Резолютивная часть решения оглашена 30 июля 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 01 августа 2018 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя Пронина Сергея Юрьевича (далее - ИП Пронин С.Ю., заявитель) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для ГБУЗ "Городская больница им. А.П. Силаева г. Кыштым" (извещение N 0369300167618000101), в присутствии:
- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница им. А.П. Силаева г.Кыштым" (далее - заказчик) Глазковой Натальи Александровны, действующего на основании доверенности б/н от 30.07.2018,
- слушателя Мелякина Михаила Григорьевича - представителя ООО УралМедГрупп (победителя аукциона), действующего на основании доверенности N 01/18 от 09.01.2018;
- в отсутствие представителей заявителя, о времени и месте заседания Комиссии извещен, заявлений, ходатайств не представлено.
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 23.07.2018 поступила жалоба ИП Пронина С.Ю. на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для ГБУЗ "Городская больница им. А.П. Силаева г. Кыштым" (извещение N 0369300167618000101) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для ГБУЗ "Городская больница им. А.П. Силаева г. Кыштым" опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 04.07.2018 в 14:25.
Начальная (максимальная) цена контракта на поставку расходных материалов для ГБУЗ "Городская больница им. А.П. Силаева г. Кыштым" - 158 718,50 рублей.
Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0369300167618000101 от 12.07.2018.
Протокол проведения электронного аукциона от 16.07.2018.
Снижение начальной (максимальной) цены контракта по итогам проведения аукциона составило 26.51%.
Протокол подведения итогов электронного аукциона N 0369300167618000101.
На дату заседания Комиссии контракт не заключен.
Согласно жалобе ИП Пронина С.Ю аукционной комиссией неправомерно заявке с идентификационным номером 103518518 (заявитель) отказано в допуске к участию в аукционе ввиду непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе (конкретных показателей товара). По мнению заявителя, заявка участника закупки с идентификационным номером 103518518 содержала указание на конкретные характеристики предлагаемого к поставке товара, что подтверждается приложением N 3 к жалобе.
Также в жалобе заявитель указывает на нарушение аукционной комиссией требований, к содержанию протокола, а именно отсутствие в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0369300167618000101 от 12.07.2018 сведений о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился в части неправомерного отказа в допуске к участию в закупке заявке заявителя и пояснил, что заявка с идентификационным номером 103518518 не содержала конкретных показателей товара. Протокол рассмотрения заявок сформирован в личном кабинете у оператора электронной площадки, поэтому изменения и дополнения в него членами аукционной комиссии не вносились.
Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе (часть 3 статьи 67 Закона о контрактной системе).
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0369300167618000101 от 12.07.2018, участнику закупки с идентификационным номером заявки 103518518 отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе по причине непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе: "НЕ ПРИЛОЖЕН ФАЙЛ С КОНКРЕТНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ТОВАРА".
В пунктах 21, 22 информационной карты документации об аукционе указаны требования к содержанию, составу заявки, инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
Так, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Несоблюдение указанных требований является основанием для принятия аукционной комиссией решения о признании заявки участника не соответствующей требованиям, установленным настоящей документацией об аукционе.
Спецификация Приложение N 1 к информационной карте документации об аукционе в электронной форме) состоит из таблицы с указанием 23 наименований товара, его описания, единицы измерения и количества.
Следовательно, предложение участника закупки должно содержать указание на товар, определенный в спецификации документации об аукционе.
Вместе с тем, заявка участника закупки информацию о предлагаемом товаре, его характеристиках, количестве не содержала.
Комиссия антимонопольного органа критически относится к представленной в составе жалобы заявителя заявке на участие в закупке, поскольку из ответа на запрос, направленный в адрес оператора электронной площадки, документов, представленных заказчиком следует, что заявка с идентификационным номером 103518518 отсутствует как файл, не содержит указание (либо приложения с указанием) на показатели предлагаемого к поставке товара. Жалоба заявителя не содержит подтверждения, что в заявке ИП Пронина С.Ю., направленной оператору электронной площадки, присутствует предложение товара с описанием, характеристикой, страной происхождения.
Более того, в заявке отсутствует информация о наименовании страны происхождения товара, что также является основанием отказа в допуске участнику закупки.
Таким образом, заявка участника закупки с идентификационным номером 103518518 не содержит показателей товара, что не соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе, следовательно, действия аукционной комиссии правомерны, заявке участника закупки с идентификационным номером 103518518 отказано в допуске к участию в соответствии с частью 1, пунктом 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя не находит подтверждения, не обоснован.
2. Согласно части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0369300167618000101, пункт 35 информационной карты документации об аукционе заявки участников закупки определяют предоставление преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Кроме того, заявки участников закупки с идентификационными номерами 103510723, 103512147, 103516103, 103516492, 103518162, 103518527, 103518558 содержали предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства (Китай, США).
Из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0369300167618000101 от 12.07.2018 следует, что в протоколе отсутствует информация о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
Таким образом, в нарушение пункта 4 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0369300167618000101 от 12.07.2018 не содержит информацию о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
Довод заявителя обоснован.
При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
1. Как следует из содержания части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
Кроме того, в соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Согласно пункту 9.3 проекта контракта остаточный срок годности на момент поставки товара не менее 80% от установленного производителем срока годности.
Вместе с тем, установление срока годности товара в процентах не отвечает требованиям статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации и не позволяет определить потребность заказчика в остаточном сроке годности на приобретаемый товар.
2. В соответствии с требованиями части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указываются в документации о закупке.
При этом обязанность заказчика по установлению данных требований продиктована возложенными обязанностями на аукционную комиссию проверять соответствие участника указанным требованиям.
Вместе с тем, извещение об осуществлении закупки, сформированное на официальном сайте www.zakupki.gov.ru исчерпывающий перечень требований к участникам закупки не содержит. При этом указывает на формулировку: единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ), согласно пункту 15 информационной карты).
Документация о закупке содержит единые требования к участникам закупки. Вместе с тем, данные требования также в полной мере не соответствуют положениям действующего законодательства о контрактной системе.
Так, подпункт 1 пункта 15 информационной карты документации об аукционе фактически цитирует положения пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе без указания каким именно требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки должен соответствовать участник закупки.
Кроме того, заказчиком не установлено требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, требования к участникам закупки установлены заказчиком с нарушением пунктов 1, 11 части 1, части 5 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В силу части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Как следует из части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
При этом, в соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Как следует из пункта 17 информационной карты документации об аукционе: дата начала предоставления разъяснений положений документации об аукционе "04" июля 2018 года; дата окончания предоставления разъяснений положений документации об аукционе "08" июля 2018 года.
Поскольку дата и время окончания подачи заявок 12.07.2018 10:00, заказчиком дата окончания предоставления разъяснений положений документации об аукционе (08.07.2018 вместо 11.07.2018) указаны в нарушение положений пункта 11 части 1 статьи 64, частей 1, 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
4. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе 3 первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно пункту 21 информационной карты документации о закупке, устанавливающему требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, документация об аукционе не содержит сведения о представлении участниками закупки в составе первой части заявки согласия на поставку товара, на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, что не соответствует пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
5. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
5.1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Приложением N 1 к информационной карте документации об аукционе в электронной форме (Спецификация) потребность заказчика установлена посредством указания наименования приобретаемого товара, его описания, единицы измерения и количества. При этом, максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться в спецификации не указаны, что не позволяет сделать вывод о соблюдении заказчиком требований пункта 1 части 1, части 2 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (пункт 22 информационной карты документации о закупке) определяет, что предложение участника электронного аукциона (сведения о предлагаемом для поставки товаре) не должно содержать двойных предложений, неоднозначных предложений, слов "или эквивалент", "или", "не менее", "не более" за исключением предложения участника электронного аукциона в части остаточного срока годности.
Принимая во внимание содержание спецификации, Комиссия отмечает, что положения инструкции могут ввести в заблуждение потенциальных участников электронного аукциона при формировании предложения, ввиду отсутствия показателей товара, позволяющих определить соответствие расходных материалов требованиям заказчика.
5.2. Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, обозначения, терминологию, касающуюся технических и функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, которые предусмотрены техническими регламентами и документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации.
Таким образом, из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что условия исполнения контракта в части предоставления исполнителем документов, подтверждающих качество и безопасность товара, возлагают на заказчика обязанность указать в документации об аукционе, в том числе проекте контракта, исчерпывающий перечень таких документов, предусмотренных действующим законодательством.
Пунктом 2.1. Проекта контракта установлено, что качество товара должно соответствовать установленным в Российской Федерации государственным стандартам и подтверждаться соответствующими документами, оформленными в соответствии с требованиями нормативной документации.
Исходя из положений документации об аукционе не представляется возможным установить, каким установленным в Российской Федерации государственным стандартам должно соответствовать качество товара и какими документами, оформленными в соответствии с требованиями нормативной документации качество товара будет подтверждаться, поскольку не указаны конкретные нормативные документы, регламентирующие требования, которые предъявляются к приобретаемому товару, что является нарушением пункта 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
6. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия: 1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки; 2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены "Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила).
В нарушение частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 5, 6 Правил в проекте контракта отсутствует пеня за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом; не установлена ответственность за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Законом о контрактной системе), предложившем наиболее высокую цену за право заключения контракта; за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения (например, пункт 3.2 проекта контракта предусматривает обязанность поставщика предоставлять по требованию заказчика достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств).
Пункт 8.5 проекта контракта, согласно которому пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного договором, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных договором и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не соответствует положениям части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, а именно пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В нарушение пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проект контракта не включено обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
7. В нарушение пунктов 2, 3 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0369300167618000101 от 12.07.2018 не содержит обоснование решения об отказе в допуске к участию в электронном аукционе заявки участника закупки с идентификационным номером 103518518, указание положений документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, а также решение каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником и об отказе в допуске к участию в аукционе.
8. Согласно части 20 статьи 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 утверждены "Методические рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с пунктом 2.1. Методических рекомендаций обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет. При этом в обосновании НМЦК, которое подлежит размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию. Оригиналы использованных при определении, обосновании НМЦК документов, снимки экрана ("скриншот"), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В составе документации о закупке приложено обоснование НМЦК, согласно которому заказчик в качестве способа определения НМЦК использовал метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При этом таблица расчета НМЦК не содержит расчета указанной цены, отсутствуют реквизиты документов, на основании которых выполнен расчет.
Вместе с тем, указание на выполненный расчет необходимо для обеспечения возможности проверки соблюдения предусмотренного Законом о контрактной системе порядка установления НМЦК.
Таким образом, заказчиком при обосновании НМЦК не учтены положения Методических рекомендаций.
Действия заказчика могут быть квалифицированы по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что допущенные заказчиком, аукционной комиссией нарушения на результаты осуществленной закупки не повлияли, учитывая снижение начальной (максимальной) цены контракта по итогам проведенного электронного аукциона, Комиссия принимает решение выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе при заключении контракта.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Пронина С.Ю. на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для ГБУЗ "Городская больница им. А.П. Силаева г. Кыштым" (извещение N 0369300167618000101) обоснованной в части не указания в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0369300167618000101 от 12.07.2018 сведений о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в части неправомерного отказа в допуске к участию в аукционе не нашедшей подтверждения, необоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии пункта 4 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе.
3. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пунктов 1, 11 части 1, части 2, части 5 статьи 31, пункта 1, 2 части 1 статьи 33, частей 4, 5, 8, пункта 2 части 13 статьи 34, пунктов 1, 11 части 1, части 3 статьи 64, частей 1, 4 статьи 65, пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, пунктов 5, 6 Правил.
4. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях аукционной комиссии нарушение пунктов 2, 3 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
5. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
6. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии И.О. Кокшарова
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 30 июля 2018 г. N 485-ж/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2018