих" книг - карманных тифлофлешплееров, а также письма об этом в Фонд социального страхования Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации, из которых следует, что объем закупок карманных "говорящих" книг должен составлять до 25 %.
В качестве одного из доводов жалобы заявитель указывает также на то, что заказчик уклонился от разъяснений на чётко поставленные вопросы в запросе на разъяснения положений аукционной документации, направленном ООО "Ведикор".
На основании вышеизложенного просит признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласен, представил письменные пояснения по существу жалобы и просит признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - Государственным учреждением - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, 10.07.2018 в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) размещено извещение N 0271100000318000157 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку специальных устройств для чтения "говорящих книг", записанных на флэш-картах для обеспечения инвалидов в 2018 году вместе с аукционной документацией.
Исходя из части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
На основании пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в аукционной документации должен установить требования к поставке товаров с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к условиям поставки товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к описанию объекта закупки, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении таких требований к объекту закупки.
В данном случае аукцион в электронной форме проводился заказчиком - Государственного учреждения - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, в интересах социально незащищённой группы населения инвалидов по зрению.
Согласно пункту 10 раздела I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" описание объекта закупки подробно представлено в разделе III документации.
В разделе III "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме заказчиком указаны технические требования на поставку специальных устройств для чтения "говорящих книг", записанных на флэш-картах для обеспечения инвалидов в 2018 году, в том числе следующие:
- специальное устройство для чтения "говорящих книг" на флеш-картах, предназначено для воспроизведения "говорящих книг", записанных в специальном криптозащищенном формате, принятом ВОС и Российской государственной библиотекой для слепых в качестве общероссийского стандарта для обеспечения фондов специальных библиотек и школ для слепых, "говорящих книг" международного формата DAISY, аудио файлов и электронных текстов (страница 24 раздела III "Описание объекта закупки" аукционной документации);
- встроенная акустическая система должна содержать широкополосные громкоговорители, расположенные в разных плоскостях для достижения стереоэффекта и иметь звукопроницаемую защиту от внешних повреждений" (страница 27 раздела III "Описание объекта закупки" аукционной документации);
- суммарная выходная мощность встроенной акустической системы: не менее 4,0 Вт (страница 27 раздела III "Описание объекта закупки" аукционной документации);
- габаритные размеры: длина не менее 170 мм и не более 200 мм, высота не менее 100 мм и не более 140 мм, глубина не менее 30 мм и не более 80 мм (страница 28 раздела III "Описание объекта закупки" аукционной документации).
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что указанные требования к закупаемым техническим средствам реабилитации были сформированы с учётом рекомендаций по разработке технических заданий на поставку специальных устройств для чтения "говорящих книг" на флеш-картах для инвалидов по зрению, подготовленных Фондом социального страхования Российской Федерации в виде типового технического задания, направленного в адрес заказчика письмом от 02.02.2016 исх. N02-09-11/12-04-1800.
Предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства ФАС России N ИА/42719/18 от 09.06.2018, которым признано ограничивающим конкуренцию требование указанного выше типового технического задания о том, что специальное устройство для чтения "говорящих книг" на флеш-картах, должно быть предназначено для воспроизведения "говорящих книг", записанных в специальном криптозащищенном формате, принятом ВОС и Российской государственной библиотекой для слепых, и предписывается Фонду социального страхования Российской Федерации отозвать письмо от 02.02.2016 N02-09-11/12-04-1800 с типовым техническим заданием по определению поставщиков специальных устройств для чтения "говорящих книг", в настоящее время обжалуется Фондом социального страхования Российской Федерации в Арбитражном суде г.Москвы (в подтверждение представителем заказчика представлена в материалы дела копия соответствующего искового заявления, Определение Арбитражного суда г.Москвы о принятии заявления к производству от 12.07.2018, дело NА40-154822/18-154-1774).
Таким образом, указанное предупреждение ФАС России в настоящее время не вступило в законную силу, у Фонда социального страхования Российской Федерации не возникла обязанность по отзыву письма от 02.02.2016 N02-09-11/12-04-1800 с типовым техническим заданием по определению поставщиков специальных устройств для чтения "говорящих книг", в связи с чем указанное типовое техническое задание в настоящее время является обязательным для использования территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской федерации, которым является заказчик.
Кроме того, представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил, что оспариваемые заявителем требования к закупаемым техническим средствам реабилитации обусловлены реальной потребностью получателей таких средств и связаны со следующим
Так, требование о том, что специальное устройство для чтения "говорящих книг" на флеш-картах, должно быть предназначено для воспроизведения "говорящих книг", записанных в специальном криптозащищенном формате, принятом ВОС и Российской государственной библиотекой для слепых, обусловлено тем, что криптозащита позволяет исключить возможность перезаписи "говорящих книг" и их прослушивания на обычных флеш-плеерах и компьютерах, что обеспечивает соблюдение требования законодательства в области охраны авторских прав.
Выходная мощность встроенной акустической системы характеризует механическую надежность акустики, значение данного показателя, указанное производителем в паспорте динамика или системы в целом, свидетельствует о том, что при проведении сигнала указанной мощности динамическая головка или акустическая система не выйдет из строя (вследствие критического разогрева, "закусывания" каркаса катушки, разрыва диффузора, повреждения гибких подвесов системы и т.п.).
Относительно требования раздела III "Описание объекта закупки" аукционной документации о том, что встроенная акустическая система должна содержать широкополосные громкоговорители, расположенные в разных плоскостях для достижения стереоэффекта и иметь звукопроницаемую защиту от внешних повреждений", а также о габаритных размерах представитель заказчика пояснил, что указанные показатели являются взаимосвязанными: требование к габаритным размерам закупаемого устройства реабилитации установлено с учётом потребности заказчика в двух громкоговорителях, необходимых для достижения стереоэффекта. Наличие возможности для слепых и слабовидящих пользователей осуществлять прослушивание в стереорежиме является одним из признаков реабилитационного свойства изделия.
Также в ходе заседании Комиссии представитель заказчика назвал семь производителей закупаемых средств реабилитации, продукция которых полностью соответствует требованиям заказчика, изложенным в аукционной документации:
1. ОАО "Исток Аудио Интернэшнл", Россия;
2. ООО "Лаборатория Электроники "ЭлскЖест", Россия;
3. Bones, Швейцария;
4. Shinano Kenshi Co., Ltd., Япония;
5. Human Ware, Канада;
6. HIMS, Корея;
7. ООО "Круст", Россия.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0271100000318000157 от 19.07.2018 на участие в рассматриваемом электронном аукционе подано две заявки, каждая из которых допущена заказчиком к участию в электронном аукционе.
Относительно довода заявителя о том, что, установив в аукционной документации показатели, требования, условные обозначения и терминологию, не предусмотренные законодательством о техническом регулировании и стандартизации, заказчик не обосновал в аукционной документации необходимость использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в ГОСТ Р 51632-2014 "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие технические требования и методы испытаний" описаны лишь общие технические требования к устройствам реабилитации, в настоящее время технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные документы, которыми были бы предусмотрены стандартные показатели, требования, условные обозначения, терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки - специальных устройств для чтения "говорящих книг", отсутствуют, следовательно, у заказчика не возникло обязанности обосновывать необходимость установления в аукционной документации требующихся ему показателей и характеристик объекта закупки.
Оснований не доверять пояснениям представителя заказчика у Комиссии не имеется. Кроме того, заявителем, в свою очередь, не представлено доказательств обратного: в тексте жалобы, поданной в Ярославское УФАС России ООО "Ведикор", отсутствуют ссылки на конкретные положения ГОСТа или иного технического регламента, которым не соответствуют определённые заказчиком в аукционной документации характеристики требуемого к поставке товара.
Относительно того, что заказчиком при описании объекта закупки не учтено Техническое задание на поставку в 2018-2019 годах специального устройства для чтения цифровых "говорящих" книг - карманных тифлофлешплееров, подготовленное ВОС, а также письма ВОС об этом в Фонд социального страхования Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации, из которых следует, что объем закупок карманных "говорящих" книг должен составлять до 25 %, представитель заказчика пояснил, что такие документы отсутствуют в распоряжении заказчика. Более того, указанные выше письма и техническая документация подготовлены и направлены негосударственной организацией, не носят нормативного характера, и, соответственно, не являются обязательными для исполнения заказчиком. Основания не доверять данным пояснениям представителя заказчика у Комиссии отсутствуют.
Таким образом, принимая во внимание всё вышеизложенное, Комиссия не усматривает в действиях заказчика - Государственного учреждения - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, нарушений законодательства о контрактной системе относительно формирования описания объекта закупки (установления требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам закупаемых специальных устройств для чтения "говорящих книг"), и, соответственно, довод заявителя об обратном не нашёл своего подтверждения.
Довод заявителя о том, что заказчик уклонился от разъяснений на чётко поставленные вопросы в запросе на разъяснения положений аукционной документации, направленном ООО "Ведикор".
Частью 1 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Исходя из частей 3-5 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Как установлено на заседании Комиссии, 12.07.2018 в адрес заказчика поступил запрос на разъяснение документации на право заключения контракта на поставку специальных устройств для чтения "говорящих книг", записанных на флэш-картах для обеспечения инвалидов в 2018 году.
13.07.2018 заказчиком в единой информационной системе размещены разъяснения положений аукционной документации по указанным выше запросам.
Изучив названный выше запрос, а также представленные в соответствии с ним разъяснения положений аукционной документации, Комиссия Ярославского УФАС России установила, что данные разъяснения были размещены уполномоченным органом в установленный законом срок, содержат, как того требуют положения законодательства о контрактной системе, указание на предмет запроса и не содержат указания на участника аукциона, подавшего запрос, а также не изменяют суть аукционной документации, следовательно, данные разъяснения соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе. Требований же к содержанию разъяснений положений аукционной документации (за исключением части 5 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ) законодательством о контрактной системе не предъявляется.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14
решила:
признать жалобу ООО "Ведикор" (ИНН 7725333747, ОГРН 1167746914719) на действия заказчика - Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 7604006689, ОГРН 1027600676344), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку специальных устройств для чтения "говорящих книг", записанных на флэш-картах для обеспечения инвалидов в 2018 году (извещение N0271100000318000157) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич
Члены Комиссии С.Н. Лебедева
А.С. Ковалькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 24 июля 2018 г. N 05-02/186ж-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2018