Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Строй Лес" (далее - ООО "Строй Лес", заявитель, Общество): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Стройцентр" (далее - ООО ""Стройцентр", заявитель, Общество): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Контракт" (далее - ООО "Контракт", заявитель, Общество): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Строительные технологии" (далее - ООО "Строительные технологии", заявитель, Общество): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" (далее также - ГКУ "Служба государственного заказчика РС (Я)", заказчик): <_> представитель по доверенности);
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган, аукционная комиссия): <_> (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобы ООО "Строй Лес", ООО "Стройцентр", ООО "Контракт", ООО "Строительные технологии" на действия заказчика ГКУ "Служба государственного заказчика РС (Я)", уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Сельский дом культуры в с. Дикимдя Горного улуса Республики Саха (Якутия)" (изв. N 0116200007918001512), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "Строй Лес", ООО "Стройцентр", ООО "Контракт", ООО "Строительные технологии".
Из текста жалобы ООО "Строй Лес" следует, что заявителем обжалуется следующее:
1. В нарушение Закона о контрактной системе в плане-графике не указан планируемый срок окончания выполнения работ.
2. В проект контракта должно быть включено условие о том, что заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт, если подрядчик, чье членство в СРО обязательно, будет исключен из нее.
3. В нарушение Закона о контрактной системе заказчик в проекте контракта неправомерно установил требования к участникам закупки об оказании услуг собственными силами.
4. Установлено неправомерное условие проекта контракта о том, что участник закупки обязан предоставить новое обеспечение исполнения контракта на тех же условиях и в той же сумме.
5. В нарушение Закона о контрактной системе заказчик установил в п. 15.1.13 проекта контракта в случае внесения Подрядчиком в качестве обеспечения исполнения Контракта денежных средств, при условии надлежащего исполнения обязательств по Контракту указанные денежные средства возвращаются после прекращения обязательства, в течение 10 рабочих дней, с даты поступления соответствующего заявления Подрядчика по реквизитам Подрядчика, указанным в Контракте.
6. Наличия разночтения в плане-графике и проекте контракта, вводящие в заблуждение участников закупки относительно срока действия обеспечения исполнения контракта.
7. В позиции 16 "Трубы безнапорные канализационные из полипропилена, диаметром 50 мм" невозможно определить единицу измерения температуры.
8. В позиции 60 "Трубы стальные сварные водогазопроводные с резьбой черные обыкновенные (неоцинкованные)" невозможно определить какая толщина стенки труб требуется заказчику.
9. В позиции 11 "Писсуары полуфарфоровые и фарфоровые настенные с писсуарным краном с цельноотлитым сифоном" невозможно определить какое значение к какому параметру относится;
10. В позиции 93 "Выключатели автоматические" указано требование не в соответствии с ГОСТ 15150-69.
Из текста жалобы ООО "Контракт" следует, что заявителем обжалуется следующее:
1. В документации об электронном аукционе установлены излишние требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, показателей технологических процессов их изготовления, а также результатов испытаний таких товаров.
2. В документации об электронном аукционе установлены неправомерные требования о соответствии работ и материалов, используемых при их выполнении, недействующим/неопределяемым стандартам.
3. Наличие в проекте контракта условия о том, что заказчик не несет ответственности за нарушение сроков оплаты в связи с несвоевременным поступлением денежных средств из бюджета.
4. Заказчиком установлено незаконное требование по обязательному страхованию объекта строительства.
Из текста жалобы ООО "Стройцентр" следует, что заявителем обжалуется следующее:
Заказчик в аукционной документации установил излишние требования к упаковке и маркировке товара, используемого при выполнении работ, а именно маркировка должна быть нанесена на упаковку товара и включать в себя сведения о Заказчике, Поставщике, реквизитах Контракта, о самом товаре в соответствии с ведомостью поставки, его марки и модели. Также товар должен быть индивидуально упакован (пятислойный гофрокартон) в транспортировочную коробку.
Из текста жалобы ООО "Строительные технологии" следует, что заявителем обжалуется следующее:
Заказчик неправомерно установил требование о предоставлении участниками закупки в первой части заявки согласия (с указанием видов работ) на выполнение одного или нескольких конкретных видов работ участником закупки самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению контракта.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа с жалобами не согласилась, поддержала письменное пояснение.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика с жалобами не согласился, поддержал письменное пояснение.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив имеющиеся в деле материалы, установил следующее:
1) извещение N 0116200007918001512 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru - 28.03.2018 года;
2) внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона 10.04.2018 года, 08.06.2018 года;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 85 927 414,19 руб.;
5) на участие в электронном аукционе поступило 4 заявки от участников закупки;
6) 2 участника закупки не допущены к участию в электронном аукционе;
7) в ходе проведения электронного аукциона предложения о цене контракта поступили от 2 участников закупки;
8) вторая часть заявки 1 участника закупки признана соответствующей требований аукционной документации;
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "Строй Лес" частично обоснованной на основании следующего.
Довод в части отсутствия в плане-графике планируемого срока окончания выполнения работ, подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки: наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно).
В соответствии с пунктом 2 статьи 42, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона и аукционная документация должны содержать сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Материалами дела установлено, что в общих сведениях позиции плана-графика указан планируемый срок окончания исполнения контракта - декабрь 2019 года, в условиях закупки позиции плана-графика планируемый срок выполнения работ не указан.
Планируемый срок (сроки отдельных этапов) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг): не указано
Периодичность поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг): один раз в год.
Таким образом, план-график содержит указание на планируемые сроки/периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги.
Таким образом довод не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
Довод в части того, что в проект контракта должно быть включено условие о том, что заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт, если подрядчик, чье членство в СРО обязательно, будет исключен из нее, признан необоснованным в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Вышеуказанной нормой Закона о контрактной системе установлено право заказчика, а не обязанность включения условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта, следовательно, заказчик не обязан включать в проект контракта условие о том, что заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт, если подрядчик, чье членство в СРО обязательно, будет исключен из нее.
Довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Довод в части того, что заказчик в проекте контракта неправомерно установил требования к участникам закупки о выполнении работ собственными силами, подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В пункте 3.1.2. проекта контракта документации об электронном аукционе установлены следующее обязательства Подрядчика: выполнять строительно-монтажные работы по объекту в соответствии с условиями настоящего контракта, проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов, строительными нормами и правилами, иными нормативными документами в строительстве и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
В течение всего периода строительства производить своими силами и за свой счёт вывоз мусора, очистку дорог и подъездов. Обеспечивать охрану объекта и строительной площадки и иные мероприятия в соответствии с разработанным проектом производства работ.
При выполнении работ по подготовке земельного участка для строительства и по строительству объекта капитального строительства соблюдать требования, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации к составу и порядку ведения исполнительной документации, форме и порядку ведения общего и специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ (скрытых работ), порядку осуществления реконструкции, порядку консервации объекта.
Гарантировать, что любое лицо, привлеченное к выполнению Работ со стороны Подрядчика, выполняет их в соответствии с применимыми нормативно-правовыми актами, а также нормативными требованиями по вопросам, связанным с охраной труда и охраной окружающей среды.
В пункте 3.1.7 проекта контракта установлено следующее:
На территории строительной площадки своими силами и за свой счёт осуществлять устройство временных зданий и сооружений для хранения материалов, размещения работников и проведения прочих мероприятий, необходимых для выполнения работ по настоящему Контракту. Содержать временные здания и сооружения, материалы и технику в соответствии с установленными правилами и в соответствии с требованиями техники безопасности.
В пункте 3.1.17 проекта контракта установлено следующее:
Своими силами и за свой счёт на период строительства производить подключение объекта к действующим инженерным коммуникациям и сетям электроснабжения, а также обеспечить отвод ливневых стоков со строительной площадки. Заключать от своего имени договоры на временное снабжение строительной площадки теплом, водой, электроэнергией с соответствующими организациями, получать технические условия на период строительства от сетевой организации. В полном объеме нести по ним ответственность перед третьими лицами. Обеспечить на период строительства получение технических условий на инженерное обеспечение строительной площадки, с оплатой за потребление ресурсов.
Между тем, согласно пункту 31 Информационной карты Подрядчик обязуется привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 40% от стоимости Контракта.
В соответствии с пунктом 3.1.2 проекта контракта установлено следующее: гарантировать, что любое лицо, привлеченное к выполнению Работ со стороны Подрядчика, выполняет их в соответствии с применимыми нормативно-правовыми актами, а также нормативными требованиями по вопросам, связанным с охраной труда и охраной окружающей среды.
Согласно пункту 3.1.53. проекта контракта установлено следующее: привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 40% от стоимости Контракта.
Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что установив в проекте контракта требования к участникам закупки о выполнении работ собственными силами, нарушает часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Довод в части установления неправомерного условия проекта контракта о том, что участник закупки обязан предоставить новое обеспечение исполнения контракта на тех же условиях и в той же сумме, признан необоснованным в силу следующего.
Пунктом 15.1.9 проекта контракта установлено следующее:
"Если по каким-либо причинам обеспечение исполнения Контракта перестало быть действительным или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком обязательств по Контракту (в том числе в случае отзыва лицензии у банка, выдавшего банковскую гарантию), Подрядчик обязуется предоставить Заказчику иное (новое) обеспечение исполнения Контракта".
Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с пунктом 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Комиссия считает, что условие, предусмотренное пунктом 15.1.9 проекта контракта, не противоречит Закону о контрактной системе.
Кроме того, относительно указания заявителя на то, что подрядчик лишен возможности реализовать свое право на предоставление в ходе исполнения контракта обеспечения его исполнения в размере, уменьшенном на размер выполненных обязательств, Комиссия отмечает, что пунктом 15.1.11. проекта контракта предусмотрено, что в ходе исполнения Контракта Подрядчик имеет право предоставить Заказчику обеспечение исполнения Контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных Контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения Контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения Контракта.
Довод о том, что установление в проекте контракта дополнительных обязанностей подрядчика по предоставлению заявления о возврате денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, противоречит требованиям законодательства, признан необоснованным в силу следующего.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Как следует из материалов дела, в пункте 15.1.13 проекта контракта указано, что в случае внесения Подрядчиком в качестве обеспечения исполнения Контракта денежных средств, при условии надлежащего исполнения обязательств по Контракту указанные денежные средства возвращаются после прекращения обязательства, в течение 10 рабочих дней, с даты поступления соответствующего заявления Подрядчика по реквизитам Подрядчика, указанным в Контракте.
Комиссия антимонопольного органа, проанализировав положения пункта 15.1.13 проекта контракта, приходит к выводу, что положения данного пункта контракта не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, поскольку вышеуказанной статьей Закона о контрактной системе предусмотрено только наличие условия о сроках возврата заказчиком денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта поставщику (подрядчику, исполнителю). Данное условие в проекте контракта предусмотрено: с даты поступления соответствующего заявления Подрядчика в течение 10 рабочих дней.
Кроме того, в соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Положение части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для оформления и подачи заявки на участие в закупке.
Между тем, жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки ООО "Строй Лес" действиями заказчика.
Таким образом, довод заявителя подлежит признанию необоснованным.
Довод ООО "Строй Лес" в части наличия разночтения в плане-графике и проекте контракта, вводящие в заблуждение участников закупки относительно срока действия обеспечения исполнения контракта, подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки: наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно).
В плане-графике указан планируемый срок окончания исполнения контракта -декабрь 2019 год.
Согласно пункту 2 статьи 42, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Пунктом 11 Информационной карты аукционной документации установлено, что срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг - срок окончания выполнения работ Подрядчиком - до "30" сентября 2019 года, с приемкой выполненных работ по акту приемки.
Пунктом 4.2 проекта контракта установлено, что срок окончания выполнения работ Подрядчиком - до "30" сентября 2019 года, с приемкой выполненных работ по акту приемки.
Пунктом 11.1 проекта контракта установлено, что Подрядчик гарантирует:
- выполнение всех работ в полном объеме и в сроки, определенные условиями данного Контракта;
- качество выполнения всех работ, материалов, поставляемых и используемых при строительстве объекта, в соответствии с проектно-сметной документацией и стандартами, действующими в РФ;
- своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ и в период гарантийной эксплуатации объекта.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с пунктом 1 статьи 325 ГК РФ если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
Согласно пункту 3 статьи 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
Следовательно, момент окончания срока действия контракта не равнозначен времени исполнения обязательств. Таким образом, срок окончания исполнения контракта, установлен на 30 сентября 2019 года, а срок действия контракта - до 29 марта 2020 года, что не является нарушением Закона о контрактной системе.
Довод не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
Довод ООО "Строй Лес" в части того, что в позиции 16 "Трубы безнапорные канализационные из полипропилена, диаметром 50 мм" невозможно определить единицу измерения температуры, следует считать обоснованным на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
ОК 015-94 (МК 002-97) "Общероссийский классификатор единиц измерения" (утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 366) предусматривает такие единицы измерения, как "Градус Цельсия" (°C), "Градус Фаренгейта" (°F).
В приложении N6 к аукционной документации "Требования к основным используемым товарам" к описанию объекта закупки аукционной документации по позициям 16, 17, 37 установлено следующее:
16 |
Трубы безнапорные канализационные из полипропилена, диаметром 50 мм должно быть устойчиво к механическим воздействиям, в частности, к ударам - материал временно деформируется, но не разрушается; химической инертность - должно хорошо переносить контакт с кислотами и щелочами; должно переносит внутреннюю среду с температурой в диапазоне от -50-и до +90 градусов; гарантийный срок службы - более 50 лет; не должно нуждаться в дополнительном защитном покрытии; должен иметь небольшой коэффициент линейного расширения и теплопроводности. |
17 |
Трубы безнапорные канализационные из полипропилена, диаметром 110 мм должно быть устойчиво к механическим воздействиям, в частности, к ударам - материал временно деформируется, но не разрушается; химической инертность - должно хорошо переносить контакт с кислотами и щелочами; должно переносит внутреннюю среду с температурой в диапазоне от -50-и до +90 градусов; гарантийный срок службы - более 50 лет; не должно нуждаться в дополнительном защитном покрытии; должен иметь небольшой коэффициент линейного расширения и теплопроводности. |
37 |
Маты без связующего прошивные из супертонкого стекловолокна толщиной 60 мм Горючесть: НГ. Температура применения: в диапазоне от -60 до +270 С. |
Указав температуру в диапазоне от -50 и до + 90 градусов и от -60 до +270 градусов, но при этом указав не предусмотренную ОК 015-94 единицу измерения температуры, Заказчик нарушил пункты 1, 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод ООО "Строй Лес" в части того, что в позиции 60 "Трубы стальные сварные водогазопроводные с резьбой черные обыкновенные (неоцинкованные)" невозможно определить какая толщина стенки труб требуется заказчику, следует считать обоснованным на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В приложении N6 к аукционной документации "Требования к основным используемым товарам" к описанию объекта закупки аукционной документации по позиции 60 "Трубы стальные сварные водогазопроводные с резьбой черные обыкновенные (неоцинкованные)" установлено следующее:
60 |
Трубы стальные сварные водогазопроводные с резьбой черные обыкновенные (неоцинкованные), диаметр условного прохода 32 мм, толщина стенки 3,2 мм ГОСТ 3262-75 Максимальное выдерживаемое гидравлическое давление не менее 2,4 МПа (25 кгс/см2). Условный проход труб: 32 мм. Наружный диаметр труб: 42,3 мм. Толщина стенки труб: 2,8 мм. Длина труб: в диапазоне от 4 до 12 м. |
Таким образом, указав различные требования к толщине стенки труб, Заказчик нарушил пункты 1, 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод ООО "Строй Лес" в части того, что в позиции 11 "Писсуары полуфарфоровые и фарфоровые настенные с писсуарным краном с цельноотлитым сифоном" невозможно определить какое значение к какому параметру относится, следует считать обоснованным на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В приложении N6 к аукционной документации "Требования к основным используемым товарам" к описанию объекта закупки аукционной документации по позициям 11 "Писсуары полуфарфоровые и фарфоровые настенные с писсуарным краном с цельноотлитым сифоном" установлено следующее:
11 |
Писсуары полуфарфоровые и фарфоровые настенные с писсуарным краном с цельноотлитым сифоном размер не менее 435х360х290 мм |
Указав данные размеры (435х360х290 мм), но не указав что из этого является шириной, длиной, глубиной, иными параметрами, Заказчик нарушил пункты 1, 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод ООО "Строй Лес" в части того, что в позиции 93 "Выключатели автоматические" указано требование не в соответствии с ГОСТ 15150-69, следует считать обоснованным на основании следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, при составлении описания объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Материалами дела установлено, что в позиции 93 "Выключатели автоматические" в приложении N6 к аукционной документации "Требования к основным используемым товарам" к описанию объекта закупки аукционной документации установлено следующее:
93 |
Выключатели автоматические Номинальное напряжение частотой 50 Гц, В 230/400 Номинальный ток In, 10; 25; 40; 63 А Номинальная отключающая способность, А 4500 Напряжение постоянного тока, В/полюс 48 Характеристики срабатывания электромагнитного расцепителя В, С, D Число полюсов 1- 4 Условия эксплуатации УХЛ4 Диапазон рабочих температур, от -40 до +50 °С |
В позиции 93 "Выключатели автоматические" должен соответствовать ГОСТ 15150-69.
Заявителем обжалуется установленное заказчиком требование к параметрам применяемого товара "Выключатели автоматические", а именно к показателям "Условия эксплуатации УХЛ4 Диапазон рабочих температур, от -40 до +50 °С".
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru ГОСТ 15150-69 "Межгосударственный стандарт. Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды" действует.
В пункте 3.2. ГОСТ 15150-69 "3начения температуры окружающего воздуха приведены в табл. 3":
УХЛ |1; 1.1; 2; 2.1; 3 |+40 |-60 |+45 |-70 |3.1 |+40 |-10 <5> |+45 |-10 <5> |4 |+35 |+1 |+40 |+1 |4.1 |+25 |+10 |+40 |+1 |4.2 |+35 |+10 |+40 |+1 |5; 5.1 |+35 |-10 |+35 |-10
Таким образом, ГОСТ 15150-69 предусматривает, что при условии эксплуатации УХЛ4 требуется диапазон рабочих температур от +35 до +40 °С, следовательно, заказчиком неправомерно установлен диапазон температур применяемого товара "Выключатели автоматические".
Заказчиком нарушены пункты 1, 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Комиссия считает жалобу ООО "Контракт" частично обоснованной на основании следующего.
В своей жалобе заявителем указывается, что в документации об электронном аукционе установлены излишние требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, показателей технологических процессов их изготовления, а также результатов испытаний таких товаров.
Из анализа части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Между тем, заявителем не представлено доказательств того, что установленные показатели товаров, используемых при выполнении работ, являются показателями технологических процессов их изготовления, а также результатами испытаний таких товаров.
Довод подлежит признанию необоснованным.
В своей жалобе заявителем указывается, что в документации об электронном аукционе установлены неправомерные требования о соответствии работ и материалов, используемых при их выполнении, недействующим/неопределяемым стандартам, подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Из анализа части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Между тем, заявителем не представлено доказательств того, что установленные показатели товаров, используемых при выполнении работ, соответствуют или предусмотрены недействующими/неопределяемыми стандартам.
Довод подлежит признанию необоснованным.
Довод в части наличия в проекте контракта неправомерного условия о том, что заказчик не несет ответственности за нарушение сроков оплаты в связи с несвоевременным поступлением денежных средств из бюджета, подлежит признанию обоснованным на основании следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частями 5, 7, и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, предусмотрена ответственность в виде неустоек (штрафов, пеней), при этом размер указанных неустоек (штрафов, пеней) должен быть определен в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Следовательно, положения статьи 34 Закона о контрактной системе устанавливают обязанность заказчика по включению в проект контракта условий об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, закрепление в проекте контракта размера штрафа в виде фиксированной суммы и порядка его определения, а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно части 13.1. статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее также - Постановление N 1042).
Пунктом 9 Постановления N 1042 установлено, что за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Материалами дела установлено, что пунктом 15.1.13. проекта контракта установлено следующее: "В случае начисления Заказчиком неустойки (штрафа, пеней) и выставления требования о ее уплате, оплата по Контракту осуществляется только после уплаты Подрядчиком такой неустойки".
Согласно части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Между тем из пункта 15.1.13. проекта контракта не следует, что несвоевременное поступление денежных средств может произойти вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны (исполнителя по контракту).
При изложенных обстоятельствах, заказчик, включивший в проект контракта не предусмотренное законодательством о контрактной системе условие об осуществления оплаты по контракту только после уплаты Подрядчиком такой неустойки, признается нарушившим часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы ООО "Контракт" признается обоснованным.
Довод заявителя в части неправомерного установления в проекте контракта условия о страховании объекта строительства подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
В пункте 14.1 проекта контракта указано следующее: "Подрядчик в течение 20-ти дней после заключения настоящего Контракта обязуется заключить договор комплексного страхования строительно-монтажных рисков при проведении строительных и монтажных работ на Объекте от своего имени и за свой счет на следующих условиях".
Условия заключения договора страхования строительно-монтажных рисков при проведении строительных и монтажных работ на объекте предусмотрены разделом 14 "Страхование объекта строительства" проекта контракта.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с пунктом 1 статьи 741 ГК РФ (часть вторая) риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, составляющего предмет договора строительного подряда, до приемки этого объекта заказчиком несет подрядчик.
В соответствии с пунктом 1 статьи 742 Гражданского кодекса Российской Федерации договором строительного подряда может быть предусмотрена обязанность стороны, на которой лежит риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, материала, оборудования и другого имущества, используемых при строительстве, либо ответственность за причинение при осуществлении строительства вреда другим лицам, застраховать соответствующие риски.
Сторона, на которую возлагается обязанность по страхованию, должна предоставить другой стороне доказательства заключения ею договора страхования на условиях, предусмотренных договором строительного подряда, включая данные о страховщике, размере страховой суммы и застрахованных рисках.
Таким образом, положения раздела 14 "Страхование объекта строительства" проекта контракта не противоречат действующему гражданскому законодательству, Закону о контрактной системе, доказательства нарушения прав и законных интересов обжалуемые действия заказчика заявителем не представлены.
Таким образом, довод признан необоснованным.
Довод ООО "Стройцентр" в части того, что заказчик в аукционной документации установил излишние требования к упаковке и маркировке товара используемого при выполнении работ, а именно маркировка должна быть нанесена на упаковку товара и включать в себя сведения о Заказчике, Поставщике, реквизитах Контракта, о самом товаре в соответствии с ведомостью поставки, его марки и модели, также товар должен быть индивидуально упакован (пятислойный гофрокартон) в транспортировочную коробку, следует считать необоснованным по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 33 Закону о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России считает, что установленные требования аукционной документации в отношении упаковки и маркировки товара не противоречат пункту 3 части 11 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, данный довод жалобы является необоснованным.
Из текста жалобы ООО "Строительные технологии" следует, что заявителем обжалуется следующее:
Требование о предоставлении участниками закупки в первой части заявки согласия (с указанием видов работ) на выполнение одного или нескольких конкретных видов работ участником закупки самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению контракта, установлено неправомерно.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью N 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации предусмотрена Инструкция по заполнению заявки в части дачи согласия на выполнение конкретных видов работ участником закупки самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению контракта согласно постановлению Правительства РФ от 15.05.2017 N570:
Участнику закупки следует выбрать, из представленных возможных видов и объемов работ, и в первой части своей заявки в соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона N44-ФЗ дополнительно дать согласие (с указанием видов работ) на выполнение одного или нескольких конкретных видов работ участником закупки самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению контракта в объемах, указанных в вышеуказанной таблице.
Выбранные виды работ после подачи ценового предложения по сметной стоимости должны быть не менее 15% от предполагаемой цены контракта.
При заключении контракта виды и объемы работ в денежном выражении, указанные в таблице, включаются в контракт, при этом, снижаются пропорционально ценовому предложению к начальной (максимальной) цене контракта.
Требования к составу первой части заявок на участие в электронном аукционе установлены частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Между тем, вышеуказанными нормами не предусмотрено предоставление участниками закупки в первой части своей заявки согласия (с указанием видов работ) на выполнение одного или нескольких конкретных видов работ участником закупки самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Правительством Российской Федерации 15.05.2017 г. принято постановление N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570).
Между тем, Постановлением N 570 также не предусмотрено предоставление участникам закупки в первой части своей заявки согласия (с указанием видов работ) на выполнение одного или нескольких конкретных видов работ участником закупки самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Следовательно, требование о предоставлении участниками закупки в первой части своей заявки согласия (с указанием видов работ) на выполнение одного или нескольких конкретных видов работ участником закупки самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению контракта установлено неправомерно.
Заказчиком нарушен пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Строй Лес" частично обоснованной, обоснованными признаны доводы в части того, что заказчик в проекте контракта неправомерно установил требования к участникам закупки об оказании услуг собственными силами, в позиции 16 "Трубы безнапорные канализационные из полипропилена, диаметром 50 мм" невозможно определить единицу измерения температуры, в позиции 60 "Трубы стальные сварные водогазопроводные с резьбой черные обыкновенные (неоцинкованные)" невозможно определить какая толщина стенки труб требуется заказчику, в позиции 11 "Писсуары полуфарфоровые и фарфоровые настенные с писсуарным краном с цельноотлитым сифоном" невозможно определить какое значение к какому параметру относится.
2. Признать жалобу ООО "Стройцентр" необоснованной.
3. Признать жалобу ООО "Контракт" частично обоснованной, обоснованным признан довод о том, что в проект контракта включено неправомерное условие о том, что заказчик не несет ответственности за нарушение сроков оплаты в связи с несвоевременным поступлением денежных средств из бюджета.
4. Признать жалобу ООО "Строительные технологии" обоснованной.
5. Признать заказчика ГКУ "Служба государственного заказчика РС (Я)" нарушившим часть 1 статьи 34, пункт 1 и 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64, часть 13 статьи 34, пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
6. Выдать заказчику ГКУ "Служба государственного заказчика РС (Я)" предписание об устранении допущенных нарушений.
7. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 9 июля 2018 г. N 06-696/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2018