Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Т.Э. Жуковой, старшего государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СК ГЛАВСТРОЙ" на действия аукционной комиссии заказчика - Муниципального казенного учреждения служба "Заказчика" по управлению жилищно-коммунальным хозяйством и жилищной политики Березовского района (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по строительству объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры с целью развития жилищного строительства на земельном участке, организация подъезда к земельному участку по адресу: Красноярский край, Березовский район, д. Киндяково жилой район "Юго-Западный"" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319300141218000007, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "СК ГЛАВСТРОЙ" (далее - податель жалобы) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: нарушение аукционной комиссией требований законодательства о контрактной системе при рассмотрении первой части заявки подателя жалобы на участие в электронном аукционе.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, аукционной комиссии, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Аукционной комиссии было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовал руководитель заказчика Гаврилов А.В. (приказ N 13-л/с от 02.04.2018, удостоверение личности).
Явку своего представителя на указанное заседание Комиссии податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе, поскольку заявка на участие в электронном аукционе по позиции технического задания аукционной документации "Гвозди" составлена в соответствии с требованиями документации о проведении электронного аукциона.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчик представил письменные пояснения, в соответствии с которыми аукционной комиссией принято обоснованное решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе заявки под номером 3, поскольку этим участником предложены характеристики товара по позиции технического задания аукционной документации "Гвозди", не соответствующие требованиям ГОСТа.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лица, допущенного к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В Приложении N 1 к аукционной документации изложено Техническое задание.
Изучив Техническое задание, Комиссия установила, что заказчиком были установлены следующие требования к используемому при выполнении работ товару, оспариваемые подателем жалобы: "Гвозди должны быть круглого сечения из низкоуглеродистой стальной термически, необработанной проволоки без покрытия, с гладкой торцевой поверхностью головки, масса 1000 круглых гвоздей не более 9,5 кг, условный диаметр стержня не более 4 мм, длина гвоздя от 50 мм. не более 120 мм".
Исследовав содержание первой части заявки подателя жалобы (заявка N 3), Комиссия установила, что указанный участник закупки предложил к поставке товар, со следующими техническими характеристиками: "Гвозди круглого сечения из низкоуглеродистой стальной термически, необработанной проволоки без покрытия, с гладкой торцевой поверхностью головки, масса 1000 круглых гвоздей 9,5 кг., условный диаметр стержня 4 мм., длина гвоздя 100 мм. (Страна происхождения товара: Россия, Код по ОКСМ - 643; Товарный знак отсутствует)".
В пункте 11.2 аукционной документации заказчиком сформулирована Инструкция по заполнению заявки, в соответствии с которой значения технических параметров, указанных в описании объекта закупки требуют конкретизации, если сопровождаются словами "не более", "не менее", "от", "до", "или", "либо", указаны в диапазоне и т.д.
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе предусматривает следующие основания для отказа в допуске участнику электронного аукциона к участию в нем:
1) непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 20.07.2018 аукционной комиссией рассмотрены первые части заявок и заявке под номером 3 (заявка подателя жалобы) отказано в допуске к участию в электронном аукционе: "На основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе: Непредставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или представление недостоверной информации (Отказ по пункту 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе) в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе участником не представлены конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, что не соответствует требованиям документации об электронном аукционе, положению "Информационной карты", "Описание объекта закупки", "6. Требования к материалам (товарам) используемых при выполнении работ". По пункту "Гвозди" В ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры" установлены требования к конструкции и размерам строительных гвоздей с плоской головкой и строительных гвоздей с конической головкой. В ГОСТ 4028-63 указан ссылочный нормативно-технический документ ГОСТ 283-75 "Межгосударственный стандарт. Гвозди проволочные. Технические условия", в пункте 1.7 которого указано, что торцовая поверхность конической головки строительных и кровельных гвоздей должна быть рифленой, гвоздей прочих видов - гладкой. В соответствии с пунктом 2 заказчику для выполнения работ необходимы гвозди круглого сечения из низкоуглеродистой стальной термически необработанной проволоки без покрытия, с гладкой торцевой поверхностью головки. Исходя из указанного, заказчику необходимы строительные гвозди с плоской головкой. Согласно Таблице 1 ГОСТа 4028-63 максимальная длина строительных гвоздей с плоской головкой составляет 50 мм при диаметре стержня 1,6. Показатели "Наименьший диаметр головки" и "Высота головки гвоздя" в соответствии с Чертежом 1 ГОСТа 4028-63 рассчитываются по формулам: - Наименьший диаметр головки D min = 2d, где d - диаметр стержня, то есть для строительных гвоздей с плоской головкой (при диаметре стержня 1,6 мм) наименьший диаметр головки D min = 2*1,6 = 3,2 мм; Показатель "Масса 1000 круглых гвоздей" согласно Приложению справочному к ГОСТу 4028-63 (при длине гвоздя 50 мм и диаметре стержня 1,6 мм) составляет 0,791 кг. Аналогичные жалобы рассмотрены УФАС Красноярского края с вынесением Решения от "24" мая 2016 г. N675, 689, 690 по жалобам ООО "Регион Строй", ООО СК "Фаворит", ООО "триЕ". Ссылка на решение УФАС по Красноярскому краю: http://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/documents.html?id=1627435)".
В результате сопоставления положений аукционной документации, первой части заявки подателя жалобы (заявка N 3), протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 20.07.2018, Комиссия установила следующие обстоятельства.
Согласно требованиям Технического задания Инструкции по заполнению заявок на участие в электронном аукционе первая часть заявки подателя жалобы по позиции "Гвозди" составлена в соответствии с установленными требованиями, поскольку указаны конкретные показатели товара, непротиворечащие требованиям аукционной документации.
Вместе с тем, изучив требования ГОСТа 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры", Комиссия делает вывод о том, что аукционной комиссией было принято правомерное решение об отказе подателю жалобы в допуске к участию в электронном аукционе по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, предоставление недостоверной информации, поскольку представленные в первой части заявки на участие в электронном аукционе показатели товара "Гвозди" противоречат требованиям указанного ГОСТа.
Предложенный подателем жалобы в составе заявки товар "Гвозди" имеет характеристику - с гладкой торцевой поверхностью головки, при этом в соответствии с ГОСТ 283-75 "Межгосударственный стандарт. Гвозди проволочные. Технические условия" торцовая поверхность конической головки строительных и кровельных гвоздей должна быть рифленой, гвоздей прочих видов - гладкой. Из чего следует, что к поставке предложены гвозди с плоской головкой.
Таким образом, предложенные подателем жалобы в составе заявки характеристики товара - масса 1000 круглых гвоздей 9,5 кг, условный диаметр стержня 4 мм, длина гвоздя 100 мм, не соответствуют требованиям ГОСТ 4028-63 для гвоздей с плоской головкой.
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу о том, что в рассмотренных выше действиях аукционной комиссии отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, поскольку рассмотрение первой части заявки подателя жалобы было произведено аукционной комиссией в соответствии с требованиями аукционной документации.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия полагает, что установленные заказчиком технические характеристики товара "Гвозди" - "масса 1000 круглых гвоздей не более 9,5 кг, условный диаметр стержня не более 4 мм, длина гвоздя от 50 мм. не более 120 мм" ввели участников закупки в заблуждение, и привели к отказу к участию в электронном аукционе тех участников, которые фактически соблюли требования инструкции по заполнению заявок на участие в электронном аукционе, а также не отвечают требованиям вышеуказанных норм законодательства о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что аукционная документация заказчика составлена в нарушение части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку из изложенных в аукционной документации технических характеристиках товара "Гвозди" прямо не следует потребность заказчика (описанная аукционной комиссией в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 20.07.2018).
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "СК ГЛАВСТРОЙ" необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе.
4. Аукционной комиссии отменить Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 20.07.2018, Протокол подведения итогов электронного аукциона от 26.07.2018.
5. Оператору электронной площадки отменить Протокол проведения электронного аукциона от 26.07.2018.
6. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 15 дней, начиная со дня размещения измененной документации об электронном аукционе в единой информационной системе.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Т.Э. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 2 августа 2018 г. N 965
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.08.2018