Резолютивная часть объявлена 2 августа 2018 года
Полный текст изготовлен __ августа 2018 года г. Иркутск
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
члены Комиссии: <_><_>;
при участии представителей Муниципального казенного учреждения Иркутского районного муниципального образования "Служба единого заказчика" (далее - Уполномоченное учреждение) - <_><_>;
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленных Общества с ограниченной ответственностью "Дрейд" (далее - Общество, Заявитель), Муниципального общеобразовательного учреждения Иркутского районного муниципального образования "Средняя общеобразовательная школа поселка Молодежный" (далее - Заказчик);
рассмотрев жалобу Заявителя на положения документации об электронном аукционе "Поставка электронно-вычислительной техники, ее комплектующих и периферийных устройств", извещение N 0834300022018000155 (далее - электронный аукцион), и в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России поступила жалоба Заявителя на положения документации об электронном аукционе.
Заявитель указывает на отсутствие в проекте контракта положений о начислении поставщику штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязательств; не несоблюдение запрета на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, происходящих из иностранных государств; на отсутствие в документации конкретных государственных стандартов, которым должен соответствовать товар; на отсутствие в проекте контракта условия о сроке возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта; а также на нарушение части 13 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Уполномоченным учреждением 16 июля 2018 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.rts-tender.ru размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0834300022018000155, а также Документация об электронном аукционе об аукционе в электронной форме среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций на поставку электронно-вычислительной техники, ее комплектующих и периферийных устройств (далее - Документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 082 399 рублей 00 копеек.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Уполномоченного учреждения, приходит к выводам о необоснованности жалобы.
Согласно части 1 статьи 64, части 5 статьи 63, пункту 10 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ документация и извещение об аукционе должны содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года N 1236 установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пункт 2 названного постановления содержит следующие правила:
"Установить запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению".
Названным постановлением также утвержден Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пунктам 5, 6 названного Порядка обоснование размещается заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Размещение обоснования в единой информационной системе в сфере закупок осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 названного Порядка обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки программного обеспечения в том числе в случае, если программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Описание объекта закупки содержится в Техническом задании (Наименование и описание объекта закупки) Информационной карты Документации об аукционе.
Так, товары, указанные в позициях 1, 6, 8, 9, 15 таблицы, приведенной в техническом задании, должны оснащаться операционными системами "Windows 10".
Однако, извещение и Документация об аукционе не содержат установленный вышеуказанным постановлением запрет. Заказчиком, Уполномоченным учреждением в единой информационной системе также не размещено обоснование невозможности использования такого запрета.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным учреждением допущено нарушение пункта 10 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем, в Документации об аукционе указано, что использование иного программного обеспечения не допускается в связи с необходимостью обеспечения совместимости операционной системы с существующей инфраструктурой и корректной работы.
Кроме того, Уполномоченным учреждением в своих возражениях пояснено, что в соответствии с пунктом 3.1 Руководства пользователя Станции записи ответов ЕГЭ (версия 1.8) такие станции должны оснащаться операционной системой "Windows 7/8.1/10".
Таким образом, довод жалобы о несоблюдении запрета на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, происходящих из иностранных государств, является обоснованным.
Согласно части 4 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ проект контракта является неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.
Пунктом 2 части 13 статьи 34 названного закона предусмотрено, что проект контракта должен содержать обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Пунктом 2.1 проекта муниципального контракта, являющегося приложением N 1 к Документации об аукционе, установлено следующее правило: "В случае, если настоящий Контракт будет заключен с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, сумма, подлежащая уплате такому физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой настоящего Контракта".
Положения вышеприведенного пункта проекта контракта противоречат пункту 2 части 13 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ.
Иные доводы жалобы не находят своего подтверждения.
В силу частей 4, 8 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в , установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 года N 1042.
Пункт 5 правил, утвержденных названным постановлением, определяет порядок расчета размера штрафа, налагаемого на поставщика (подрядчика, исполнителя) за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Вместе с тем, пункт 4 названных правил содержит специальный порядок расчета такого штрафа в случае проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Федерального закона N 44-ФЗ, то есть в случае осуществления закупок среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Установлено, что Заказчиком, Уполномоченным учреждением надлежащим образом соблюдены требования пункта 4 вышеуказанных правил.
Установление в Документации о закупке требования о соответствии поставляемых товаров требованиям государственных стандартов и отсутствие указания на конкретные стандарты не образует нарушение норм Федерального закона N 44-ФЗ.
В действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения отсутствуют и нарушения части 27 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ.
В силу указанной нормы в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 8.9 проекта муниципального контракта закреплено следующее положение: "Срок возврата Заказчиком Поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения настоящего Контракта (если такая форма обеспечения исполнения Контракта применяется Поставщиком): в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня получения и согласования Заказчиком соответствующего письменного требования Поставщика о возврате денежных средств, после выполнения обязательств по настоящему Контракту, в том числе гарантийных, на платежные реквизиты, указанные Поставщиком в таком требовании".
Таким образом, проект муниципального контракта Документации об аукционе содержит условие о сроках возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Поскольку выявленные нарушения не повлияли и не могли повлиять на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия, руководствуясь пунктом 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14, не выдает предписание об их устранении.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. признать жалобу частично обоснованной;
2. признать Заказчика, Уполномоченное учреждение нарушившими пункт 2 части 13 статьи 34, пункт 10 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. направить копии решения Заявителю, Заказчику, Уполномоченному учреждению, оператору электронной площадки;
4. оператору электронной площадки прекратить приостановление процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), введенное в связи с поступлением рассмотренной жалобы;
5. передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
Председатель Комиссии
Члены Комиссии |
|
<_>
<_>
<_>
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 2 августа 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2018