Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов комиссии:
Казанова Н.А. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителей сторон:
от заявителя - не явился, извещен надлежащим образом;
от заказчика - Грохольского А.В., доверенность N 27 от 17.05.2018;
от уполномоченного учреждения - Яровой О.С., доверенность N 3 от 09.01.2018,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тефия" (ИНН 2721226311) (далее - Заявитель, Общество) на положения аукционной документации, утвержденной - Государственным казенным учреждением "Центр государственных закупок Сахалинской области" (ИНН 6501220230) (далее - Уполномоченное учреждение) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Поставка стоматологической установки" (извещение N 0361200015018004285) (далее - аукцион)
УСТАНОВИЛА:
27.07.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя, по мнению которого положения аукционной документации, утвержденной уполномоченным учреждением, нарушают требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), указанные нарушения выразились в следующем:
1. Заказчиком не обоснованно включены в перечень оборудования изделия медицинского назначения входящие в Перечень N 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102). При этом Заявитель полагает, что необходимо исключить из Технического задания пункты 71-107, так как они не соответствуют требованиям нормативных актов, применяемых к данному виду закупки.
2. В пункте 15 Технического задания, необоснованно установлены требования к клавиатуре мембранной, так как на товарном рынке достаточное количество стоматологических установок с не мембранной клавиатурой, а так же Заявитель считает не законным и ограничивающим конкуренцию, установленное в аукционной документации требование, к диаметру проходного шланга для подачи воздуха от компрессора, равное 6 мм.
Представители Заказчика и Уполномоченного учреждения не согласились с доводами Заявителя, представили устные и письменные возражения, из которых следует, что требования аукционной документации не противоречат Закону о контрактной системе.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
17.07.2018 на официальном сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 536 530 рублей 00 копеек.
Дата и время окончание срока подачи заявок - 02.08.2018 10 часов 00 минут.
Уведомлением-требованием от 31.07.2018 N 05-3394 рассмотрение жалобы по существу назначено на 02.08.2018 в 15 часов 45 минут.
1. Рассмотрев первый довод Заявителя, Комиссия пришла к следующему выводу.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе, тем, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком при составлении описания объекта закупки применяется правило: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Техническом задании аукционной документации Заказчиком установлены функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики стоматологической установки, а именно:
- Наконечник микромоторный прямой;
- Наконечник микромоторный угловой;
- Наконечник турбинный кнопочный.
Из представленных Заказчиком пояснений следует, что наконечники разного вида, а также характеристики микромотора в модуле врача - являются составными частями стоматологической установки. При этом предметом закупки являются не отдельные виды медицинских изделий, а одно изделие - стоматологическая установка с кодом ОКПД 2 32.50.11.00 "Инструменты и приспособления стоматологические", данное изделие сопровождается соответствующим регистрационным удостоверением и не содержится в перечне N 1 Постановления N 102.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Сахалинского УФАС России, Заказчиком представлены регистрационные удостоверения на установки стоматологические с принадлежностями, исходя из которых следует, что установленные в Техническом задании требования к комплектующим включены в состав базовой комплектации стоматологических установок.
При этом на участие в аукционе подано две заявки, что подтверждается представленными уполномоченным учреждением документами, в соответствии с которыми участники аукциона предложили к поставке товар разных производителей.
Приведенные выше обстоятельства, а также представленные Заказчиком доказательства, свидетельствуют об отсутствии нарушений положений Закона о контрактной системе, а также об отсутствии необоснованного ограничения числа участников закупки, в связи с чем, первый довод Общества признается необоснованным.
2. Рассмотрев второй довод Заявителя, Комиссия пришла к следующему выводу.
Техническим заданием аукционной документации установлены функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики к комплектующим стоматологической установки, а именно:
- Мембранная клавиатура на блоке врача для управления кресла, функциями гидроблока;
- Проходной диаметр шланга для подачи воздуха от компрессора не менее 6 мм.
Заявитель полагает, что указанные выше требования аукционной документации влекут ограничение количества участников закупки, так как диаметр шланга никак не влияет на функциональные характеристики стоматологической установки, а так же указание именно на "мембранную" клавиатуру не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку на товарном рынке достаточное количество стоматологических установок с не мембранной клавиатурой.
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что при составлении Технического задания объект закупки, описывался таким образом, чтобы приведенным требованиям соответствовал товар, как минимум двух производителей. При этом Заказчик не имеет возможности устанавливать требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, поскольку закупка данного товара обусловлена специализированным характером и медицинским предназначением закупаемого оборудования для оказания качественной и своевременной медицинской помощи населению.
Учитывая изложенное, а также исходя из представленных Заказчиком доказательств о законности описания объекта закупки, Комиссия Сахалинского УФАС России, приходит к выводу, что требования аукционной документации не нарушают положения Закона о контрактной системе, в связи с чем, второй довод Заявителя признается необоснованным.
Кроме того, российское законодательство в сфере закупок оставляет заказчику право предъявлять особые требования к товару, определяющие объективные потребности последнего. Таким образом, описание объекта закупки обусловлено потребностями заказчика в перечисленных товарах с указанными в техническом задании характеристиками, а также объемами и видами оказываемых медицинских услуг, и организационной структурой учреждения.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Действующее законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации об аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара с целью удовлетворения коммерческих интересов всех возможных участников рынка.
Вместе с тем, Заявитель не представил доказательства о необходимости внесения изменений в аукционную документацию, в части установления альтернативного типа клавиатуры и иного допустимого диаметра шланга для подачи воздуха от компрессора, а также не конкретизировал, в чем именно состояло нарушение его прав и законных интересов.
Также из буквального толкования положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Комиссия установила, что предметом электронного аукциона является право на заключение контракта на поставку стоматологической установки, включая комплектующие, которые являются ее составной частью, а также входят в базовую комплектацию оборудования, в связи с чем, участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовый поставить товар, отвечающий требованиям аукционной документации и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников закупки.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Исходя из положений Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в описание объекта закупки условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупках.
В данном случае в рамках формирования закупки Заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности. При этом заказчиком учитывалась необходимость конечного результата - обеспечение необходимым товаром, который необходим для осуществления профессиональной деятельности заказчика.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что установив необходимое требование к товару, а также к техническим и качественным характеристикам такого товара, заказчик не ограничил свободный доступ на участие в закупке потенциальных участников и не нарушил положения Закона о контрактной системе, что подтверждается количеством поданных заявок на участие в электронном аукционе.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тефия" (ИНН 2721226311) на положения аукционной документации, утвержденной - Государственным казенным учреждением "Центр государственных закупок Сахалинской области" (ИНН 6501220230) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Поставка стоматологической установки" (извещение N 0361200015018004285) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
К.В. Солонин |
Члены Комиссии |
Н.А. Казанов |
|
Е.А. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 2 августа 2018 г. N 285/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2018