Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
представители ООО "Перспектива" на заседание Комиссии Мордовского УФАС России не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Кроме того, уведомление от 30.07.2018 N 557 о назначении дела N 416 к рассмотрению размещено в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru и доступно для всеобщего ознакомления.
Рассмотрев 02.08.2018 года жалобу ООО "Перспектива" (далее - Заявитель) на действия МБУК "Культурно-досуговый центр Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия" (далее - Заказчик) и ГКУ РМ "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона N 0809500000318001586 на выполнение работ по объекту: "Реконструкция здания МБУК "Культурно-досуговый центр Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия" (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 26.07.2018 г. поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика и Уполномоченного органа.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 30.07.2018 N 557 рассмотрение жалобы назначено на 02.08.2018 года в 15 часов 30 минут.
По мнению Заявителя, Заказчиком и Уполномоченным учреждением допущены нарушения при разработке и опубликования в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) документации об Аукционе.
Представители Заказчика и Уполномоченного учреждения не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и в результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Заказчиком, Уполномоченным учреждением 11.07.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru, размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона N 0809500000318001586 на выполнение работ по объекту: "Реконструкция здания МБУК "Культурно-досуговый центр Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия".
Начальная (максимальная) цена контракта: 77 733 250,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 27.07.2018 09:00 (мск).
Дата проведения Аукциона: 02.08.2018 г.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 30.07.2018 г. (далее - Протокол), по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок 27.07.2018 09:00 (время московское) поступили 2 (две) заявки на участие в электронном аукционе под порядковыми номерами:1, 2.
Согласно Протоколу, Заявке под номером 1 отказано в допуске к участию в аукционе на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, а именно: непредставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Федерального закона N44-ФЗ; заявка на участие в электронном аукционе не соответствует требованиям документации об аукционе: п. 23.1, 23.3 Раздела 1 "Информационная карта аукциона", Раздел 2 "Техническое задание": отсутствуют конкретные показатели товара, используемого для выполнения работ.
В соответствии с протоколом подведения итогов Аукциона от 01.08.2018 г., победителем Аукциона признана заявка ООО "Проектно-строительная компания "Техноком".
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, в ЕИС не размещен полный комплект проектной документации, а именно проектная часть проектно-сметной документации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в составе документации о закупке проектной части проектно-сметной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
Согласно п. 5.2.1 проекта Контракта, Заказчик обязан в течение 3 дней со дня подписания настоящего Контракта передать Подрядчику проектную документацию, разработанную и утвержденную в установленном порядке.
Кроме того, представители Заказчика, на заседании Комиссии Мордовского УФАС России подтвердили, что проектная часть проектно-сметной документации разработана и имеется в распоряжении Заказчика, но по техническим причинам не размещена в ЕИС, что также подтверждается ответом на запрос о разъяснении положений аукционной документации от 24.07.2018 N 19.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего в ЕИС проектную часть проектно-сметной документации, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, довод Заявителя Комиссией Мордовского УФАС России признан обоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в проекте контракта неправомерно установлено требование о предоставлении победителем Аукциона залога в качестве обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В пункте 8 проекта контракта указано: " Принять к сведению, что Подрядчик внес обеспечение исполнения Контракта на сумму 7 773 325 (семь миллионов семьсот семьдесят три тысячи триста двадцать пять) руб. 00 коп., определенную в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, что составляет 10 (десять) процентов от начальной (максимальной) цены Контракта, в форме банковской гарантии или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита)".
Таким образом, Законом о контрактной системе не предусмотрено такое обеспечение исполнения контракта, как "залог денежных средств", следовательно, Заказчиком нарушена часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе в пункте 11.8 проекта контракта документации об Аукционе установлено условие о подписании контракта в бумажном виде.
В соответствии с ч. 8 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, с момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
Пунктом 11.8 контракта установлено: "Контракт составлен в 2 (двух) экземплярах, по одному для каждой из сторон. Каждый экземпляр имеет равную юридическую силу".
Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о том, что из пункта 11.8 проекта контракта документации об Аукционе не следует требование о подписании контракта исключительно в бумажном виде.
Также, в ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснил, что государственный контракт по результатам проведения Аукциона будет подписываться в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В связи с вышеизложенным, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, заказчиком в извещении о проведении Аукционе не установлено требование об отсутствии в предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки.
На основании ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном указанным Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено, что согласно извещению о проведении Аукциона, заказчиком установлено требование к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно п. 18 Информационной карты документации об Аукционе Заказчиком установлено требование к участникам Аукциона: "Отсутствие в предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки".
В связи с вышеизложенным, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе внеплановой проверки Аукциона, Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что в Приложении N 1 раздела 2 "Техническое задание" документации об Аукционе указаны, в том числе следующие требования:
25
|
Песок природный для строительных работ средний
|
Модуль крупности |
[Св. 2.0 до 2.5] |
Мк |
Полный остаток песка на сите с сеткой N 063 |
[Св. 30 до 45] |
% по массе |
||
Содержание зерен крупностью свыше 10 мм |
[Не более 0.5]; [не более 5] |
% по массе |
||
Содержание зерен крупностью свыше 5 мм |
[Не более 5]; [не более 15] |
% по массе |
||
Содержание зерен крупностью менее 0,16 мм |
[Не более 5]; [не более 15] |
% по массе |
||
Содержание в песке пылевидных и глинистых частиц |
[Не более 2]; [не более 3] |
% по массе |
||
Содержание в песке глины в комках |
[Не более 0.5]; [не более 0.25] |
% по массе |
||
Класс |
I; II |
|
||
Группа |
Средний |
|
||
37
|
Асфальтобетонные смеси дорожные, аэродромные и асфальтобетон (горячие и теплые для плотного асфальтобетона мелко и крупнозернистые, песчаные), марка II, тип А Асфальтобетонные смеси дорожные, аэродромные и асфальтобетон (горячие и теплые для плотного асфальтобетона мелко и крупнозернистые, песчаные), марка II, тип Б
|
Вид смеси в зависимости от вязкости используемого битума и температуры укладки |
Горячая |
|
|
|
Наибольший размер минеральных зерен |
[До 20]; [до 20], [до 40] |
мм |
|
|
Остаточная пористость асфальтобетона |
[Св. 2.5 до 5.0] |
% |
|
|
Содержание щебня |
[Св.40 до 50], [св.50 до 60] |
% |
|
|
Группа щебня |
2 |
|
|
|
Предел прочности при сжатии при температуре 50 °C, не менее |
0.9, 1.0 |
МПа |
|
|
Тип применяемого щебня |
Щебень из плотных горных пород |
|
|
|
Вид асфальтобетонной смеси |
Крупнозернистая и/или мелкозернистая |
|
|
|
Вид асфальтобетона в зависимости от величины остаточной пористости |
Плотный |
|
|
|
Марка щебня по морозостойкости |
Не ниже F50 |
|
При этом в пункте 23 информационной карты документации Аукциона Заказчиком установлены следующие требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению: "Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей: 23.1. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: 1) согласие участника электронного аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Разделе 2 "Техническое задание" документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе".
Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о химическом составе и компонентах товара, показателях технологии производства, испытаниях товара, и иных показателях, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Указанные требования имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия МБУК "Культурно-досуговый центр Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия" и ГКУ РМ "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона N 0809500000318001586 на выполнение работ по объекту: "Реконструкция здания МБУК "Культурно-досуговый центр Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия" обоснованной в части доводов 1 и 2, указанных в жалобе.
2. Признать действия Заказчика нарушением п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 2 августа 2018 г. N 480
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2018