Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу АО "ВНИИС" (далее - Заявитель) на действия Заказчика, Конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на выполнение научно-исследовательских работ по теме: Научные исследования правовых механизмов обеспечения предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и подготовка научно обоснованных предложений по совершенствованию нормативной базы, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами производства и потребления, а также на создание эффективных механизмов возмещения вреда окружающей среде, причиненного нарушением требований в области обращения с отходами (изв. N 0356100011918000007),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Конкурсной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356100011918000007 Заказчиком проводился открытый конкурс на выполнение научно-исследовательских работ по теме: Научные исследования правовых механизмов обеспечения предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и подготовка научно обоснованных предложений по совершенствованию нормативной базы, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами производства и потребления, а также на создание эффективных механизмов возмещения вреда окружающей среде, причиненного нарушением требований в области обращения с отходами.
Протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 19.07.2018 г. победителем конкурса признано ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики".
Заявитель указывает, что ему неясно, каким образом обществу "ВНИИС" были присвоены баллы по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
В отношении доводов о результатах оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с критериями оценки, Комиссия отмечает, что в соответствии с ч. 6 ст. 106 Закона о закупках рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Таким образом, жалоба АО "ВНИИС" на действия Конкурсной комиссии в данной части не подлежит рассмотрению.
Относительно доводов жалобы, касающихся положений конкурсной документации, Комиссия отмечает, что в соответствии с ч. 3 ст. 105 Закона о закупках, жалоба на положения документации о закупке может быть подана участником закупки до окончания установленного срока подачи заявок.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса, окончание срока подачи заявок на участие в закупке - 16.07.2018 г. в 11:00 часов. Жалоба в адрес Пермского УФАС подана 30.07.2018 г. (в ФАС России от 26.07.2018 г.), то есть по истечении регламентированного Законом о закупках срока.
Исходя из изложенного, жалоба АО "ВНИИС" на положения конкурсной документации не подлежит рассмотрению.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках, конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В силу ч. 1 ст. 32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 5 ст. 32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст. 32 Закона о закупках предусмотрено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
В п. 1 Правил установлено, что настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
Согласно п. 10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В п. 25 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п. 27 Правил для оценки заявок (предложений) показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер (ч. 8 ст. 50 Закона о закупках).
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе установлены Заказчиком в п. 17 информационной карты конкурсной документации.
Критерием, наряду с ценой контракта (значимость критерия - 20 %), являются нестоимостные критерии оценки: "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (значимость критерия - 30 %); "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (значимость критерия - 50 %).
Так, в отношении данных критериев установлено следующее:
Для нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" устанавливается показатель "Качество работ (услуг)".
Для нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" устанавливаются два показателя:
- "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг"; количество баллов по этому показателю составляет от 0 до 50;
- "Опыт участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема"; количество баллов по этому показателю составляет от 0 до 30;
- "Деловая репутация участника конкурса"; количество баллов по этому показателю составляет от 0 до 20.
Комиссия отмечает, что в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 Закона о закупках).
Исходя из анализа содержания нестоимостных критериев, Комиссия пришла к выводу об отсутствии четкой методики оценки предложений участников закупки. Предложенный вариант оценки показателей не отвечает принципу определенности и однозначности, позволяет Конкурсной комиссии по своему субъективному усмотрению определять победителя конкурса. Комиссия также отмечает, что отсутствие в конкурсной документации порядка оценки заявок по спорному критерию может повлечь предоставление необоснованного преимущества и одновременно дискриминации отдельных участников закупки, поскольку потенциальный участник не осведомлен о конкретных потребностях Заказчика, соответствующих данному критерию, и о необходимых объемах их удовлетворения (в частности, о конкретных видах информации и документов). Таким образом, порядок оценки заявок не содержит объективной зависимости между количеством присваиваемых баллов и содержанием заявки участника закупки.
Поскольку степень детализации и содержательной проработанности предложения определяется исходя из субъективных представлений участников закупки, то не исключена вероятность того, что по объективным причинам предложения участников закупки могут не подлежать сравнению. Следовательно, объективно установить преимущества отдельных заявок и лучшее предложение представляется затруднительным или невозможным. Кроме того, Заказчик должен быть заинтересован в едином понимании всеми субъектами (участниками закупки, членами единой комиссии и пр.) положений конкурсной документации, что обусловит правильное и единообразное заполнение заявок участниками закупки, обеспечит единый подход к рассмотрению заявок на участие в закупке Конкурсной комиссией, чего в данном случае не прослеживается.
Как следствие, ввиду того, что в отношении спорного критерия в конкурсной документации отсутствует единый, объективный, понятый и недвусмысленный порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием, то Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение требований п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии ч. 6 ст. 52 Закона о закупках информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и вносятся соответственно в протокол. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, в этот протокол вносится информация о признании открытого конкурса несостоявшимся.
В силу ч. 7 ст. 52 Закона о закупках протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе ведется конкурсной комиссией, подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно после вскрытия таких конвертов и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола, размещается в единой информационной системе. При проведении открытого конкурса в целях заключения контракта на выполнение научно-исследовательских работ в случае, если допускается заключение контрактов с несколькими участниками закупки, а также на выполнение двух и более поисковых научно-исследовательских работ этот протокол размещается в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты его подписания.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что вскрытие конвертов с заявками осуществлено Конкурсной комиссией 16.07.2018 г., о чем составлен соответствующий протокол и размещен в ЕИС в предусмотренный Законом о закупках срок. 20.07.2018 г. Конкурсной комиссией повторно размещен протокол вскрытия конвертов с заявками от 19.07.2018 г. Кроме того, в указанном протоколе от 19.07.2018 г. на бумажном носителе (оригинал) отсутствует подписант - Псарёва Л.А.
Представитель Конкурсной комиссии пояснила, что повторное размещение протокола и внесение в него изменений было вызвано рядом технических ошибок.
Вместе с тем, ввиду того, что указанная процедура не предусмотрена требованиями Закона о закупках, а также ввиду того, что повторно размещенный протокол вскрытия конвертов с заявками не подписан всеми членами Конкурсной комиссии, в действиях Конкурсной комиссии имеются нарушения требований ч.ч. 6 7 ст. 52 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "ВНИИС" на действия Конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на выполнение научно-исследовательских работ по теме: Научные исследования правовых механизмов обеспечения предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и подготовка научно обоснованных предложений по совершенствованию нормативной базы, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами производства и потребления, а также на создание эффективных механизмов возмещения вреда окружающей среде, причиненного нарушением требований в области обращения с отходами (изв. N 0356100011918000007) обоснованной в части доводов в отношении протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.
2. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушения требований ч.ч. 6, 7 ст. 52 Закона о закупках, выявленные в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать жалобу АО "ВНИИС" на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на выполнение научно-исследовательских работ по теме: Научные исследования правовых механизмов обеспечения предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и подготовка научно обоснованных предложений по совершенствованию нормативной базы, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами производства и потребления, а также на создание эффективных механизмов возмещения вреда окружающей среде, причиненного нарушением требований в области обращения с отходами (изв. N 0356100011918000007) не подлежащей рассмотрению на основании ч. 3 ст. 105 Закона о закупках.
4. Признать жалобу АО "ВНИИС" на действия Конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на выполнение научно-исследовательских работ по теме: Научные исследования правовых механизмов обеспечения предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и подготовка научно обоснованных предложений по совершенствованию нормативной базы, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами производства и потребления, а также на создание эффективных механизмов возмещения вреда окружающей среде, причиненного нарушением требований в области обращения с отходами (изв. N 0356100011918000007) не подлежащей рассмотрению на основании ч. 6 ст. 106 Закона о закупках.
5. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
6. В целях устранения нарушения требований Закона о закупках выдать предписание Заказчику, Конкурсной комиссии.
7. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика, Конкурсной комиссии за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 2 августа 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2018