Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок(далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБУ ДПО Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования(далее - Заказчик):
ООО "Интерсервис"(далее - Заявитель):
рассмотрев жалобуЗаявителя(вх. N 19384-ЭП/18 от 31.07.2018) на действия аукционной комиссии Заказчикапри определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукционана оказание услуг по транспортному сопровождению мероприятий в рамках проведения Всероссийского конкурса "Учитель года России-2018"(далее-аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверкина основании п.1 ч. 15 ст. 99 Федерального законаот05.04.2013N 44-ФЗ"Оконтрактнойсистемевсферезакупоктоваров,работ, услугдля обеспечениягосударственныхимуниципальныхнужд"(далее-Законоконтрактнойсист еме),АдминистративногорегламентаФедеральнойантимонопольнойслужбыпо исполнению государственной функциипо рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственныхи муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС Россииот 19.11.2014 N 727/14(далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукционаразмещено 13.07.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещенияN 0372200230918000016. Начальная (максимальная) цена контракта- 3 248 595,21 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе в части избыточного описания объекта закупки.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Требования к конкретным показателям транспортных средств установлены Заказчиком в п. 3.10 Части IIIдокументации о закупке.
Например, к товару "Автобус" Заказчиком установлены следующие требования: "Масса в снаряженном состоянии более четырнадцати тысяч кг. Длина автобуса не менее одиннадцать целых пять десятых м и не более двенадцать целых пять десятых м. Ширина автобуса не менее две целых три десятых м и не более две целых пятьдесят пять сотых м. Высота автобуса более три целых семь десятых мм и не более три целых восемь десятых м. Колёсная формула должна быть четыре*два. Ёмкость топливного бака не менее четыреста шестьдесят четыре л и не более четыреста восемьдесят пять л.".
Согласно доводам Заявителя вышеуказанные требования не установлены нормативно-технической документацией, а требование о их предоставлении в первой части заявки противоречит законодательству о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
При формировании технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, с учетом требований и ограничений в части такого описания, установленных законодательством о контрактной системе.
На заседание Комиссии УФАС Заявителем не представлено документальных доказательств того, что оспариваемые требования к транспортным средствам являются нестандартными для данного вида товара, а также не представлено доказательств того, что установленные требования ограничивают количество участников закупки.
На основании изложенного, жалоба признана необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
По товару "Автобус" Заказчиком установлены требования к конкретным показателям следующим образом: "Масса в снаряженном состоянии более четырнадцати тысяч кг. Длина автобуса не менее одиннадцать целых пять десятых м и не более двенадцать целых пять десятых м. Ширина автобуса не менее две целых три десятых м и не более две целых пятьдесят пять сотых м. Высота автобуса более три целых семь десятых мм и не более три целых восемь десятых м. Колёсная формула должна быть четыре*два. Ёмкость топливного бака не менее четыреста шестьдесят четыре л и не более четыреста восемьдесят пять л. Объём багажного отделения не менее шести целых м3 и не более одиннадцать м3. Двигатель автобуса - мощностью не менее триста сорок лошадиных сил. Крутящий момент - не менее одна тысяча четыреста Н/м при одна тысяча четыреста оборотов в минуту. Коробка передач - не менее шестиступенчатая.".
Комиссия УФАС приходит к выводу, что описание объекта закупки вышеуказанным способом путем замены числовых значений показателей словами противоречит ч. 2 ст. 8, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, так как усложняет восприятие требований к значениям показателей, затрудняет поиск таких значений в тексте требований к показателям, повышает вероятность допуска участниками закупки ошибки технического характера при заполнении первой части заявки на участие в аукционе, а также направлено на ограничение допуска к участию в аукционе участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По товару "Автобус" Заказчиком установлены следующие требования: "Высота автобуса более три целых семь десятых мм и не более три целых восемь десятых м. Колёсная формула должна быть четыре*два.".
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что Заказчиком допущена техническая ошибка при установлении требований к показателю высоты автобуса в части указания единицы измерения "мм".
Комиссия УФАС приходит к выводу, что требование к показателю колесной формулы "четыре*два", указанное прописью и использованием символа "*" не позволяет надлежащим образом определить содержание требования к значению показателя.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в части установления требований к товару, которые не позволяют определить потребность Заказчика.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Интерсерис"необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушенияч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лицаЗаказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 августа 2018 г. N 44-3735/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2018