Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов комиссии:
Казанова Н.А. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителей сторон:
от заявителя - не явился, извещен надлежащим образом;
от заказчика - Поликарповой Е.А., доверенность N 35 от 07.05.2018,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техномед" (ИНН 7727273028) (далее - Заявитель, Общество) на положения закупочной документации, утвержденной Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Сахалинская областная клиническая больница" (ИНН 6501025568) (далее - Заказчик) по факту определения поставщика путем проведения запроса котировок по объекту: "Поставка интродьюсеров трансрадиальных" (извещение N 0361200009118000207) (далее - запрос котировок),
УСТАНОВИЛА:
25.07.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя, по мнению которого положения закупочной документации, утвержденной заказчиком, нарушают требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), указанные нарушения выразились в следующем:
1. Указанные в закупочной документации требования к интродьюсеру трансрадиальному, длина которого равна 12 см., в совокупности всех иных характеристик установленных к товару, соответствует только один производитель (Ангиолайн). Данное описание объекта закупки приводит к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупки, так как потенциальный участник закупки, имеющий в наличии интродьюсеры длиной 11 см., при всех других параметрах, соответствующих техническому заданию, не имеет возможности принять участие в электронном аукционе.
2. Заказчиком указано требование "Остаточный срок годности - не менее 70% срока, указанного на этикетке производителем", данное требование нарушает положения Закона о контрактной системе и является необъективным.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя, представил устные и письменные возражения, из которых следует, что требования аукционной документации не противоречат Закону о контрактной системе.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
16.07.2018 на официальном сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении запроса котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта - 497 251 рублей 40 копеек.
Дата и время окончание срока подачи заявок - 26.07.2018 09 часов 00 минут.
1. В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе, тем, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком при составлении описания объекта закупки применяется правило: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Техническом задании аукционной документации Заказчиком указаны наименования товара и соответствующие к нему характеристики, а именно:
"Интродьюсеры трансрадиальные", длина канюли 12 см.
Заявитель в своей жалобе указывает на то, что установленные требования к интродьюсерам трансрадиальным, в части установления требования к длине канюли 12 см., приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупки. При этом исходя из установленных в Техническом задании характеристик, соответствующим требованиям аукционной документации, является один производитель (Ангиолайн).
Из представленных Заказчиком пояснений следует, что товар с указанными в Техническом задании характеристиками, производится как минимум двумя производителями. Кроме того, Заказчик не имеет возможности устанавливать требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, поскольку закупка данного товара обусловлена специализированным характером и медицинским предназначением закупаемых изделий для оказания качественной и своевременной медицинской помощи населению.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Сахалинского УФАС России, Заказчиком представлены доказательства, того что описание объекта закупки соответствует требованиям Закона о контрактной системе, при этом ограничение конкуренции отсутствует, поскольку указанным в Техническом задании характеристикам соответствует товар не менее чем двух производителей - Ангиолайн и St. Jude Medical.
Приведенные выше обстоятельства, а так же представленные Заказчиком доказательства, свидетельствуют об отсутствии ограничения конкуренции.
Кроме того, российское законодательство в сфере закупок оставляет заказчику право предъявлять особые требования к товару, определяющие объективные потребности последнего. Таким образом, описание объекта закупки обусловлено потребностями заказчика в перечисленных товарах с указанными в техническом задании характеристиками, а также объемами и видами оказываемых медицинских услуг, и организационной структурой учреждения.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в закупочную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Действующее законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара с целью удовлетворения коммерческих интересов всех возможных участников рынка.
Вместе с тем, Заявитель не представил доказательства о необходимости внесения изменений в закупочную документацию, в части установления требования к длине канюли 11 см., а также не конкретизировал, в чем именно состояло нарушение его прав и законных интересов.
Также из буквального толкования положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Комиссия установила, что предметом электронного аукциона является право на заключение контракта на поставку интродьюсеров трансрадиальных, а не на изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовый поставить товар, отвечающий требованиям закупочной документации и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников закупки.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Исходя из положений Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в описание объекта закупки условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупках.
В данном случае в рамках формирования закупки Заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности. При этом заказчиком учитывалась необходимость конечного результата - обеспечение необходимым товаром, который необходим для осуществления профессиональной деятельности заказчика.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что установив необходимое требование к товару, а также к техническим и качественным характеристикам такого товара, заказчик не ограничил свободный доступ на участие в закупке потенциальных участников и не нарушил положения Закона о контрактной системе, что подтверждает необоснованность первого довода жалобы Заявителя.
2. Комиссия Сахалинского УФАС России, рассмотрев второй довод Общества, установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заявитель в своей жалобе указывает на то, что Заказчиком установлены требования к величине остаточного срока годности в процентах, тогда как срок годности определяется периодом времени, либо датой, до наступления которой товар пригоден. Также, согласно доводам жалобы, указанная позиция отражена в Письме ФАС России от 31.10.2014 NАЦ/44495/14, в Письме ФАС России от 09.06.2015 N АК/28644/15.
Представитель Заказчика с заявленным доводом Общества не согласился и пояснил, что заказчик при описании объекта закупки самостоятельно определяет свою потребность. При этом Письма ФАС России, на которые ссылается Заявитель, относятся к конкретным объектам закупки, в частности к закупкам лекарственных препаратов.
Таким образом, Заказчик полагает, что второй довод, изложенный в жалобе Заявителя не применим к данного рода закупке, поскольку предметом запроса котировок является поставка расходных материалов.
На заседании Комиссии антимонопольного органа установлено, что приведенные в жалобе Общества ссылки на Письма ФАС России разъясняют вопросы установления в документациях о закупках остаточного срока годности лекарственных препаратов, однако предметом данной закупки является поставка расходных материалов, таких как интродьюсеры трансрадиальные. Таким образом, указанные Письма ФАС России не распространяется на данную закупку.
При этом, как следует из материалов дела, требования к остаточному сроку годности товара, заказчиком установлены в Техническом задании извещения о проведении запроса котировок, так на момент поставки товара остаточный срок годности составляет не менее 70% от установленного производителем срока годности.
Согласно статье 473 Гражданского кодекса Российской Федерации срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
Таким образом, действующее законодательство не устанавливает прямого запрета на установление остаточного срока годности в процентах.
Комиссия считает, что указание в Техническом задании информации об остаточном сроке годности не влияет на определения поставщика и не ограничивает количество участников закупки.
Установление требования к остаточному сроку годности, выраженное в процентах, обусловлено потребностью заказчика по осуществлению лечебного процесса с получением максимального результата лечения пациентов и необходимостью бесперебойного и своевременного оказания помощи пациентам, ввиду чего, не может приводить к необоснованному ограничению количества участников закупки.
При таких обстоятельствах, Комиссия Сахалинского УФАС России, не усматривает в действиях Заказчика нарушений положений Закона о контрактной системе, в связи с чем, второй довод Заявителя признается необоснованным.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки имеет право обжаловать в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика (аукционной комиссии) если такие действия нарушают права и законные интересы участника закупки.
В части 9 той же нормы указано, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вышеуказанное предполагает наличие у лица, обращающегося в контрольный орган, обязанности доказать то, какие его права или охраняемые законом интересы нарушены действиями (бездействиями) заказчика или котировочной комиссией.
Несмотря на это Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушение Заказчиком его прав и или охраняемых законом интересов, а так же надлежащих доказательств того, что указание в Техническом задании остаточного срока годности товара в процентном выражении, приводит к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупки.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь положениями ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техномед" (ИНН 7727273028) на положения закупочной документации, утвержденной Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Сахалинская областная клиническая больница" (ИНН 6501025568) по факту определения поставщика путем проведения запроса котировок по объекту: "Поставка интродьюсеров трансрадиальных" (извещение N 0361200009118000207) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
К.В. Солонин |
Члены Комиссии |
Н.А. Казанов |
|
Е.А. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 31 июля 2018 г. N 279/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2018