Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С. - руководителя Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В. - ведущего специалиста-эксперт отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Федотова А.В. - специалиста-эксперт отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителей ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" Конинского С.Ю. (доверенность от 19.01.2018 N12-ЮК), Паджева В.В. (доверенность от 24.07.2018 N88-ЮК) и в отсутствие заявителя ООО "Безопасность-Инвест", рассмотрев жалобу ООО "Безопасность-Инвест" на действия государственного заказчика ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на установка элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Установка систем видеоконтроля (камер фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения) в Астраханской области, Республике Дагестан, Республике Калмыкия (номер извещения: 0318100043418000138), на основании статей 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 20.07.2018 поступила жалоба ООО " Безопасность-Инвест" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на установка элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Установка систем видеоконтроля (камер фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения) в Астраханской области, Республике Дагестан, Республике Калмыкия (номер извещения: 0318100043418000138) (далее - электронный аукцион).
В жалобе Заявителя сообщалось, что аукционная документация на проведение электронного аукциона на право заключить контракт на установка элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Установка систем видеоконтроля (камер фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения) в Астраханской области, Республике Дагестан, Республике Калмыкия (номер извещения: 0318100043418000138) (далее - аукционная документация) не соответсвует требованиям Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1) 19.07.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация об этом аукционе.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании пункта 1, пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из вышеизложенного следует, что Заказчик самостоятельно определяет функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки исходя из собственных нужд.
Заказчик в приложение N3 к аукционной документации в разделе XIII "Техническая часть" установил следующие характеристики к товару.
Система видеоконтроля (камер фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения) |
Диапазон измерений скорости движения, км/ч: - при измерении скорости в зоне контроля - не более 1 и не менее 300; - при измерении скорости на контролируемом участке дороги - не более 1 и не менее 300; |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности при измерении скорости, км/ч: - в зоне контроля: - в диапазоне от 1 км/ч до 100 км/ч включительно, не более - _ 1; - в диапазоне свыше 100 до 300 км/ч, не более - _ 2; - на контролируемом участке дороги: - в диапазоне от 1 до 100 км/ч включительно, не более - _ 1; - в диапазоне св. 100 до 300 км/ч не более - _ 2; | |
Дискретность установки порогового значения скорости, км/ч, не более - 1; | |
Количество зафиксированных (ТС), сохраняемых во встроенной памяти КФВФ, ТС, не менее - 200000; | |
Мощность, Ватт: не более 100; | |
Температура окружающей среды при эксплуатации, С | |
Межповерочный интервал, лет: не менее 2; | |
Срок службы, лет: не менее 6; | |
Климатическое исполнение, степень защиты: не менее IP65; | |
Питание от сети переменного тока напряжением 220 В. частотой 50 Гц.; | |
Должна сохранять работоспособность при отклонении напряжения питающей сети от минус 15 % до плюс 20% от номинального значения, частоты - на |
Согласно пункту 5.3 ГОСТа Р57144-2016 "Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото - и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением" нижний предел диапазона измеряемой скорости движения транспортных средств должен быть не более 20 км/ч. Верхний предел диапазона измеряемой скорости движения транспортных средств должен быть не менее 250 км/ч.
Таким образом, нижний предел скорости должен 20 км/ч и меньше, верхней предел скорости должен быть 250 км/ч и больше.
Комиссия изучив приложение N3 к аукционной документации в разделе XIII "Техническая часть" полагает что, установленные Заказчиком требования к минимальной и максимальной скорости соответствуют требованиям вышеуказанного ГОСТа.
Кроме того, пунктом 5.4 ГОСТа Р57144-2016 "Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото - и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением" установлено, что предел допустимой абсолютной погрешности измерений скорости движения транспортных средств не должен превышать:
- +/- 2 км/ч в диапазоне скоростей движения до 100 км/ч, +/- 2% в диапазоне скоростей движения свыше 100 км/ч - для технических средств автоматической фотовидеофиксации с алгоритмом трекинга транспортных средств;
- +/- 3 км/ч в диапазоне скоростей движения до 100 км/ч, +/- 3% в диапазоне скоростей движения свыше 100 км/ч - для технических средств автоматической фотовидеофиксации без алгоритма трекинга транспортных средств.
Указанные в техническом задании требования к допустимой погрешности измерений скорости ТС 1 км/ч в диапазоне скоростей движения до 100 км/ч соответствуют требованиям данного ГОСТа.
Таким образом довод Заявителя о том, что установленные Заказчиком характеристики не соответствуют ГОСТу Р57144-2016 не нашел свое подтверждение.
2) Заказчик в приложение N3 к аукционной документации в разделе XIII "Техническая часть" установил, что в целях повышения эффективности работы по предупреждению нарушений установленного скоростного режима должна обеспечиваться невозможность обнаружения системы радар-детекторами по электромагнитному излучению.
Заявитель в своей жалобе считает, что установленное вышеуказанное требования приводит к ограничению конкуренции, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Между тем, Комиссия не согласно с указанным выводом Заявителя по следующим основаниям.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий
Как следует из пояснений представителей Заказчика, требование об исключении возможности обнаружения средств автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения радар-детекторами по волновому излучению связано с основной целью внедрения автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения - снижения аварийности на автомобильных дорогах, поскольку резкое снижение скорости водителями автотранспортных средств при включении радар-детектора, так и возможное повышение скорости водителями автотранспортных средств после проезда средств автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения может привести к дорожно-транспортным происшествиям и созданию опасной дорожно-транспортной ситуации на дорогах.
Данное требование не ограничивает участие в закупке, т. к. ему соответствуют товары различных производителей. Представители Заказчика на рассмотрение жалобы представили документальное подтверждения, что к установленному требованию соответствуют следующие товары: комплексы измерительные программно-технические5 "Азимут-2", "Вокорд-Трафик Т", "ПТОЛЕМЕЙ-СМ", "Азимут 3", "Стрелка-Плюс".
Вместе с тем, Заявитель на рассмотрение жалобы не явился и не представил доказательств обратного.
3) Довод Заявителя о том, что Заказчик в аукционной документации не обосновал требования к температурному режиму не состоятельный по следующим основаниям.
Диапазон рабочих температур указан в аукционной документации с учетом технических характеристик, предъявляемых к специальным техническим средствам, работающим в автоматическом режиме и имеющим функции фото- и киносъемки , видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением (ГОСТ Р 57144-2016), а также требований межгосударственного стандарта ГОСТ 15150-69 "Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части взаимодействия климатических факторов внешней среды".
В соответствии с таблицей N1 ГОСТа 15150-69 устанавливаются следующие виды климатических исполнений:
- У -умеренный климат;
- УХЛ - умеренный и холодный климат;
- ТВ - влажный тропический климат;
- ТС - сухой тропический климат;
- Т - тропический климат;
- О - общеклиматическое исполнение (кроме морского);
- М - морской умеренно-холодный климат;
- ТМ - тропический морской климат;
- ОМ - общеклиматическое морское исполнение;
- В - все климатические исполнения (+50/-60°С).
В таблице N2 ГОСТа 15150-69 приведены категории изготовления изделий в зависимостим от места размещения при эксплуатации, в т.ч. [1] - на открытом воздухе (воздействие совокупности климатических факторов, характерных для данного макроклиматического района.
Комплексы ФВФНПДД эксплуатируются на открытом воздухе, следовательно подпадают под категорию изготовления N1.
В соответствии с таблицей N3 ГОСТа 15150-69 для изделия с типом изготовления N1 для данной климатической зоны (УХЛ) установлено верхнее предельное рабочее значение температуры: + 45°С.
В соответствии с ГОСТом 15150-69 для поверхностей, подвергаемых нагреву солнцем, верхнее, среднее и предельное рабочие значения температуры должны приниматься выше, чем указано в табл. 3 для изделий категории 1, на следующие величины:
для поверхностей, имеющих белый или серебристо-белый цвет, - на 15 °С;
для поверхностей, имеющих иной, кроме белого или серебристо-белого, цвет - на 30 °С.
Таким образом, согласно ГОСТу 15150-69 для изделий категории N1, имеющих белый или серебристо-белый цвет поверхностей верхнее предельное рабочее значение температуры: +60°С.
В соответствии с таблицей N3 ГОСТа 15150-69 для изделий категории N1 для данной климатической зоны установлено нижнее предельное рабочее значение температуры - 70°С.
Учитывая положения ГОСТа 15150-69 Заказчик правомерно установил в аукционной документации нижний температурный режим - 50°С.
3) Пунктом 8.10 проекта контракта установлено, что "обеспечить по требованию Заказчика установку на объекте камер видеонаблюдения с возможностью трансляции в режиме реального времени. Размещение камер должно обеспечивать озор всей зоны производства работ. Расходы на приобретение, монтаж, содержание в работоспособном состоянии систем видеонаблюдения, а также расходы на передачу данных с камер видеонаблюдения несет Подрядчик".
Требование установленное в пункте 8.10 проекта контракта установлено с целью организовать контроль за выполнением Подрядчиком работ в порядке, предусмотренном Сводом правил "Автомобильные дороги", утвержденным приказом Министерства регионального развития РФ от 30.06.2012 N272, Ведомственными строительными нормами, утвержденными Минавтодором РСФСР от 14.07.1989 NНА-18/266.
Также следует отме6тьить, что ведомостью объемов и стоимости (Приложение N7 к аукционной документации) не предусмотрено выполнение работ по установке систем видеонаблюдения с возможностью трансляции в режиме реального времени, следовательно возникновение обязательств Подрядчика предусмотренных пунктом 8.10 проекта контракта не является объектом закупки.
Таким образом, довод Заявителя о незаконном объединении закупки не нашел своего подтверждения.
4) Согласно пункту 3 "Технического задания" аукционной документации необходимо предусмотреть размещение КФВФ на существующих или вновь создаваемых опорных конструкция, фасадах зданий, опорах освещения, контактной сети, при условии их наличия в зоне размещения технических средств, а также оценить соответствие выбранной конструкции требованиям к размещаемому оборудованию. До начала обследования получить от Заказчика адресную ведомость установки камер с километровой привязкой. В случае необходимости разработать и рассчитать конструктивные элементы крепления КФВФ на консольные конструкции.
На этапе обследования Исполнитель передает Заказчику:
1) Утвержденный комплект документов в составе:
- Схема организации связи;
- Пояснительная записка к Схеме организации связи;
- Общая пояснительная записка;
- Описание автоматизируемых функций;
- Схема функциональной структуры;
- Схема организационной структуры;
- Описание организационной структуры;
- Схема автоматизации;
- Схема структурная комплекса технических средств;
- Описание комплекса технических средств;
- Схема размещения оборудования по каждому месту дислокации КФВФ со схемой кабельных соединений и пояснительной запиской;
- Описание информационного обеспечения;
- Программа и методики испытаний (тестирования);
- Комплект рабочей документации в составе:
- Ведомость оборудования и материалов;
- Рабочие чертежи, предназначенные для производства монтажных и пусконаладочных работ в объеме необходимом и достаточном для производства работ.
Таким образом, после заключения контракта и до начала обследования Исполнитель получает от Заказчика адресную ведомость установки камер с километровой привязкой, после чего должен провести обследование, разработать и представит Заказчику, указанные в техническом задании документы.
Согласование рубежей контроля для установки оборудования с ГИБДД и ЦАФАП МВД России по соответствующей республике (области) осуществляет Заказчик.
Кроме того, Комиссия считает, что отсутствие адреса (географические координаты) предполагаемого размещения объектов, не влияет на определение затрат, которые потребуются Исполнителю на исполнение контракта, поскольку Заказчиком установлен объем закупки и количества товара.
Таким образом довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
При таких обстоятельствах оснований для выдачи Заказчику предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе не имеется.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО " Безопасность-Инвест" на действия государственного заказчика ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на установка элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Установка систем видеоконтроля (камер фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения) в Астраханской области, Республике Дагестан, Республике Калмыкия (номер извещения: 0318100043418000138) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии: И.В.Русскина
А.В.Федотов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 25 июля 2018 г. N 284-РЗ-04-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2018