Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО "ВЕДИКОР" (далее - Заявитель) (вх.10277) 17.07.2018 на действия заказчика в лице Государственного учреждения-Региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - Заказчик) при осуществлении закупки N 0201100002618000117 "Поставка технических средств реабилитации (специальное устройство для чтения "говорящих книг" на флэш-картах) для обеспечения в 2018 году инвалидов".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно документация составлена с нарушениями действующего законодательства.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, заказчиком была представлена информация по электронному аукциону N 0201100002618000117.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик установил требования, которые не предусмотрены ГОСТ Р 51632-2014 "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие технические требования и методы испытаний.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Комиссией установлено, что Заказчику требуется Специальное устройство для чтения "говорящих книг" на флэш-картах с "Воспроизведение "говорящих книг", звуковых и электронных текстовых файлов следующих форматов: "Говорящие книги", записанные в специализированном формате на флеш-картах типа SD (до 4 Гбайт (Гигабайт) включительно), SDHC (до 32 Гбайт (Гигабайт) включительно) и SDXC (до 64 Гбайт (Гигабайт) включительно) с применением трехпроходного поточного блочного шифрования содержимого МРЗ файлов по алгоритму ХХТЕА с длиной ключа криптозащиты 128 бит (ТУ 4031-015-05178197-2014) (в соответствии с Перечнем форматов, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2016 г. N 32 "Об утверждении перечня форматов, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами), перечня библиотек, предоставляющих слепым и слабовидящим доступ через информационно-телекоммуникационные сети к экземплярам произведений, созданных в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами), а также правил предоставления библиотеками доступа слепым и слабовидящим к экземплярам произведений, созданных в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами), через информационно-телекоммуникационные сети"). При этом устройство должно выполнять следующие функции: - озвученная перемотка в пределах всей книги в прямом и обратном направлениях; - возможность устанавливать "электронные закладки" (маркировка необходимого места на фонограмме и воспроизведение с установленного места) в количестве - не менее 50 для каждой книги (отдельный список для каждой книги); - плавная (или ступенчатая с количеством градаций не менее 11) регулировка скорости воспроизведения в сторону увеличения до 3-х крат и уменьшения до 0,5 крат без изменения тембра голоса; - озвученная речевая навигация в прямом и обратном направлениях по книгам, фрагментам, закладкам; - озвучивание текущего места воспроизведения: номера книги, номера фрагмента, времени от начала книги и общего времени звучания книги; -озвучивание встроенным синтезатором речи имени автора и названия книги. "Говорящие книги" международного формата DAISY (DAISY 2.0, DAISY 2.02). При этом устройство должно выполнять следующие функции: - озвученная перемотка в пределах всей книги в прямом и обратном направлениях; - возможность устанавливать "электронные закладки" (маркировка необходимого места на фонограмме и воспроизведение с установленного места) в количестве - не менее 50 для каждой книги (отдельный список для каждой книги); - плавная (или ступенчатая с количеством градаций не менее 11) регулировка скорости воспроизведения в сторону увеличения до 3-х крат и уменьшения до 0,5 крат без изменения тембра голоса; - озвученная речевая навигация в прямом и обратном направлениях по заголовкам, группам, страницам, фразам и закладкам; - озвучивание текущего места воспроизведения: времени от начала книги и общего времени звучания книги; - озвучивание встроенным синтезатором речи имени автора и названия книги".
В документации об электронном аукционе было указано, что товар должен быть изготовлен в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9999-2014 "Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология", ТР ТС 004/2011 "Технический регламент Таможенного Союза. О безопасности низковольтного оборудования", ТР ТС 020/2011 "Технический регламент Таможенного Союза. Электромагнитная совместимость технических средств", ГОСТ Р 51264-99 "Средства связи, информатики и сигнализации реабилитационные электронные. Общие технические условия").
Описание функциональных и технических характеристик закупаемого товара не противоречит вышеуказанным ГОСТам, так как в ГОСТах описаны лишь общие технические требования и условия.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает - "закупаемое специальное устройство для чтения "говорящих книг" на флешкартах предназначено для воспроизведения "говорящих книг", записанных в специальном криптозащищенном формате, принятом ВОС и Российской государственной библиотекой для слепых в качестве общероссийского стандарта для обеспечения фондов специальных библиотек и школ для слепых, "говорящих книг" международного формата DAISY, аудио-файлов и электронных текстов" указанное в Разделе 3. "Техническое задание" документации об аукционе в электронной форме, является незаконным и ограничивающим конкуренцию также не соответствует действительности.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Представитель Заказчика на заседании комиссии пояснил, что в целях повышения качества предоставляемых инвалидам технических средств реабилитации, Фондом социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ, Фонд) в адрес региональных отделений было направлено письмо от 02.02.2016 г. N 02 - 09 - 11/12 - 04 - 1800 с типовым техническим заданием по определению Поставщиков специальных устройств для чтения "говорящих книг" (тифлофлешплееры), которое было разработано Фондом совместно с Общероссийской Общественной организацией инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного знамени общество слепых" (далее - ВОС) и согласованно с Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Фондом на данное техническое задание было получено положительное заключение негосударственного учреждения "Институт профессиональное реабилитации и подготовки персонала Общероссийской общественной организации инвалидов - всероссийского ордена Трудового Красного знамени общества слепых "Реакомп".
Комиссией установлено, что согласно пункта 2 статьи 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации особое регулирование устанавливается в отношении произведений, созданных в специальных форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами). Создание экземпляров правомерно обнародованных произведений в таких форматах, а также их воспроизведение и распространение без цели извлечения прибыли допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования.
Специализированные библиотеки могут предоставлять слепым экземпляры произведений, созданные в специальных форматах, во временное безвозмездное пользование с выдачей на дом, а также путем предоставления доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети. Перечень таких библиотек, а также перечень форматов, предназначенных исключительно для использования слепыми, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Не допускается любое дальнейшее воспроизведение или доведение до всеобщего сведения экземпляра произведения, предназначенного исключительно для использования слепыми, в ином формате.
Особенности предоставления библиотечного обслуживания таким категориям граждан предусмотрены в настоящее время Постановлением Правительства РФ от 23.01.2016 N32 "Об утверждении перечня форматов, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами), перечня библиотек, предоставляющих слепым и слабовидящим доступ через информационно-телекоммуникационные сети к экземплярам произведений, созданных в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами), а также Правил предоставления библиотеками доступа слепым и слабовидящим к экземплярам произведений, созданных в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами), через информационно-телекоммуникационные сети" (далее - Постановление Правительства).
В соответствии с пунктом 4 перечня форматов, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами) Постановления Правительства "говорящие" книги, записанные в цифровом криптозащищенном аудиоформате для прослушивания на тифлофлэшплеере: электронные аудиокниги, файлы которых созданы с помощью специального программного обеспечения и оснащены криптозащитой, которая осуществляется с применением 3-проходного поточного блочного шифрования MP3 по алгоритму ХХТЕА с длиной ключа 128 бит.
Таким образом, вышеуказанные требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Довод признается необоснованным.
Согласно доводам Заявителя, технические характеристики закупаемых "говорящих книг" не соответствуют рекомендациям общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых".
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ определена нормативно-правовая база, обязательная к применению Заказчиком, содержание этой базы не содержит в себе упоминания об обязательном исполнении типовых технических заданий некоммерческих общественных организаций. По своей правовой природе данные документы носят рекомендательный характер и не обладают обязательной юридической силой, в связи с чем, включение или не включение типовых заданий в документацию является правом Заказчика, а не его обязанностью. В связи с чем, в действиях Заказчика не имеется соответствующих нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик уклонился от разъяснений на поставленные вопросы, чем нарушил ч.4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.4 ст. 65 Закона о контрактной системе В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссией установлено, что суть запроса о даче разъяснений положений документации заключалась в том, что по мнению Заявителя документация об аукционе была составлена с нарушением законодательства о контрактной системе, нарушался принцип обеспечения конкуренции, а некоторые требования Заказчика к закупаемому товару были прописаны очень узко, с излишней детализацией, и не соответствовали техническим характеристикам модели устройства, которую Заявитель планировал предложить к поставке.
Разъяснение положений извещения и документации об аукционе в электронной форме было размещено Заказчиком на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru 16.07.2018 г. в котором Заказчик объяснял Заявителю то, что формирование конкретных требований к закупаемым техническим средствам реабилитации обуславливается реальной потребностью получателей таких средств, имеющих стойкие расстройства функции зрения, выраженных посредством анализа рекомендации соответствующих общественных организаций при неукоснительном соблюдении принципов законности и паритета интересов хозяйствующих субъектов и обеспечению участия в закупке нескольких Поставщиков, имеющих возможность осуществить поставку требуемых товаров разных производителей. В соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ Заказчик был вправе включать в аукционную документацию такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и в необходимой степени детализировать предмет закупки. При этом Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ не предусмотрена обязанность Заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к закупаемым товарам.
Таким образом, Разъяснение положений извещения и документации об аукционе в электронной форме было размещено Заказчиком на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru 16.07.2018 г.
Вышеуказанный довод признается необоснованным.
Согласно доводам Заявителя, под совокупность требований аукционной документации подходит только один производитель.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На основании представленной документации, документов, комиссия Башкортостанского УФАС России установила, что под требования аукционной документации подходят: Тифлофлешплеер ElecGeste DTBP-301, производитель - ООО Лаборатория Электроники "ЭлекЖест", страна происхождения товара - Российская Федерация. (Государственный контракт N 444 от 30.08.2016 г. Реестровый номер контракта из единого реестра государственных и муниципальных контрактов N 1027501608316000589); Специальное устройство для чтения "говорящих книг" на флэш - картах марка "СОЛО" модель: Тифлофлешплеер "СОЛО-1", производитель - ООО "Круст", страна происхождения товара - - Российская Федерация. (Государственный контракт N 166 от 10.04.2017 г. Реестровый номер контракта из единого реестра государственных и муниципальных контрактов N 1027501608317000255); Специальное устройство для чтения "говорящих книг" на флэш-картах Тифлофлешплеер САНЭД, производитель - ООО "САНЭД", страна происхождения товара - Российская Федерация. (Государственный контракт N 135 от 03.04.2018 г. Реестровый номер контракта из единого реестра государственных и муниципальных контрактов N 1027501608318000172).
Таким образом, под совокупность требований аукционной документации подходят как минимум три производителя.
Следовательно, жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясьст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ВЕДИКОР" на действия заказчика в лице Государственного учреждения-Региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан при осуществлении закупки N 0201100002618000117 "Поставка технических средств реабилитации (специальное устройство для чтения "говорящих книг" на флэш-картах) для обеспечения в 2018 году инвалидов" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 23 июля 2018 г. N ГЗ-823/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2018