Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Т.Э. Жуковой, старшего государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ФГУП "СВЭКО" на действия единой комиссии при проведении уполномоченным органом - Департаментом муниципального заказа администрации города Красноярска (далее - единая комиссия) электронного аукциона "Выполнение работ по организации периметра безопасности, КПП и благоустройству территории специализированного автотранспортного парка по обслуживанию аккредитованного автомобильного транспорта для перевозки участников и гостей универсиады" на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119300019818001402 (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ФГУП "СВЭКО" (далее - податель жалобы) на действия единой комиссии при проведении уполномоченным органом электронного аукциона для нужд заказчика - Муниципального предприятия города Красноярска "Горэлектротранс" (далее - заказчик).
Существо жалобы: нарушение единой комиссией требований законодательства о контрактной системе при рассмотрении первой части заявки подателя жалобы на участие в электронном аукционе.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, единой комиссии и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Единой комиссии было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу. Оператору электронной площадки необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России заявки всех участников закупки, поданных на участие в электронном аукционе.
До рассмотрения жалобы от единой комиссии поступили письменные пояснения по доводам жалобы (исх. N 332 от 31.07.2018).
На рассмотрении жалобы Комиссией присутствовали: представитель уполномоченного органа - Лузан Н.Ф. (доверенность от 09.01.2018 N 1, удостоверение личности); представитель подателя жалобы - Лебедев О.А. (доверенность от 31.07.2018 N 118, удостоверение личности).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, единой комиссией неправомерно отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, поскольку первая часть заявки подателя жалобы на участие в электронном аукционе содержит технические характеристики товаров (материалов), используемых при выполнении работ, соответствующие требованиям документации о проведении электронного аукциона и ГОСТов.
Единая комиссия не согласилась с доводом жалобы, поскольку подателем жалобы в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе представлены технические характеристики по позиции 4 "Раствор готовый кладочный цементно-известковый" - значение показателя "нормы подвижности по погружению конуса" не соответствует требованиям ГОСТа 28013-98.
Рассмотрев существо жалобы, иные документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Разделом 13.1 документации о проведении электронного аукциона установлены требования к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона;
2) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Заказчиком в документации о проведении электронного аукциона (раздел 4 "Наименование и описание объекта закупки") установлены следующие требования к используемым товарам (материалам), в том числе следующие технические характеристики:
N п/п |
Наименование товара |
Ед. изм |
Наименование показателей товара |
Значения показателей, установленные заказчиком |
||
Минимальные характеристики |
Максимальные характеристики |
Значения показателей, которые не могут изменяться |
||||
4 |
Раствор готовый кладочный цементно-известковый |
М3 |
марка по прочности |
Не менее 50 |
|
|
марка по подвижности, Пк |
Не менее 2 |
Не более 3 |
|
|||
норма подвижности по погружению конуса, см |
Не менее 4 |
|
|
|||
марка по морозостойкости, F |
Не менее 35 |
|
|
|||
заполнитель |
|
|
песок |
|||
5 |
Асбестовый шнур |
м |
диаметр, мм |
Не менее 8 |
Не более 10 |
|
область применения шнура должна быть для теплоизоляции и уплотнения соединений различных тепловых агрегатов и теплопроводящих системах при температуре |
|
Не более 400 |
|
|||
результирующая линейная плотность шнура, ктекс |
Не менее 32,1 |
Не более 79 |
|
Разделом 13.2 документации о проведении электронного аукциона установлена инструкция по заполнению заявки, в которой указано, что:
- при составлении заявки участником закупки необходимо указать конкретные (точные) значения показателей, в случае если заказчиком определены в разделе 4 документации об электронном аукционе минимальные и (или) максимальные значения показателей;
- при составлении заявки участником закупки значения показателей не изменяются, в случае если заказчиком определены в разделе 4 документации об электронном аукционе значения показателей, которые не могут изменяться.
Исследовав содержание первой части заявки подателя жалобы (заявка N 103543572), Комиссия установила, что указанный участник закупки предложил к поставке товары (материалы), в том числе со следующими техническими характеристиками:
N п/п |
Наименование товара |
Страна происхождения |
Ед. изм |
Наименование показателей товара |
Значения показателей, установленные Заказчиком |
Значения показателей, предлагаемые подрядчиком. |
||
Минимальные характеристики |
Максимальные характеристики |
Значения показателей, которые не могут изменяться |
||||||
4 |
Раствор готовый кладочный цементно-известковый |
Российская Федерация |
М3 |
марка по прочности |
Не менее 50 |
|
|
50 |
марка по подвижности, Пк |
Не менее 2 |
Не более 3 |
|
3 |
||||
норма подвижности по погружению конуса, см |
Не менее 4 |
|
|
8-12 |
||||
марка по морозостойкости, F |
Не менее 35 |
|
|
50 |
||||
заполнитель |
|
|
песок |
песок |
||||
5 |
Асбестовый шнур |
Российская Федерация |
м |
диаметр, мм |
Не менее 8 |
Не более 10 |
|
8 |
область применения шнура должна быть для теплоизоляции и уплотнения соединений различных тепловых агрегатов и теплопроводящих системах при температуре |
|
Не более 400 |
|
400 |
||||
результирующая линейная плотность шнура, ктекс |
Не менее 32,1 |
Не более 79 |
|
32,1-56,0 |
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе предусматривает следующие основания для отказа в допуске участнику электронного аукциона к участию в нем:
1) непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.07.2018 единой комиссией рассмотрены первые части заявок и заявка под номером 103543572 (заявка подателя жалобы) не допущена к участию в электронном аукционе: "Руководствуясь пунктом 1 части 4 статьи 67 Законом о контрактной системе, в связи с:
- непредоставлением, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и разделом 13 документации об электронном аукционе, информации о конкретных показателях характеристик товара, используемых при выполнении работ, соответствующих значениям, установленным разделом 4 документации об электронном аукционе: по позиции 4 "Раствор готовый кладочный цементно-известковый" не указано конкретное значение показателя "нормы подвижности по погружению конуса"), по позиции 5 "Асбестовый шнур" не указано конкретное значение показателя "результирующая линейная плотность шнура");
- предоставлением участником закупки недостоверной информации о конкретных показателях используемого товара, используемого при выполнении работ, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и разделом 13 документации об электронном аукционе, соответствующих значениям, установленным разделом 4 документации об электронном аукционе: по позиции 4 "раствор готовый кладочный цементно-известковый" - указанное значение показателя "нормы подвижности по погружению конуса" не соответствует ГОСТу 28013-98".
В результате сопоставления положений аукционной документации, первой части заявки подателя жалобы (заявка N 103543572), протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 23.07.2018, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционной комиссией было принято правомерное решение об отказе подателю жалобы в допуске к участию в электронном аукционе по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, поскольку первая часть заявки подателя жалобы не соответствует требованиям аукционной документации, а именно, по позициям 4, 5 указаны значения показателей в диапазоне, вместо требуемого конкретного значения, по позиции 4 "Раствор готовый кладочный цементно-известковый" указано значение показателя "норма подвижности по погружению конуса - "8-12" не соответствующее требованиям ГОСТа 28013-98 ("9-12").
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу о том, что в рассмотренных выше действиях аукционной комиссии отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, поскольку рассмотрение первой части заявки подателя жалобы было произведено аукционной комиссией в соответствии с условиями аукционной документации.
При этом, в ходе проведения внеплановой проверки, определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" норма подвижности по погружению конуса зависит от марки по подвижности:
Марка по подвижности Пк |
Норма подвижности по погружению конуса, см |
||||
Пк1 |
От |
1 |
до |
4 |
включ. |
Пк2 |
Св. |
4 |
" |
8 |
" |
Пк3 |
" |
8 |
" |
12 |
" |
Пк4 |
" |
12 |
" |
14 |
" |
В соответствии с ГОСТ 1779-83 "Шнуры асбестовые. Технические условия": результирующая линейная плотность шнуров зависит от диаметра шнура.
Диаметр шнура, мм (справочный) |
Результирующая линейная плотность, ктекс, для марок |
||
|
ШАОН |
ШАП |
ШАГ |
6,0 |
15,1-32,0 |
- |
- |
8,0 |
32,1-56,0 |
- |
- |
10,0 |
56,1-79,0 |
- |
80-120 |
12,0 |
79,1-110,0 |
- |
- |
Таким образом, исходя из диапазонного значения указанных показателей, а также положений указанных стандартов, значения показателей "норма подвижности по погружению конуса, см" и "результирующая линейная плотность шнура, ктекс" становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Учитывая изложенное, Комиссии полагает, что в указанном случае документация о проведении электронного аукциона должна содержать условие о том что, в случае установления минимального и максимального значений (диапазон значений, интервал значений) показателя товара (материала) участником закупки должно быть представлено конкретное неинтервальное значение такого показателя, не меньше минимального значения и не превышающее максимального значения диапазона (интервала) значений показателя товара (материала), установленных документацией об электронном аукционе, за исключением случаев, когда в связи с функциональными (потребительскими), техническими, технологическими, качественными и иными особенностями характеристики товара (материала), отраженными в соответствующих технических регламентах, стандартах и иных документах, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и стандартизации, должно быть указано интервальное (диапазонное) значение показателя.
При описании в заявке участником закупки показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара (материала) после его производства, участник закупки не обязан указывать конкретные значения показателей и вправе указать диапазон значений данных показателей. При этом не представление конкретных значений в данном случае не будет являться основанием для отклонения заявки.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что установление в документации о проведении электронного аукциона требований к описанию участниками закупки в составе заявок на участие в закупке конкретных показателей, значение которых известно после испытаний, нарушает часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и ограничивает количество участников закупки.
При этом, с учетом того, что на момент рассмотрения жалобы выявленное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку заявка подателя жалобы была отклонена единой комиссии на основании несоответствия значения показателя "норма подвижности по погружению конуса", указанного в диапазоне "8-12", значению соответствующему требованиям ГОСТа 28013-98 ("9-12"), Комиссия пришла к выводу об отсутствии необходимости выдачи заказчику предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о проведении электронного аукциона.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ФГУП "СВЭКО" необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки заказчику не выдавать, в связи с тем обстоятельством, что выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы по жалобе ФГУП "СВЭКО" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Т.Э. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 1 августа 2018 г. N 950
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2018