Резолютивная часть решения объявлена 26.07.2018 г.
Изготовлено в полном объеме 30.07.2018 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Сангаджиева М.В.- председатель Комиссии, Руководитель Калмыцкого УФАС России,
Мархадаева А.М. - член Комиссии, государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Бадмаев Б.Ю. - член Комиссии, специалист 1 разряда Калмыцкого УФАС России,
В отсутствии представителей, которые надлежаще уведомлены о дате и времени рассмотрения жалобы;
Заказчика - МБОУ "Яшалтинская СОШ им.В.А Панченко";
Заявителя - ООО "Контракт";
рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО "Контракт";
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 20.07.2018 г. поступила жалоба от ООО "Контракт" на действия Заказчика МБОУ "Яшалтинская СОШ им.В.А.Панченко" электронного аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Реконструкция кровли в МБОУ "Яшалтинская СОШ им.В.А.Панченко" в с.Яшалта Республики Калмыкия, (корпус 1), разработка молниезащиты (корпус 4) (реестровый номер N 0305300015418000004).
Заявитель указывает, что положение документации Заказчика с нарушениями Закона о контрактной системе.
Уведомлением от 23.07.2018 г. N08/10-86 рассмотрение жалобы ООО "Контракт" назначено на 26.07.2018 г. в 11 ч.00 мин.
26 июля 2018 года состоялось рассмотрение жалобы ООО "Контракт".
На момент рассмотрения жалобы поступило ходатайство от Заказчика об рассмотрении жалобы в их отсутствии, документы по закупке Заказчиком представлены.
Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев все представленные сведения и документы, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, приходит к следующим выводам:
1. 06.07.2018 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0305300015418000004 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Реконструкция кровли в МБОУ "Яшалтинская СОШ им.В.А.Панченко" в с.Яшалта Республики Калмыкия, (корпус 1), разработка молниезащиты (корпус 4). Заказчик - МБОУ "Яшалтинская СОШ им.В.А.Панченко".
Дата и время срока окончания подачи заявок (время местное) - 20.07.2018 г. до 14:00.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок 23.07.2018 г.
Дата проведения аукциона в электронной форме - 26.07.2018 г.
1. Заявитель считает, что Заказчик нарушил ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ, п.3 ст.63 ФЗ-44, 191 ГК РФ в части сроков подачи заявок на участие.
В соответствии с ч.1 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссия Калмыцкого УФАС России установила, что 06 июля 2018 года МБОУ "Яшалтинская СОШ им.Панченко" на официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 03053000154180000004 о проведении открытого аукциона в электронной форме, предметом которого является выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Реконструкция кровли в МБОУ "Яшалтинская СОШ им.В.А.Панченко".
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 010 191 (четыре миллиона десять тысяч сто девяносто один) рубль 00 копеек.
В извещении о проведении аукциона указано: дата и время начала подачи заявок: значение соответствует фактической дате и времени размещения извещения по местному времени организации, осуществляющей размещение т.е. 06.07.2018 года 09:46, дата и время окончания подачи заявок: 20.07.2018 год в 14:00.
В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о контрактной системы, Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии с ч.1 ст.194 Гражданского кодекса РФ установлено, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Исходя из ч.3 ст.63, ч.1 ст.65 Закона о контрактной системы, днем окончания срока представления заявок должен быть день, который наступает после истечения соответственно пятнадцатого дня, начало отчета которого производится на следующий день после размещения извещения на официальном сайте.
Следовательно, начало исчисления пятнадцатого срока начинается с 07 июля 2018 года, пятнадцатидневный срок заканчивается 21 июля 2018 года, окончание срока подачи должно быть установлено заказчиком не ранее чем 21 июля 2018 года.
Вместе с тем, в нарушении ч.3 ст.63 Закона о контрактной системы, Заказчиком в извещении указана дата и время срока подачи заявок 20 июля 2018 года 14 часов 00 минут, то есть срок публикации извещения на официальном сайте до даты окончания срока подачи заявок составил 14 дней, соответственно, срок подачи заявок для участников закупки сокращен на 1 день.
Таким образом, довод Заявителя Комиссия Калмыцкого УФАС России считает обоснованным.
1. Довод Заявителя следующий: Заказчик вводит в заблуждение участников закупки, устанавливая к ним взаимоисключающие требования в разных частях документации: Извещение и раздел II. Информационная карта аукциона в электронной форме в части ограничения СМП и СОНКО, что нарушает Закон о контрактной системы.
В соответствии с ч.1 ст.34 Закона о контрактной системы, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно ч.3 ст.30 Закона о контрактной системы, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Анализ документации Заказчика показал, что согласно общим сведениям, размещенным на странице аукциона на официальном сайте http://zakupki.gov.ru заказчиком установлены ограничения в соответствии с ч.3 ст.30 Закона о контрактной системы. В извещении указано:
Преимущества, требования к участникам:
Ограничения и запреты: 1. Закупка у СМП и СОНКО
Тогда как, в разделе 2 Информационной карты Пункт 27 Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя): Не установлено, а п.11 ИК преимущества установлены СМП и СОНКО.
Если в аукционной документации установлено, что в закупке могут принимать участие только субъекты малого предпринимательства, то применяется часть 8 статьи 30 44-ФЗ. В ней установлено, что срок оплаты в таких ситуациях не может превышать 15 рабочих дней с момента исполнения поставщиком своих обязательств. Заказчик в п.3.6 Проекта контракта установил, следовательно аукцион для СМП и СОНКО.
На основании изложенного, Комиссия установила, что раздел 2 Информационной карты Пункт 27 Заказчика противоречит требованию извещения аукционной документации, что нарушает ч.1 ст.34 Закона о контрактной системы.
2. Довод Заявителя следующий: Неправомерное требование заказчиком декларирования п.10 ч1 ст31 ФЗ-44 "Участник не является офшорной компанией" оставляет возможность необоснованного отклонения участников.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Вместе с тем, согласно пункту 2 части 1 статьи 64, пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки устанавливается требование о предоставлении декларации о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, что исключает обязанность участника закупки декларировать свой статус как организации, не относящейся к офшорной компании в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссия Калмыцкого УФАС России установила следующее в II. Информационная карта аукциона в электронной форме п.15. Требования к содержанию, составу заявки, инструкция по ее заполнению. Вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и сведения: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона установленным требованиям, (при наличии таких требований) или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона установленным требованиям (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
Согласно разделу II. Информационная карта аукциона в электронной форме
13. Требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к участникам закупки.
9) участник закупки не является офшорной компанией.
Таким образом, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в пункте 15 Требования к содержанию, составу заявки документации об аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки декларации по пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Довод Заявителя следующий: Описание объекта не соответствует принципу объективности и создает препятствия для участников закупки в процессе формирования заявок на участие в аукционе: Приложение N 2 к техническому заданию: Электроды - Длина зачищенного от покрытия конца l 25 мм - Заказчик не поясняет, чем его не устроит данный размер, скажем, 26 мм и как этот размер влияет на выполнение работ Подрядчиком
Анализ данной позиции показал, что электроды Э42 Заказчик указал в ТЗ документации показатели в соответствии с ГОСТом 9466-75 "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки", Длина зачищенного от покрытия конца l 25 мм ГОСТом предусмотрен.
Таким образом, Заказчик указал в позиции Электроды показатели в соответствии с ГОСТом, что не нарушает Закон о контрактной системы, тем самым довод в этой части не обоснован.
4. Следующий довод Заявителя: Заказчик подготовил документацию о закупке с нарушением ФЗ-44 части 3 статьи 33, чем ограничил возможность участия нас в качестве поставщиков, т.к. для предоставления нами надлежащего предложения и согласия на поставку товара и итогов выполнения работ по заданным критериям, нам необходимо приобрести и испытать всю партию товара заранее.
Арматурная сталь
Кривизна стержней не должна превышать 0,6 % измеряемой длины
Относительное удлинение не менее 25 % -
Сетка тканая с квадратными ячейками
Допускается перегиб в начале отреза сетки, сращивание концов двух проволок и такие ткацкие дефекты, как петли, галочки или скрутки, но не более 2-х шт. на квадратный метр полотна.
Бруски обрезные хвойных пород Тип 1
Сучки частично сросшиеся и несросшиеся, пластевые и ребровые, допускаются в общем числе сросшихся здоровых сучков размером в долях ширины стороны и в количестве на любом однометровом участке длины на каждой из сторон, размер не более 1/5; не более 1/4
Кармашки Допускаются на любом однометровом участке длины пиломатериала в шт., не более 2; не более 4 Шт.
Комиссия Калмыцкого УФАС России изучив позиции Приложения N2 к ТЗ пришла к следующему:
Заказчик в документации раздела 1 п.6.1.3.4 Прописал, что все предлагаемые материалы должны соответствовать действующим редакциям нормативных документов, в том числе: Арматурная сталь ГОСТ 5781-82, сетка тканая ГОСТ 3826-82, бруски обрезные хвойных пород ГОСТ 8486-86. Данные показатели установленные в ТЗ в позициях соответствуют ГОСТам.
Так в инструкции Заказчика предусмотрено следующее, что в случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказание услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником", участнику следует ставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует".
На рассмотрении жалобы представитель Заявителя не явился, не представил доказательств, что требования установленные Заказчиком в документации об Аукционе являются излишними, недопустимыми и нарушают положения Закона о контрактной системе.
Таким образом Комиссия Калмыцкого УФАС России считает довод Заявителя не обоснованным.
5. Довод следующий: Заказчик неправомерно установил требование о соответствии работ и материалов, используемых при их выполнении, недействующим/неопределяемым стандартам:
Инструкция крыша.docx
ГОСТ Р 52643-2006 ГОСТ Р 52644-2006 ГОСТ Р 52645-2006 ГОСТ Р 52646-2006 ГОСТ 18108-80 ГОСТ 31173-2003 ГОСТ 5781-82
Анализ данных ГОСТов показал, что из всего вышеперечисленного списка Заказчик использовал только ГОСТ 5781-82 "Арматурная сталь" в Приложении N2 ТЗ документации, данные действия нарушают п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системы.
За утверждение документации не в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок установлена административная ответственность, предусмотренная ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
6. Довод следующий: Заказчик не указал в проекте контракта Идентификационный код закупки (ИКЗ) 183081200188008120100100060024120000.
Согласно ч. 1 ст. 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью аукционной документации.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу ч. 1 ст. 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Таким образом, законом о контрактной системе установлено требование об указании ИКЗ в контракте, а не в проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации.
Комиссией Калмыцкого УФАС России установлено, что заказчиком ИКЗ указан в аукционной документации, извещении о проведении электронного аукциона.
Сделать вывод о нарушении Заказчиком требований Закона о контрактной системе, выразившихся в не указании ИКЗ в контракте, до момента его заключения не представляется возможным.
Таким образом, Комиссия Калмыцкое УФАС России пришла к выводу об отсутствии в действиях заказчика нарушения ч. 1 ст. 23 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, довод заявителя признан Комиссией Калмыцкого УФАС России необоснованным.
7. Довод следующий: Заказчиком нарушены части 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе - неверно установлены штрафы и пеня.
Согласно ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч. 5 ст.34 Закона о контрактной системы, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Так ч.7 ст.34 Закона о контрактной системы, Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Ч.8 ст.34 Закона о контрактной системы, Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
Комиссия проанализировала проект контракта установила, что Пунктом 8.3, 8.8 проекта контракта установлена сноска, где ниже установлены все размеры штрафов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 г. и Закона о контрактной системы.
Таким образом, довод заявителя не обоснован.
Комиссия Калмыцкого УФАС России, исследовав представленные в материалах дела документы, считает, что допущенные Заказчиком нарушения, являются достаточными основаниями для выдачи обязательного для исполнения предписания, направленное на аннулирование аукциона.
Учитывая вышеизложенное на основании ч.8 ст.106 Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Спецтендер" - частично обоснованной, в части нарушения ч.1 ст.34, ч.3 ст.63, п. 2 ч. 1 ст.64, п. 2 ч. 5 ст. 66, п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Признать Заказчика МБОУ "Яшалтинская СОШ им.В.А. Панченко" нарушившим ч.1 ст.34, ч.3 ст.63, п. 2 ч. 1 ст.64, п. 2 ч. 5 ст. 66, п.2 ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об аннулировании аукциона в электронной форме Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке, в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Сангаджиева М.В.
Члены комиссии Мархадаева А.М.
Бадмаев Б.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 26 июля 2018 г. N 08-10-86
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2018