Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела Я.Ю. Бычкова, главный специалист-эксперт А.А. Овчар (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Контракт" на действия заказчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации Туруханского района (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Строительство объекта "Храм в честь святого благоверного великого князя Александра Невского", расположенного по адресу: Красноярский край, Туруханский район, город Игарка, улица Барбашова" размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119300048418000157, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Контракт" на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "Строительство объекта "Храм в честь святого благоверного великого князя Александра Невского", расположенного по адресу: Красноярский край, Туруханский район, город Игарка, улица Барбашова", гп Северо-Енисейский" (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Заказчик, ООО "Контракт", уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы, 01.08.2018 своих представителей не направили. В адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика.
Из содержания жалобы следует, что при формировании аукционной документации заказчиком были допущены нарушения положений Закона о контрактной системе. Заказчик указал в Информационной карте неверный срок окончания предоставления разъяснений участникам закупки. Извещение о проведении электронного аукциона не содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе. Заказчик установил незаконное требование к участникам к отсутствию в реестре недобросовестных поставщиков. Заказчик установил незаконное требование к декларированию участниками отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков. Заказчик установил незаконное требование к декларированию пункта 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. В документации об аукционе отсутствует описание объекта закупки в части требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ. Проект контракта не содержит информации о сроках приемки выполненных работ. Заказчик неправомерно устанавливает возможность увеличения сроков исполнения обязательств. В проекте контракта ненадлежащим образом установлена ответственность поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Заказчик в проекте контракта установил неверное применение антидемпинговых мер.
На основании необходимости проведения внеплановой проверки, Комиссией было принято решение об объявлении перерыва до 02.08.2018 до 14 часов 10 минут (время местное) в рассмотрении жалобы.
После окончания объявленного перерыва, на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы, заказчик, ООО "Контракт", своих представителей не направили.
Рассмотрев жалобу, представленные документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона "Строительство объекта "Храм в честь святого благоверного великого князя Александра Невского", расположенного по адресу: Красноярский край, Туруханский район, город Игарка, улица Барбашова", номер извещения 0119300048418000157.
Частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 40 информационной карты аукционной документации "дата и время окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке: "24" июля 2018 г. в 18 часов 00 мин. (местного времени)".
Согласно пункту 36 информационной карты аукционной документации "дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: "27" июля 2018 г. в 18 часов 00 мин. (местного времени)"
Участник аукциона вправе направить запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе не позднее, чем за 3 календарных дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, то есть до 27.07.2018. Таким образом, днем окончания срока поступления такого запроса является 23.07.2018. Заказчик должен разместить в единой информационной системе разъяснения положений документации об аукционе в течение 2 календарных дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного запроса, т.е. датой окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации является 25.05.2018 (включительно). Таким образом, довод жалобы является обоснованным. При этом Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что указанные нарушения не могут повлиять на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчику необходимо установить, в том числе, единое требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Исследовав требования, установленные заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона от 11.07.2018 N0119300048418000157 Комиссией было установлено, что к участникам закупки предъявлены "1. Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) дополнительная информация к требованию отсутствует. 2. Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, дополнительная информация к требованию отсутствует".
При этом согласно пункту 43 информационной карты аукционной документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) декларация о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 и частью 1.1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе:
- непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с выполнением работы, являющейся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- отсутствие конфликта интересов между участником закупки и заказчиком;
3) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
4) выписка из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58. Выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе в соответствии п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона N44-ФЗ.
Указанное в п. 5 требование не распространяется:
- на участников, которые предложат цену контракта 3 млн. руб. и менее. Такие участники не обязаны быть членами СРО в силу ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ;
5). Документы подтверждающие наличие опыта выполнения соответствующих строительных работ (работы по строительству или реконструкции или капитальному ремонту объектов капитального строительства) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке, в том числе:
5.1. Копия исполненного контракта (договора), при этом стоимость исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта настоящей документации об электронном аукционе;
5.2. Копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
5.3. Копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Таким образом, извещение о проведении электронного аукциона от 11.07.2018 N0119300048418000157 не содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе, что не соответствует требованиям пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
При этом Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что указанные нарушения не могут повлиять на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку документация об электронном аукционе содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 21 статьи 112 Закона о контрактной системе в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона заказчик вправе устанавливать при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 29 "Требование об отсутствии сведений об участнике электронного аукциона в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"" информационной карты аукционной документации установлено отсутствие информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
При этом, Комиссия отмечает, что Закон о контрактной системе вступил в силу с 1 января 2014 года, таким образом, два года истекло 1 января 2016 года. Следовательно, положения, указанные в пункте 29 информационной карты аукционной документации не применяются к рассматриваемой аукционной документации. Таким образом, довод жалобы является необоснованным.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 43 информационной карты аукционной документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: 2) декларация о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 и частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1.1. статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Таким образом, Законом о контрактной системе заказчику предоставлено право установить требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, при этом как установлено выше, таким правом заказчик не воспользовался и не установил в аукционной документации требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки в соответствии частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что в подпункте 2) пункту 43 информационной карты аукционной документации заказчиком после знака ":" перечислены те требования части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, которые должны быть указаны в декларации участника электронного аукциона, среди которых нет требования о декларировании участниками отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков. Таким образом, довод жалобы является необоснованным.
Пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчику предписано при осуществлении закупки установить, в том числе, единое требование к участникам закупки о том, чтобы они не являлись офшорными компаниями. При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона. Таким образом, декларировать участником соответствие пункту 10 Закон о контрактной системе не обязывает. В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Согласно Разделу III. "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" аукционной документации указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: 2) декларация о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 10 части 1 и частью 1.1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе. Следовательно, указанные требования ко второй части заявки не соответствуют положениям части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а довод жалобы признается обоснованным.
Кроме того, Комиссия отмечает, что положения пункта 43 информационной карты аукционной документации и Раздела III. "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" аукционной документации не являются тождественными, что нарушает положения части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
При этом Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что указанные нарушения не могут повлиять на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 30.07.2018 N0119300048418000157-0 участник закупки не был отклонен за не предоставление декларации о том, что он не является офшорной компанией.
В соответствии с части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 11 информационной карты аукционной документации предусмотрено, что Описание закупки изложено в разделе IV. ОПИСАНИЕ ЗАКУПКИ документации об электронном аукционе.
В разделе IV. ОПИСАНИЕ ЗАКУПКИ документации об электронном аукционе заказчиком установлена Ведомость объемов работ.
Согласно письму ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 в соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению, а при проведении запроса котировок - установить в извещении о проведении запроса котировок форму заявки на участие в запросе котировок.
При этом положения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе устанавливают запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что раздел IV. ОПИСАНИЕ ЗАКУПКИ документации об электронном аукционе является той частью документации, в соответствии с которой необходимо выполнить работы, а не той частью документации, в соответствии с которой необходимо заполнить заявку на участие в электронном аукционе.
Таким образом, документация электронного аукциона не содержит показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, в связи с чем участники закупки не имеют возможности представить конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, что не подлежит признанию надлежащим исполнением требований части 2 статьи 33, пункта 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
При этом Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что указанные нарушения не могут повлиять на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 30.07.2018 N0119300048418000157-0 участник закупки не был отклонен за не предоставление показателей используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе.
Довод об отсутствии информации о сроке приемки товар в проекте контракта комиссия считает обоснованным в виду следующего. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В тексте Закона о контрактной системе понятие существенных условий контракта не определено. Определение данного термина дано в пункте 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, где сказано, что существенными являются условия о предмете договора и условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Анализ проекта контракта, содержащегося аукционной документации и являющегося неотъемлемой частью такой документации, показал Комиссии Красноярского УФАС России, что в разделе 4 "Производство, порядок и сроки осуществления приемки работ" проекта контракта заказчик определил порядок приемки товара. В пункте 3.1.2. проекта контракта заказчик указал, что работы должны быть завершены до 30.11.2018 года. Подрядчик имеет право выполнить работы и сдать результат Заказчику досрочно, однако конкретных сроков приемки товара проект контракта не содержит, что нарушает требования части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
По мнению подателя жалобы, пункт 10.3. проекта контракта "Если, по мнению Сторон, выполнение работ может быть продолжено в порядке, действовавшем согласно Контракту до начала действия обстоятельств непреодолимой силы, то срок исполнения обязательств по Контракту продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы и их последствия" неправомерно увеличивает сроки исполнения обязательств, чем нарушает Закон о контрактной системе.
Комиссия по рассмотрению жалобы обращает внимание, что в пункте 12.4. проекта контракта указано следующие "Настоящий контракт вступает в силу со дня подписания его Сторонами, выполнения части 3 настоящего контракта и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств".
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе, на положениях Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 716 Гражданского Кодекса Российской Федерации при наступлении не зависящих от подрядчика обстоятельств приостановить работу.
Ввиду изложенного, вышеуказанное условие о продлении срока выполнения договорных обязательств (что является безусловным следствием приостановки выполнения работ), изложенное в пункте 10.3. проекта контракта требованиям Гражданского Кодекса Российской Федерации, и требованиям Закона о контрактной системе не противоречит.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила N 1042).
Пунктом 3 Правил N 1042 определено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно).
При анализе проекта контракта Комиссия установила, что условия, содержащиеся в пункте 7.2. проекта контракта, не соответствуют требованиям Правил N 1042. Таким образом, заказчиком нарушены положения части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе. Довод жалобы является обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно пункту 8.3. проекта контракта установлено, что "размер обеспечения исполнения муниципального контракта составляет 25% начальной (максимальной) цены Контракта. В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе и подведения итогов электронного аукциона N ________________________ от "___"________ 2016 г., с учетом антидемпинговых мероприятий, обеспечение исполнения контракта осуществляется на основании части 1 статьи 37 Федерального закона N44-ФЗ о контрактной системе в размере:
Размер обеспечения исполнения муниципального контракта составляет 37,5% начальной (максимальной) цены Контракта - ________________-(___________) рублей, _______ копеек
или предоставляется информация, подтверждающая добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона N44-ФЗ о контрактной системе".
Комиссией установлено, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 13 680 000,00 руб. таким образом, в указанном случае должны быть применены антидемпинговые меры в соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе и которые указаны в пункте 8.3 проекта контракта (размер обеспечения исполнения муниципального контракта 37,5% начальной (максимальной) цены контракта или информация, подтверждающая добросовестность такого участника на дату подачи заявки). При этом в пункте 8.3. проекта контракта указана ссылка на часть 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, что не соответствует начальной (максимальной) цене контракта и содержанию пункта 8.3 проекта контракта, что не соответствует части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 33, 34, 37, 63, 64, 65, 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в проект контракта на этапе заключения такого контракта по результатам проведения электронного аукциона.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
А.А. Овчар |
Овчар Александр Александрович (391) 211-24-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 2 августа 2018 г. N 971
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2018