16.03.2018 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федерального казенного учреждения "Управление Федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" при исполнении государственных контрактов по результатам осуществления закупок:
- по выполнению работ по объекту: "Расходы на ликвидацию грунтовых разрывов на сети автомобильных дорог федерального значения. Строительство автомобильной дороги Р-215 Астрахань - Кочубей - Кизляр - Махачкала на участке граница Республики Калмыкия н.п. Артезиан, Республика Калмыкия" (номер извещения 0358100002313000086) (далее - Конкурс);
- по выполнению работ по объекту: "Расходы на ликвидацию грунтовых разрывов на сети автомобильных дорог федерального значения. Строительство автомобильной дороги Р-215 Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала на участке граница Республика Калмыкия- н.п. Артезиан, Республика Калмыкия(номер извещения 0318100043417000050) (далее - Аукцион);и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказомФАС России от 17.08.2017 N 1068/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при исполнении государственных контрактов, заключенных по результатам проведения Конкурса, Аукциона.
Из обращения следует, что Заказчиком при исполнении государственных контрактов от 23.12.2013 N 1-СТР-13 (далее - Контракт N 1), от 18.05.2017 N 2/17/СТР (далее - Контракт N 2) неправомерно изменены существенные условия контрактов в части суммы указанных государственных контрактов.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении заказа:
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 05.06.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 7 702 551 630 рублей;
3) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участника заказа;
4) к участию в Конкурсе допущено 3 участника заказа;
5) дата вскрытия конвертов с заявками - 24.07.2013;
6) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 31.07.2013;
7) Заказчиком заключен Контракт N 1 по цене 7 147 967 912, 64 рублей.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.03.2017;
3) начальная (максимальная) цена контракта 7 405 368 987 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупок;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупок;
6) дата проведения Аукциона - 28.04.2017;
7) в соответствии с частью 20 статьи 68 Аукцион признан несостоявшимся;
8) Заказчиком заключен Контракт N 2 по цене 7 405 368 987 рублей.
1. В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Закон о контрактной системе применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что Заказчиком заключены дополнительные соглашения к Контракту N 1, изменяющее положение пункта 3.2 Контракта N 1 по причине сокращения лимитов финансирования.
Так на заседании Комиссии установлено, что 01.08.2014 N 3 заключено дополнительное соглашение N 1 к Контракту N 1, согласно которому установлен планируемый объем работ, выполняемых подрядчиком по годам:
"- 2014 г. - 499 151 400 руб., с учетом НДС;
- 2015 г. - 1 961 793 000 руб., с учетом НДС;
- 2016 г. - 2 411 875 700 руб., с учетом НДС;
- 2017 г. - 2 275 147 812, 64 руб., с учетом НДС;
(лимиты бюджетных обязательств определяются в соответствии с Федеральным законом ", в котором О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" от 02.12.2013 г. N 349-ФЗ и федеральных законов "О федеральном бюджете" на последующие годы"".
27.11.2015 N 5 заключено дополнительное N 5 к Контракту N 1, в котором установлен планируемый объем работ, выполняемых подрядчиком по годам:
"- 2014 г. - 499 151 400 руб., с учетом НДС;
- 2015 г. - 801 580 000 руб., с учетом НДС;
- 2016 г. - 3 572 087 900 руб., с учетом НДС;
- 2017 г. - 2 275 147 812, 64 руб., с учетом НДС;
(лимиты бюджетных обязательств определяются в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год)".
19.04.2016 заключено дополнительное соглашение N 6 к Контракту N 1, изменяющее пункт 3.2: а именно установлен планируемый объем работ, выполняемых подрядчиком по годам:
"- 2014 г. - 499 151 400 руб., с учетом НДС;
- 2015 г. - 801 580 000 руб., с учетом НДС;
- 2016 г. - 981 875 600 руб., с учетом НДС;
- 2017 г. - 4 865 360 112, 64 руб., с учетом НДС;
(лимиты бюджетных обязательств определяются в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год)".
24.06.2016 N 9 заключено дополнительно соглашение N 9 к Контракту N 1, согласно которому внесено изменение в пункт 3.2 в части планируемого объема работ, выполняемого подрядчиком по годам:
"- 2014 г. - 499 151 400 руб., с учетом НДС;
- 2015 г. - 801 580 000 руб., с учетом НДС;
- 2016 г. - 585 808 900 руб., с учетом НДС;
- 2017 г. - 5 261 426 812, 64 руб.,с учетом НДС;
(лимиты бюджетных обязательств определяются в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год)".
28.09.2016 заключено дополнительное соглашение N 10 к Контракту N 1, в котором внесены изменения в пункт 3.2, а именно установлен планируемый объем работ, выполняемых подрядчиком по годам:
"- 2014 г. - 499 151 400 руб., с учетом НДС;
- 2015 г. - 801 580 000 руб., с учетом НДС;
- 2016 г. - 485 808 900 руб., с учетом НДС;
- 2017 г. - 5 361 426 812, 64 руб., с учетом НДС;
(лимиты бюджетных обязательств определяются в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год)".
При этом, на заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что сумма по Контракту N 1 осталась неизменной - 7 147 967 912, 64 рублей.
Также представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что Заказчиком заключены дополнительные соглашения к Контракту N 2, изменяющее положение пункта 4.2 Контракта N 2 по сумме с 7 405 368 987 рублей до 7 404 227 157 рублей, по причине сокращения лимитов бюджетных обязательств на 2017-2018 гг., что не противоречит положениям части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, а именно:
"06.12.2017 заключено дополнительно соглашение N 3 к Контракту N 2, в которое внесены изменения в пункт 4.2 в части планируемого объема работ, выполняемых подрядчиком по годам:
"- 2017 г. - 986 410 992 руб., с учетом НДС;
- 2018 г. - 933 367 772 руб., с учетом НДС;
- 2019 г. - 1 924 254 834 руб., с учетом НДС;
- 2020 г. - 3 560 193 559 руб., с учетом НДС".
В связи с тем, что в целях обеспечения непрерывности исполнения контрактов, достижения целей закупок и обеспечения государственных и муниципальных нужд при изменении условий бюджетного финансирования, законодателем в пункте 6 части 1 статьи 95 Закона предусмотрена возможность согласования новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги согласно контракту в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
Согласно пункту 6 статьи 161 БК РФ, в случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров.
Таким образом, довод не нашел своего подтверждения.
2. Кроме того, в ходе внеплановой проверки установлено следующее.
15.08.2013 Комиссией Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказоврассмотрена жалоба ОАО "Волгомост" на действия Заказчика Конкурсной комиссии при проведении Конкурса.
По результатам рассмотрения жалобы ОАО "Волгомост", Комиссией Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов вынесено решение по делу от 15.08.2013 N К- 1336/13 о признании жалобы необоснованной, вместе с тем, установлено нарушение пункта 4.2 части 4 статьи 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Кроме того, на основании решения по делу от 15.08.2013 N К- 1336/13 выдано предписание, путем устранения нарушения при заключении контракта по результатам проведения Конкурса, а именно: не учитывать требование пункта 4.3 проекта государственного контракта Конкурсной документации об авансировании части стоимости подрядных работ.
Вместе с тем, поскольку материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения по делу от 15.08.2013 N К- 1336/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
3. 15.02.2017 Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок, в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок проведена внеплановая проверка по обращению ООО "Стройновация" на действия Заказчика при размещении в Реестре контрактов дополнительных соглашений к государственному контракту от 23.12.2013 N 1-СТР-13, по итогу которой вынесено решение по делу от 15.02.2017 N П-12/17 о признании в действия Заказчика нарушения части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
При этом, поскольку материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения по делу от 15.02.2017 N П-12/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
4. В соответствии с частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе (ред. в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с Законом о контрактной системе были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 статьи 103 Закона о контрактной системе и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно.
В соответствии с частью 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается в том числе:
- информация об исполнении контракта, в том числе информация об оплате контракта, о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта.
На заседании Комиссии установлено, что платежные поручения об оплате Контракта N 2, заключенного по результатам проведения Аукциона от 30.05.2017 N 843262, от 31.05.2017 N 856868, от 06.06.2017 N 68711, Заказчиком размещены в ЕИС с нарушением регламентированного срока, а именно: 28.02.2018.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 4.5 КоАП лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, следовательно срок давности привлечения к административной ответственности по Аукциона
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика при проведении Конкурса нарушениепункта 4.2 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что государственные контракты заключены, предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 марта 2018 г. N П-27/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2018