Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБУН Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе Российской академии наук(далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Компакт-плюс" (далее - Заявитель): по доверенности,
рассмотрев жалобуЗаявителя(вх. N 19566-ЭП/18 от 01.08.2018) на действияЗаказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на капитальный ремонт объекта культурного наследия Главного корпуса Физико-технического института РАН им. А.Ф. Иоффе (с курдонером, садом, оградой)(далее-конкурс),атакжеврезультате проведения внеплановой проверкина основаниип.1 ч. 15 ст. 99 Федерального законаот 05.04.2013N 44-ФЗ"О контрактной системев сфере закупок товаров, работ, услугдля обеспечения государственныхи муниципальных нужд"(далее -Законоконтрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функциипо рассмотрению жалобна действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссиипо осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадкипри определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственныхи муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС Россииот 19.11.2014 N 727/14(далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурсаразмещено11.07.2018на официальном сайтеединой информационной системыwww.zakupki.gov.ru, номер извещенияN 0372100045718000008. Начальная (максимальная) цена контракта- 18 403 157,75 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
1. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком, в Приложении N 1 к Техническому заданию документации о закупке к товару N 57, N 58, N 59 "Болты с шестигранной головкой" установлено требование:
"Класс точности должен быть А", а так же установлено требование соответствия товара ГОСТ 7798-70.
Вместе с тем, ГОСТ 7798-70 имеет наименование "Болты с шестигранной головкой класса точности В", что не соответствует установленным требованиям к конкретному значению показателя.
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Законао контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявкина участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этомне допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с ч.ч. 5, 7 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
В соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе документов и информации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г.N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Требования к техническим, качественным, функциональным и экологическим показателям (характеристикам) товаров установлены Заказчиком в Приложении N 1к Техническому заданию.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в документации о закупке установлены, например, следующие требования к показателям товаров, которые могут быть определены только путем проведения испытаний товара, например: "Содержание сульфатов (гипс, ангидрит) и сульфидов, кроме пирита (марказит, пирротин, гипс, ангидрит и др.) и пересчете на SO3".
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, подробное изложение в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе, выраженное в установлении требований к товарам, несоответствующих объективному описанию объекта закупки.
3. В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком, к товару "Гипсовые вяжущие" установлено требование:
"Индекс сроков твердения: Б_В", а так же установлено требование соответствия товара ГОСТ 125-79.
Согласно инструкции по заполнению заявки, символ "_" установленный между значениями, следует читать как необходимость указания конкретного значения из диапазона, не включая крайние значения.
Вместе с тем, согласно Таблице 2 ГОСТ 125-79, индекс сроков твердения может быть либо "Б", либо "В", в связи с чем, указать значение, соответствующее инструкции по заполнению заявки, невозможно.
Таким образом, в действия Заказчика установлено нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик, при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Заказчиком, в Приложении 1 к Техническому заданию документации о закупке установлено требование соответствия товара ГОСТ 18499-73, ГОСТ 31108-2003, ГОСТ 18300-87, ГОСТ 23732-79, ГОСТ 26633-2012.
Вместе с тем, данные ГОСТ утратили силу или были заменены.
Таким образом, установление подобных технических регламентов к товарам носит необъективный характер, следовательно, Заказчик нарушил п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, установив требования к товарам не в соответствии с правилами описания объекта закупки.
5. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик, при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Заказчиком, в Приложении N 1 к Техническому заданию к товару N 51 "Сталь арматурная" установлено требование: "Класс требуется А-III, Вид изготовления - в стержнях / мотках. Номер профиля требуется 12", а так же установлено требование соответствия товара ГОСТ 5781-82.
Согласно п. 1.13 и Таблице 2 ГОСТ 5781-82, номинальный диаметр профиля имеет второе наименование - "Номер профиля".
Согласно п. 1.12 ГОСТ 5781-82, арматурную сталь классов А-I (А240) и А-II (А300) диаметром до 12 мм и класса А-III (А400) диаметром до 10 мм включ. изготовляют в мотках или стержнях, больших диаметров - в стержнях.
Таким образом, арматурная сталь с номером профиля 12 может быть изготовлена только в стержнях, в связи с чем, в действиях Заказчика установлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Аналогичное противоречие требованиям государственной стандартизации так же установлено в товарах "Камни бортовые" (показатель "Масса", требование ГОСТ 6665-91), "Битум" (показатель "Температура вспышки", Глубина проникания иглы при 0 °С", требование ГОСТ 22245-90), "Сталь арматурная" (показатель "Площадь поперечного сечения стержня", требование ГОСТ 5781-82), "Ацетилен технический" (показатель "Плотность при 0 °С и 101,3 кПа", требование ГОСТ 5457-75), "Кислород" (показатель "Объемная доля водорода", требование ГОСТ 5583-78), "Глина" (показатель "Массовая доля сульфидной серы", требование ГОСТ 58177-89), "Марля бытовая суровая" (показатель "Поверхностная плотность", требование ГОСТ 11109-90) и "Битумы нефтяные строительные" (показатель "Минимальная температура воспламенения", "Температура вспышки", требование ГОСТ 6617-76), согласно доводам жалобы.
Иные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст.99,106 Законао контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Компакт-Плюс" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 5 ст. 51, п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику и его конкурсной комиссии.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядкев течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 августа 2018 г. N 44-3763/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2018