Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии: |
И.С. Шестаковой |
заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии:
с участием представителей: |
М.В. Мельникова
А.А. Кошкумбаевой |
заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; старшего специалиста первого разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России, |
заказчика - ГБУЗ КО "Гусевская центральная районная больница" |
Н.П. Матвиенко Т.В. Сычевской |
представителя по доверенности; представителя по доверенности, |
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "Фарм-Магнат", уведомленных надлежащим образом о месте и времени заседания Комиссии;
рассмотрев жалобу ООО "Фарм-Магнат" (вх. N 4966 от 24.07.2018) (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Гусевская центральная районная больница" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения (МНН: Амоксициллин + клавулановая кислота) (извещение N 0335300024018000070) (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 24.07.2018 поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии Заказчика (далее - Аукционная комиссия) при проведении Аукциона
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Заявителем подана заявка на участие в Аукционе (идентификационный номер заявки 2).
Как следует из протокола подведения итогов электронного аукциона 70-3 от 18.07.2018, заявка участника закупки с идентификационным номером 1 (ООО "Торговый Дом "Виал") при рассмотрении вторых частей признана соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, участник предложил наиболее низкую цену контракта (170 378,03 руб.)
Лекарственный препарат с МНН "амоксициллин + клавулановая кислот" содержится в Перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год, утвержденном Распоряжением Правительства от 23.10.2017 года N2323-р, Заявитель считает, что к данному препарату применяются ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289.
Являясь постоянным участником электронных аукционов по поставке лекарственных препаратов и оптовым дистрибьютором лекарственного препарата с МНН "амоксициллин + клавулановая кислота", Заявитель полагает, что участником электронного аукциона ООО "Торговый дом "Виал" (идентификационный номер заявки - 1), предложен лекарственный препарат с МНН "амоксициллин + клавулановая кислота", происходящий из иностранного государства, не являющегося членом Евразийского экономического союза.
По мнению Заявителя, при рассмотрении и оценке заявки участника Аукциона с идентификационным номером заявки 1, Аукционной комиссией были допущены существенные нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, так как комиссия не применила требования, установленные Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 года N 1289.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
При подведении итогов электронного аукциона Аукционная комиссия Заказчика действительно не применила требования постановления Правительства РФ от 30.11.2015 года N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" к участнику закупки, предложившему к поставке лекарственный препарат, происходящий из иностранного государства, не являющегося членом Евразийского экономического союза.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
29.06.2018 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0335300024018000070 и Аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта - 193 293,00 рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе (в ред. от 23.04.2018) в извещении о проведении электронного аукциона указываются, в том числе, условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Разделом "Ограничения и запреты" извещения N 0335300024018000070 об Аукционе установлено:
- запрет на допуск товаров, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Федерального Закона N 44-ФЗ.
Пунктом 15 Раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об Аукционе установлено следующее:
Установлено ограничение допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1289) установлено, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
В силу пункта 2 Закона о контрактной системе подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 23.10.2017 N 2323-р
"Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи" лекарственный препарат амоксициллин + клавулановая кислота в форме порошка для приготовления раствора для внутривенного введения (код АТХ - J01CR) включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с частью 2 статьи 66 заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, следующие документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Подпунктом 3 пункта 17 Раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об Аукционе определено, что вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе, следующие документы и информацию:
- копия сертификата о происхождении товара, выданного уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме СТ-1, установленной Правилами определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами, в случаях, установленных Постановлением N1289.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона 70-3 от 18.07.2018, рассмотрев вторые части заявок на участие в аукционе, поданные всеми участниками аукциона, принявшими участие в аукционе, Единая комиссия приняла решение о соответствии требованиям, установленным документацией об Аукционе, заявок на участие в аукционе, с идентификационными номерами 1 (ООО "Торговый дом "Виал"), 4 (ООО "Ладья"), 2 (ООО "Фарм-Магнат"), 3 (ООО "Сав-Мед").
Изучив и проанализировав заявки на участие в Аукционе, Комиссией установлено, что участниками закупки с заявками, имеющими идентификационные номера 4, 2 и 3 предложены к поставке лекарственные препараты (МНН "амоксициллин + клавулановая кислот") страной происхождения, которых являются государства - члены Евразийского экономического союза (Россия), в указанных заявках представлены сертификаты о происхождении товара по форме СТ-1. Заявка с идентификационным номером 1 (ООО "Торговый дом "Виал") содержит предложение о поставке лекарственного препарата, страной происхождения которого является Индия (регистрационное удостоверение лекарственного препарата для медицинского применения N ЛП - 004113), в заявке отсутствует сертификат о происхождении товара по форме СТ-1.
Таким образом, на участие в Аукционе подано 3 заявки, которые удовлетворяют требованиям документации об Аукционе и которые одновременно соответствуют условиям, изложенным в пункте 1 Постановления N 1289.
На основании вышеизложенного, Комиссия считает, что действия Аукционной комиссии при рассмотрении вторых частей заявок участников Аукциона не соответствуют пункту 3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, заявка с идентификационным номером 1, в изложенных условиях, необоснованно признана соответствующей требованиям, установленным документацией об Аукционе. Указанное нарушение Закона о контрактной системе Заказчиком в ходе заседания Комиссии не оспаривалось.
В результате проведения внеплановой проверки закупки установлено следующее.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В силу части 2.1 вышеуказанной статьи Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2, 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
Согласно извещению о проведении Аукциона, опубликованном в ЕИС, документации об Аукционе предметом контракта является поставка лекарственного препарата для медицинского применения (МНН: Амоксициллин + клавулановая кислота).
Кроме того, в извещении о проведении Аукциона установлены следующие требования к участникам:
- требование к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта (в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ);
- требования к участникам закупок в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ;
Комиссией установлено, что поставка лекарственных препаратов, как условие, случай, для установления дополнительных требований к участникам такой закупки, отсутствует в Постановлении N 99.
Кроме того, Комиссия считает, что предмет Аукциона не является закупкой аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что при объекте закупки - поставка лекарственных препаратов, Заказчиком неправомерно установлены в извещении о проведении Аукциона требования к участникам закупки в соответствии с частями 2 , 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В силу части 3 вышеуказанной статьи Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно извещению о проведении Аукциона, опубликованном в ЕИС, закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, к участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
Аналогичные ограничения установлены в пункте 14 Раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с указанным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В соответствии с частью 13.1 срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно пункту 9.3 Раздела 4 "Проект контракта" документации об Аукционе, оплата по контракту осуществляется по факту поставки всего товара, предусмотренного спецификацией (приложение N 1 к контракту), после предоставления Заказчику в день поставки товара счета, счета-фактуры, товарных накладных, акта приема-передачи Товара в течение 30 (тридцати) дней с даты подписания Заказчиком акта приема-передачи товара (приложение N 4 к контракту).
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что условие оплаты поставки товара со стороны Заказчика в течение 30 (тридцати) дней с даты подписания акта приема-передачи товара, установленное в разделе 4 "Проект контракта" документации об Аукционе, не соответствует требованиям части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Фарм-Магнат" обоснованной.
2. Признать Заказчика - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калининградской области "Гусевская центральная районная больница" нарушившим часть 8 статьи 30, часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Признать аукционную комиссию Заказчика нарушившей пункт 3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" (в части имеющихся полномочий) предписание об устранении допущенных нарушений.
5. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушения Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Ведущий заседание Комиссии: |
|
И.С. Шестакова |
Члены Комиссии: |
|
М.В. Мельников
А.А. Кошкумбаева |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 31 июля 2018 г. N КС-230/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2018