Резолютивная часть оглашена
31.07.2018 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "Контракт" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на "Территория 5/2 очереди застройки жилого района, расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, сельское поселение Лопатино. Строительство автомобильных дорог с дождевой канализацией и локальным очистным сооружением" (извещение N 0142200001318008977, начальная (максимальная) цена контракта - 129 272 748,38 руб.),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Контракт" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на "Территория 5/2 очереди застройки жилого района, расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, сельское поселение Лопатино. Строительство автомобильных дорог с дождевой канализацией и локальным очистным сооружением" (извещение N 0142200001318008977, начальная (максимальная) цена контракта - 129 272 748,38 руб.).
Согласно доводам жалобы ООО "Контракт" следует, что:
1. Заказчиком установлены излишне многочисленные требуемые характеристики, требования к показателям товаров, значения которых становятся известными лишь при испытании определенной партии товара;
2. Заказчиком неправомерно установлены требования о соответствии работ и материалов, используемых при их выполнении, недействующим/неопределяемым стандартам;
3. Заказчиком не установлены обязательные требования в соответствии с п.2 ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа против довода Заявителя возражали, просили в удовлетворении жалобы отказать, представили письменные пояснения.
Изучив материалы жалобы, письменные пояснения, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч.3 - 6 ст.66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно под."б" п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе в сфере закупок первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное п.2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной ч.3 ст.66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Ч.2 ст.70 Закона о контрактной системе определено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в ч.8 ст.69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Положение указанной статьи обязывает участника закупки при исполнении контракта применить материалы с теми характеристиками, которые были указаны на этапе подачи заявок.
В Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
1. Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки:
"Знак "-" означает, что участнику необходимо указать диапазонное значение, входящее в представленных через "-" диапазон значений (включая крайние значения), за исключением размеров: длина толщина, высота, диаметр.
Если показатели сопровождаются словами "от", "до", "от_до", "свыше_до" значения таких показателей требуется указать в конкретном виде*, без использования вышеназванных слов (включая крайние значения). Участник должен указать значения показателей материалов, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, при этом: значения показателей, сопровождающихся словами "более", "выше", знаком ">" должны иметь конкретное значение*, которое больше установленного, значения показателей, сопровождающихся словами "менее", "ниже", знаком "<" должны иметь конкретное значение*, которое меньше установленного: значения показателей, сопровождающихся словами "не более", "не выше", знаком "" должны иметь конкретное значение*, которое меньше установленного, включая крайнее значение, значения показателей, сопровождающихся словами "не менее", "не ниже", знаком "" должны иметь конкретное значение*, которое больше установленного, включая крайнее значение.
*За исключением характеристик: сопровождающихся словосочетанием "в диапазоне", условная вязкость (вязкость), влажность, фракция, водопоглощение, расход материалов, прочность, температура, стойкость, времени высыхания (схватывания, застывания, твердения), химический состав, объемные и массовые доли компонентов, циклы морозостойкости, твердости, укрывистость, степень перетира, а также значений, сопровождающихся в ГОСТах словами "не более", "не выше" знаком "", "менее", "ниже", знаком "<", "от", "до", "от_до", "свыше_до", "не менее", "не ниже", знаком "", "более", "выше", знаком ">", "не превышает" значения которых должны быть указаны в диапазоне, соответствующем требованиям заказчика, нормативно-технической документации, паспортами производителей".
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Следовательно, данный довод ООО "Контракт" следует признать необоснованным.
2. Согласно Приложению N1 к контракту "ТЗ на выполнение строительно-монтажных работ по объекту капитального строительства: "В случае указания в документации о закупке на стандарты (ГОСТы, СНИП и т.д.), которые утратили силу на территории Российской Федерации, участнику закупки необходимо руководствоваться действующими стандартами, в том числе стандартами (ГОСТы, СНИП и т.д.), которыми были заменены ранее действующее".
Характеристики, указанные в соответствии с представленными ГОСТами, не противоречат действующим стандартам. Данные пункты не были учтены при рассмотрении первых частей заявок. Все поданные заявки допущены к участию.
Таким образом, данный довод ООО "Контракт" следует признать необоснованным.
3. ООО "Контракт" ссылается в своей жалобе на то, что в контракте нет ссылки на норму п.2 ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно указанной норме в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Таким образом, норма применяется к случаем, когда заказчик выступает в роли налогового агента.
Согласно нормам Налогового кодекса РФ, заказчик выступает налоговым агентом по отношению к физическим лицам, которые не являются индивидуальными предпринимателями, а также к иностранным юридическим лицам:
1) если участником (поставщиком, исполнителем, подрядчиком) по государственному (муниципальному) контракту является физическое лицо (не индивидуальный предприниматель), то обязанность по исчислению, удержанию и перечислению НДФЛ и страховых взносов при закупках любых работ, услуг возлагается на заказчика4
2) если участником закупки являются иностранные лица, не состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков и имеющие постоянное представительство на территории РФ (филиал, представительство, отделение, бюро, контору, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (отделение)), то при закупках любых товаров, работ, услуг заказчик является плательщиком налога на прибыль организаций и НДС (ч.1 ст.161, ч.1 ст.264, ст.306-308 НК РФ).
Однако при проведении данного аукциона было установлено требование о членстве участника в СРО, при этом согласно ст.55.6 Градостроительного кодекса РФ членом СРО не может быть физическое лицо, не являющееся предпринимателем.
Следовательно, в отношении индивидуальных предпринимателей заказчик не будет выполнять функции налогового агента.
Кроме того, иностранное юридическое лицо для того, чтобы стать членом СРО должно выполнить требования постановления Правительства РФ от 11.05.2017 N559 "Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов" в том числе в части наличия квалифицированного персонала.
Однако, при наличии персонала филиал или представительство иностранной организации будет вынуждено встать на учет в качестве налогоплательщика для оплаты налогов и обязательных платежей в отношении фонда оплаты труда.
Следовательно, в отношении такого иностранного юридического лица заказчик также не будет выступать налоговым агентом, в связи с чем данный довод ООО "Контракт" является необоснованным.
Руководствуясь ч.8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 31 июля 2018 г. N 965-13768-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2018