Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_..> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шнагундай" (далее - ООО "Шнагундай") исх. от 27.07.2018 (вх. от 27.07.2018 N 3596) на действия заказчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (далее - ТУ Росимущества в Республике Коми) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по обследованию гидротехнических сооружений", извещение N 0107100005618000005 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
при участии:
- <_..>., <_..> ТУ Росимущества в Республике Коми, по приказу от 09.01.2018 N 2-л;
УСТАНОВИЛА:
1. ООО "Шнагундай", ТУ Росимущество Республики Коми, закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк-АСТ") надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО "Шнагундай", ЗАО "Сбербанк-АСТ" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. ООО "Шнагундай" обжалуются положения документации об электронном аукционе.
ТУ Росимущества в Республике Коми в отзыве на жалобу исх. от 02.08.2018 N 01-13/2418-03 (вх. от 02.08.2018 N 3676) и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), изучив материалы жалобы, заслушав позицию представителей ТУ Росимущества в Республике Коми пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось ТУ Росимущества в Республике Коми.
Объект закупки - "Оказание услуг по обследованию гидротехнических сооружений".
Начальная (максимальная) цена контракта составила - 745 340.00 рублей.
Источником финансирования закупки явились средства федерального бюджета на 2018 г.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0107100005618000005, документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт), на электронной торговой площадке - 17.07.2018.
4. В своей жалобе заявитель указывает на то, что в проекте контракта установлено условие о продлении сроков исполнения государственного контракта вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы, что, по мнению, ООО "Шнагундай" противоречит требованиям части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
На основании части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с подпунктом 8.4 пункта 8 проекта контракта возникновение обстоятельств непреодолимой силы, предусмотренных пунктом 8.1 контракта, при условии соблюдения требований пункта 8.2 контракта, продлевает срок исполнения обязательств по настоящему контракту на период, который в целом соответствует сроку действия наступившего обстоятельства.
Частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
Понятие существенных условий контракта Законом о контрактной системе не определено.
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации существенными являются условия о предмете договора, условия которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Из пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что к существенным условиям любого контракта относятся, в частности, условия о сроке исполнения предусмотренных контрактом обязательств. Следовательно, условия о сроке исполнения обязательств могут быть изменены только в установленных законом случаях.
Перечень случаев изменения существенных условий контракта при его исполнении, перечисленных в части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, является закрытым.
В указанном перечне отсутствует случай изменения существенных условий контракта вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы.
Согласно письменным пояснениям ТУ Росимущества в Республике Коми исх. от 02.08.2018 N 01-13/2418-03 (вх. от 02.08.2018 N 3676) при составлении документации об электронном аукционе, в том числе проекта контракта заказчик руководствовался, в том числе типовым контрактом, утвержденных Приказом "Роскосмоса" от 27.12.2017 N 455, типовым контрактом, утвержденным Приказом Госкорпорации "Росатом" от 29.12.2015 N 1/27-НПА (далее типовые контракты), в которых установлено аналогичное условие, как в подпункте 8.4 пункта 8 проекта контракта документации об электронном аукционе N 0107100005618000005.
Основной довод ТУ Росимущества в Республике Коми заключается в том, что типовые контракты также прошли согласование с Федеральной антимонопольной службой, в связи с чем, оспариваемое заявителем в своей жалобе требование является законным.
Указанный довод не находит своего подтверждения, поскольку императивными нормами Закона о контрактной системе установлено, изменение существенных условий контракта не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Закона о контрактной системе, к которым продления срока исполнения контракта в связи с обстоятельствами непреодолимой силы не относится.
Таким образом, действие заказчика в виде установления в проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, условия об изменении срока исполнения обязательств, противоречит части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу от 27.07.2018 рассмотрения заявок на участие в закупке в электронном аукционе "Оказание услуг по обследованию гидротехнических сооружений" на участие в закупке не подано ни одной заявки участника электронного аукциона, в связи с чем электронный аукцион признан несостоявшимся.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Шнагундай" обоснованной.
2. Признать действие заказчика в части установления в проекте контракта условия о продлении сроков исполнения государственного контракта вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы противоречащим части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
3. С учетом стадии закупки предписание об устранении нарушения части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о привлечении ответственного должностного лица заказчика к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<_..> |
Члены комиссии
<_..>
<_..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 3 августа 2018 г. N 04-02/5460
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2018