Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Контракт" (далее также - ООО "Контракт", заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Администрации муниципального района "Верхневилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) (далее также - АМР "Верхневилюйский улус (район)", заказчик): не явились, уведомлены надлежащим образом, представлены письменные пояснения;
рассмотрев жалобу ООО "Контракт" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту муниципальной автомобильной дороги Трудовой - Далыр (1-й этап) (изв. N 0116300007018000161), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Контракт" на действия заказчика АМР "Верхневилюйский улус (район)" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту муниципальной автомобильной дороги Трудовой - Далыр (1-й этап) (изв. N 0116300007018000161).
Из текста жалобы ООО "Контракт" следует, что заявителем обжалуется следующее:
1.Неправомерное установление к участникам закупки требований в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее также - Постановление N 99).
2. В нарушение Закона о контрактной системе заказчик в аукционной документации установил к участникам электронного аукциона требования к квалификации исполнителя.
3. В документации об аукционе отсутствует описание объекта закупки в части требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ.
4. В нарушение Закона о контрактной системе в проекте контракта не установлено условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой.
Просят признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Из письменных пояснений заказчика следует, что заказчик с доводами жалобы не согласен и просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-Тендер" - 19.04.2018 г.;
2) в извещение о проведении закупки внесены изменения - 07.06.2018 г.
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 14 482 589,00 руб.;
5) на участие в электронном аукционе поступила 1 заявка, признанная по результатам рассмотрения соответствующей требованиям аукционной документации. Электронный аукцион признан несостоявшимся.
6) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобы ООО "Контракт" частично обоснованной по следующим основаниям.
Довод в части того, что заказчик неправомерно установил требование в соответствии с Постановлением N99, признается обоснованным на основании следующего.
ООО "Контракт" указывает на неправомерное установление к участникам закупки требований в соответствии с Постановлением N 99. По мнению заявителя неправомерность установленных требований подтверждается отсутствием проектной документации, что свидетельствует о том, что работы, требуемые к исполнению в данной закупке, не относятся к группе работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона. В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 Постановления N 99.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99, к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: - работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; - работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Таким образом, такое дополнительное требование предъявляется в случае, если объектом закупки являются работы строительные, которые относятся к указанным группам работ.
Согласно извещению о проведении закупки, документации об электронном аукционе, объектом закупки является на выполнение работ по ремонту муниципальной автомобильной дороги Трудовой - Далыр (1-й этап).
Комиссией установлено, что из положений документации об электронном аукционе, пояснений заказчика не следует, что в рамках исполнения контракта предусмотрены работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
Таким образом, положение Постановления N 99, предписывающее предъявление к участникам закупки дополнительных требований, при осуществлении закупки на выполнение работ, подлежащих выполнению в рамках исполнения данного контракта, не применяется.
Вместе с тем, пунктом 2 раздела 5 "Требования к участникам закупки" Информационной карты документации об электронном аукционе установлено следующее: "Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение строительных работ (строительство и (или) реконструкция и (или) капитальный ремонт объектов капитального строительства) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), установленной в пункте 4 раздела 3 информационной карты настоящей документации, на право заключить который проводится закупка".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении дополнительного требования к участникам закупки, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Довод в части того, что заказчик в аукционной документации неправомерно установил к участникам электронного аукциона о требование к квалификации исполнителя подлежит признанию обоснованным на основании следующего.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Таким образом, заказчиком в положениях аукционной документации дополнительные требования к участникам закупки устанавливаются только в том случае, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации.
Как установлено материалами дела, в пункте 14 "Требования к квалификации исполнителя" части 2 аукционной документации "Описание объекта закупки" установлены следующие требования: подрядчик для производства строительно- монтажных работ должен иметь персонал, имеющий квалификацию и опыт работы не менее 2-х лет, соответствующие выполняемым работам.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Поскольку возможность установления таких требований к участнику закупки не предусмотрена настоящим Федеральным законом, а также Правительством Российской Федерации по предмету закупки (выполнение работ по ремонту муниципальной автомобильной дороги Трудовой - Далыр), заказчиком нарушены требования части 3 статьи 33, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, а именно неправомерно установлены требования к участникам закупки.
Довод заявителя о том, что аукционная документация не содержит описания объекта закупки в части требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ, признан необоснованным по следующим основаниям.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено что, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе устанавливает требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам работ, являющихся предметом закупки, с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Объектом закупки является выполнение работ по ремонту муниципальной автомобильной дороги Трудовой - Далыр (1-й этап).
Учитывая положения части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна не только предусматривать описание объекта закупки в соответствии с требованиями части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, но и содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. Способом определения такого соответствия является указание:
- максимальных и (или) минимальных значений таких показателей;
- значения показателей, которые не могут изменяться.
Материалами дела установлено, что аукционная документация содержит описание объекта закупки часть 2 (Техническое задание на выполнение подрядных работ), а также локальную смету. Таким образом, представляется возможным достаточно полно и четко определить установленные Заказчиком в аукционной документации требования к подлежащим выполнению в рамках настоящей закупки видам работ, а также используемым при выполнении последних материалам.
На основании вышеизложенного, довод заявителя признан необоснованным.
Довод в части неустановления условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, ООО "Контракт" физическим лицом не является, кроме того из данных Единого государственного реестра юридических лиц следует, что податель жалобы по своей организационно-правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью, то есть юридическим лицом.
Таким образом, в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что действия заказчика по неустановлению условий об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, нарушают права и законные интересы ООО "Контракт"
Довод заявителя признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" на действия заказчика АМР "Верхневилюйский улус (район)" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту муниципальной автомобильной дороги Трудовой - Далыр (1-й этап) (изв. N 0116300007018000161) обоснованной частично, обоснованными признаны доводы в части неправомерного установления к участникам закупки требований в соответствии с Постановлением N 99, установления к участникам электронного аукциона требований к квалификации исполнителя.
2. Признать заказчика АМР "Верхневилюйский улус (район)" нарушившим часть 6 статьи 31, часть 3 статьи 33, часть 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику АМР "Верхневилюйский улус (район)" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 5 июля 2018 г. N 06-678/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2018