Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Строй лес" (далее Заявитель) на действия заказчика - ГБУ КК "Учреждение по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края" при проведении уполномоченным органом - департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края открытого электронного аукциона N 0318200063918001627 "На строительство гидротехнических сооружений в Крымском районе Краснодарского края по объекту "Защита территории Крымского района Краснодарского края от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка" в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
ООО "Строй лес" считает, что документация электронного аукциона не соответствует Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе): в разделе "Сведения о товарах" в позициях 10,11,12,13,14,15,16,17,18 "Горячекатаная арматурная сталь (периодического профиля) заказчик требует класс А-I (А 240), ГОСТ 5781-82. Согласно указанному ГОСТу (п.1.2) арматурную сталь класса А-I (А240) изготавливают гладкой. Таким образом, требования заказчика противоречат ГОСТ.
Представители заказчика, уполномоченного органа предоставили документацию электронного аукциона, заявку единственного участника, протоколы. По существу доводов пояснено, что некорректное изложение в рассматриваемой позиции класса не влияет на возможность исполнения контракта. Согласно статье 743 Гражданского Кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования и со сметой, определяющей цену работ. В проектной документации рассматриваемого аукциона указаны характеристики класса горячекатаной арматурной стали периодического профиля.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия в результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки на основании с.99 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края на официальном сайте ЕИС размещено извещение и документация электронного аукциона N 0318200063918001627 "На строительство гидротехнических сооружений в Крымском районе Краснодарского края по объекту "Защита территории Крымского района Краснодарского края от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка". Начальная (максимальная) цена контракта - 446 166 861,35 рублей. Заказчик - ГБУ КК "Учреждение по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края".
Документация о закупке должна содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч.3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
В составе документации размещены сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ (раздел 2 Описание объекта закупки), а также Инструкция по заполнению заявки.
В разделе "Сведения о товарах" в позициях 10,11,12,13,14,15,16,17,18 "Горячекатаная арматурная сталь (периодического профиля)" заказчик требует класс А-I (А 240), соответствие ГОСТ 5781-82.
В соответствии с п.1.1 ГОСТ 5781-82 в зависимости от механических свойств арматурную сталь подразделяют на классы А-I (А240), А-II (А300), А-III (А400); А-IV (А600), А-V (А800), А-VI (А1000). Арматурную сталь изготовляют в стержнях или мотках. Арматурную сталь класса А-I (А240) изготовляют гладкой, классов А-II (А300), А-III (А400), А-IV (А600), А-V (А800) и А-VI (А1000) - периодического профиля (п.1.2 ГОСТ 5781-82).
Таким образом, указанные заказчиком в "Сведениях о товарах" показатели в позициях 10,11,12,13,14,15,16,17,18 "Горячекатаная арматурная сталь (периодического профиля)" противоречат требуемому ГОСТ и позволяют указать в заявке недостоверные сведения, что подтверждается поданной на участие в закупке заявкой с показателями, несоответствующими ГОСТ 5781-82.
В ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией установлено следующее.
В позициях 1 и 2 заказчиком установлены требования: фланец (из проката листового горячекатаного) проход условный, мм 700х700, 900х900 соответствие ГОСТ 19903-2015. Указанный ГОСТ распространяется на листовой горячекатаный прокат. Таким образом, заказчиком в нарушение п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлены требования к материалу, из которого изготовлен товар. В связи с чем, соответствие фланца ГОСТ 19903-2015 невозможно.
В позициях 6 и 7 заказчик требует бетон тяжелый и мелкозернистый, ГОСТ 26633-2015. Согласно ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" бетон тяжелый - бетон плотной структуры средней плотностью более 2000 до 2500 кг/м включительно на цементном вяжущем и плотном мелком заполнителе; бетон мелкозернистый - бетон плотной структуры средней плотностью более 2000 до 2500 кг/мм
включительно на цементном вяжущем и плотном мелком заполнителе. Таким образом, бетон не может быть одновременно тяжелым и мелкозернистым. Вместе с тем, в соответствии с Инструкцией участник должен предоставить конкретное предложение, при этом наименование позиции изменению не подлежит. В связи с чем, при указанном изложении требований представление участниками закупки конкретных показателей будет иметь противоречивый характер.
Допущенные заказчиком нарушения Закона о контрактной системе при разработке документации содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99, ст.105, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строй лес" обоснованной.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика - ГБУ КК "Учреждение по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края" нарушение п.1) ч.1 ст.64, п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГБУ КК "Учреждение по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края", уполномоченному органу (отраслевой комиссии) - департаменту по регулированию контрактной системы Краснодарского края выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 378
по делу N ЭА-1210/2018
о нарушении законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
25 июля 2018 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Комиссия)
на основании своего решения по делу N ЭА-1210/2018 от 25.07.2018, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "Строй лес" на действия заказчика - ГБУ КК "Учреждение по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края" при проведении уполномоченным органом - департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края открытого электронного аукциона N 0318200063918001627 "На строительство гидротехнических сооружений в Крымском районе Краснодарского края по объекту "Защита территории Крымского района Краснодарского края от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка" в части нарушения законодательства о контрактной системе, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), предписывает уполномоченному органу (отраслевой комиссии) - департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края, заказчику - ГБУ КК "Учреждение по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края" устранить нарушение п.1) ч.1 ст.64, п.2) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и внесения изменений в извещение и документацию электронного аукциона с учетом требований Закона о контрактной системе и решения по делу N ЭА-1210/2018 от 25.07.2018. Продлить срок подачи заявок в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. Назначить новую дату подачи, рассмотрения заявок, проведения электронного аукциона;
- оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Уведомить участников, подавших заявки об отмене протоколов и внесения изменений в извещение и документацию электронного аукциона. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками в качестве обеспечения заявок на участие в электронном аукционе. Назначить время проведения аукциона.
Предписание должно быть исполнено в течение 10-ти дней с момента его размещения в единой информационной системе, об исполнении которого в обязательном порядке сообщить в Краснодарское УФАС России в течение 7 дней с момента его исполнения.
Настоящее предписание может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
В случае невыполнения предписания в установленный срок Краснодарское УФАС России вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 июля 2018 г. N ЭА-1210/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2018