Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Т.Э. Жуковой, старшего государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СМУ 12" на действия заказчика - Администрации Новоселовского района Красноярского края (далее - заказчик) при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по благоустройству "Парка Победы" в с. Новоселово" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Контракт" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119300027718000010.
Существо жалобы: документация о проведении электронного аукциона составлена с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В ходе рассмотрения жалобы по существу подателем жалобы были представлены дополнения к жалобе, в связи с чем, в работе Комиссии был объявлен перерыв до 02.08.2018 в 12:00.
Явку своего представителя на вышеуказанное заседание Комиссии податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании документации о проведении электронного аукциона заказчиком были допущены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.
Во-первых, заказчиком в нарушение пункта 2 части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено требование о предоставлении "наименования страны происхождения товара".
Во-вторых, по мнению подателя жалобы, заказчик в пунктах 16, 21 Технических требований к материалам и конструкциям (изделиям) не установил единицы измерения к показателю "ширина".
В-третьих, заказчиком не установлены к участникам электронного аукциона требования, предусмотренные пунктом 11 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В-четвертых, податель жалобы указывает на то, что в пункте 7.1 документации о проведении электронного аукциона установлены требования в соответствии со статьей 70 Закона о контрактной системе, утратившей свою силу с 01.07.2018.
К моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу в адрес Красноярского УФАС России заказчиком были представлены в письменной форме возражения, выражающие мнение о том, что обжалуемые положения документации о проведении электронного аукциона не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.
Комиссия отмечает, что в Законе о контрактной системе отсутствует норма - пункт 2 части 3 статьи 65 Закона о контрактной систем.
При этом, в соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрарной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 4.1 документации о проведении электронного аукциона условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами не установлены.
Учитывая изложенное, заказчиком в нарушение части 5 статьи 66 Закона о контрактной систем, в пункте 5.4 документации о проведении электронного аукциона, в инструкции по заполнению заявок электронного аукциона, установлены требования к первой части заявки: "указание на знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что при составлении описания объекта закупки заказчику необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Анализ положений аукционной документации показал Комиссии, что разделом 3 приложения N 1 к документации о проведении электронного аукциона установлены технические требования к материалам и конструкциям (изделиям).
В позициях 16 и 21 указанного раздела установлены следующие технические требования:
N пп |
Наименование |
16 |
Полоса, шириной не менее 50, толщиной не менее 5 мм ГОСТ 103-2006 |
21 |
Полоса, шириной не менее 50, толщиной не менее 5 мм ГОСТ 103-2006 |
Согласно инструкции по заполнению заявок на участие в электронном аукционе (приложение N 2 к аукционной документации) значения технических параметров, указанных в описании объекта закупки требуют конкретизации, если сопровождаются словами "не более", "не менее".
Значения параметров, указанные в заявке на участие в аукционе, должны соответствовать требованиям технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документам, разрабатываемым и применяемым в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
В соответствии с требованиями указанного в аукционной документации ГОСТа 103-2006 "Межгосударственный стандарт. Прокат сортовой стальной горячекатаный полосовой. Сортамент" показатель - ширина полосы измеряется в мм.
Учитывая изложенное, не установление единиц измерения при указании соответствия ГОСТу нарушает требование о недопущении двусмысленности и наличия противоречий в описании объекта закупки, и не подлежит признанию надлежащим исполнением требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части формирования технического задания в соответствии с правилами статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Изучив раздел 5.1 Информационной карты электронного аукциона "Требования к участникам закупки", Комиссией установлено отсутствие указанного требования, что нарушает требования части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 7.1 документации о проведении электронного аукциона по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных статьей 70 Закона о контрактной системе, с иным участником электронного аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Статья 70 Закона о контрактной системе утратила силу с 1 июля 2018 года - Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ.
Вместе с тем, из буквального толкования указанного положения следует, что по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в иных случаях с участником электронного аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Таким образом, Комиссией не установлено, что положения пункта 7.1 документации о проведении электронного аукциона противоречат действующим требованиям Закона о контрактной системе и вводят в заблуждение потенциальных участников закупки (доказательств обратного отсутствует).
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "СМУ 12" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 3 статьи 63, части 1 статьи 64, части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе.
4. Заказчику отменить протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 30.07.2018.
5. Оператору электронной площадки отменить протокол проведения электронного аукциона от 02.08.2018.
6. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 15 дней, начиная со дня размещения измененной документации об электронном аукционе в единой информационной системе.
7. Передать материалы по жалобе ООО "СМУ 12" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Т.Э. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 2 августа 2018 г. N 958
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.08.2018