Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов комиссии:
Казанова Н.А. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в отсутствии представителей сторон по делу, рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "БАЗ" (ИНН 2204018970) (далее - Заявитель, Общество) на положения аукционной документации, утвержденной Департамент муниципального заказа Администрации Поронайского городского округа (ИНН 6507014227) (далее - Заказчик) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Капитальный ремонт котельного оборудования и котельных Поронайского городского округа" (извещение N 0161300011118000007) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
30.07.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения аукционной документации, по мнению которого при утверждении аукционной документации нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно, заказчиком в техническом задании установлены показатели, которые могут быть известны участнику аукциона только после приобретения определенной партии, испытанной в аттестованной лаборатории, при этом из жалобы следует, что заявитель не согласен со следующими пунктами аукционной документации:
Предельная температура жил кабеля 4х95 по условию невозгорания при коротком замыкании - 400°С;
Срок службы кабеля 4*6 - не менее 30 лет с даты изготовления;
Растягивающее усилие при монтаже не должно превышать 1200 Ньютонов;
Растягивающее усилие при монтаже не должно превышать 19000 Ньютонов;
Активное сопротивление жилы: 3,06 Ом на километр;
Допустимый ток односекундного короткого замыкания: 10480 Ампер;
Допустимый ток односекундного короткого замыкания: 650 Ампер.
На основании изложенного, заявитель просить признать жалобу обоснованной, принять соответствующие меры по изложенным в жалобе нарушениям, остановить проведение закупочной процедуры и обязать заказчика внести изменения в аукционную документацию.
Уведомлением-требованием от 01.08.2018 N 05-3413 рассмотрение жалобы по существу назначено на 03.08.2018 15 часов 45 минут.
Стороны на заседание Комиссия явкой своих представителей не обеспечили, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы по существу извещены надлежащим образом.
Вместе с тем, от заказчика поступили ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии своего представителя, ввиду территориальной отдаленности от места рассмотрения жалобы, а также письменные возражения, согласно которым считает жалобы необоснованной.
Однако запрашиваемые документы и информация предусмотренная частью 5 статьи 106 Закона о контрактной системе, а именно документация о закупке, заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), протоколы, предусмотренные Законом о контрактной системе аудио-, видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке заказчиком на заседание Комиссии не представлены.
Таким образом, в действиях заказчика усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренные статьей 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
26.06.2018 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по объекту: "Капитальный ремонт котельного оборудования и котельных Поронайского городского округа" (извещение N 0161300011118000007).
Начальная (максимальная) цена контракта - 29 405 642 рублей 00 копеек.
Дата и время окончания подачи заявок - 02.08.2018 в 09 часов 00 минут.
Рассмотрев жалобу по существу заявленных доводов, Комиссия Сахалинского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу приведенных положений Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик самостоятельно устанавливает в документации о закупке показатели товара, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям.
При этом заказчик вправе включить в документацию о закупке только те требования к товарам, которые, по мнению заказчика, являются значимыми, а также при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, согласно письму ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок при это необходимо сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Кроме этого, необходимо учитывать, что при установлении в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем, требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Из пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона контрактной системе следует, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанно выше Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Согласно пункту 11 Технического задания заказчиком установлены показатели к товару "Кабель силовой с медными жилами с поливинилхлоридной изоляцией и оболочкой, не распространяющий горение, с низким дымо- и газовыделением, напряжением 1,0 кВ, с числом жил - 4 и сечением 6 мм2", а именно:
- Предельная температура жил кабеля 4х6 по условию невозгорания при коротком замыкании - 400°С;
- Срок службы кабеля 4*6 - не менее 30 лет с даты изготовления;
- Растягивающее усилие при монтаже не должно превышать 1200 Ньютонов;
- Активное сопротивление жилы: 3,06 Ом на километр;
- Допустимый ток односекундного короткого замыкания: 650 Ампер.
- Образование дыма при горении (тлении) кабеля 4*6 не приводит к снижению светопроницаемости более чем на 50%.
В пункте 12 Технического задания заказчиком установлены показатели к товару "Кабель силовой с медными жилами с поливинилхлоридной изоляцией и оболочкой, не распространяющий горение, с низким дымо- и газовыделением, напряжением 1,0 кВ, с числом жил - 4 и сечением 95 мм2", а именно:
- Предельная температура жил кабеля 4х95 по условию невозгорания при коротком замыкании - 400°С;
- Срок службы кабеля 4*95 - не менее 30 лет с даты изготовления;
- Растягивающее усилие при монтаже не должно превышать 19000 Ньютонов;
- Активное сопротивление жилы: 0,2 Ом на километр;
- Допустимый ток односекундного короткого замыкания: 279 Ампер.
- Образование дыма при горении (тлении) кабеля 4*95 не приводит к снижению светопроницаемости более чем на 50%.
Проанализировав указанные пункты технического задания, а также положения ГОСТа 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия", Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 8.3.1 указанного выше ГОСТа Проверку электрического сопротивления токопроводящих жил (5.2.2.1) проводят по ГОСТ 7229.
Измерение электрического сопротивления проводят на всех токопроводящих жилах каждой строительной длины кабеля.
Измерение проводят после выдержки кабеля в испытательном помещении не менее 12 ч. При возникновении разногласий при испытаниях время выдержки кабеля до начала измерения в испытательном помещении должно быть не менее 24 ч.
В соответствии с ГОСТом 7229-76 "Кабели, провода и шнуры. Метод определения электрического сопротивления токопроводящих жил и проводников" указанный стандарт распространяется на кабельные изделия и устанавливает метод определения электрического сопротивления постоянному току токопроводящих жил и проводников кабелей, проводов и шнуров, а также проволоки, лент и шин.
Из пункта 1.1 ГОСТа 7229-76 следует, что измерение проводят на строительных длинах кабелей, проводов и шнуров или на выпрямленных образцах проводов, шнуров, проволоки, лент и шин длиной не менее 1 м в измеряемой части, если в стандартах или технических условиях на конкретные изделия не указана другая длина.
В пункте 2.1 указанного ГОСТа указано, что измерение электрического сопротивления токопроводящих жил и проводников должно быть произведено одинарным, двойным или одинарно-двойным мостом постоянного напряжения с инструментальной погрешностью не более 0,2%.
Учитывая приведенные положения действующих стандартов, Комиссия Сахалинского УФАС России пришла к выводу, что указать показатель по активному сопротивлению жилы на километр не представляется возможным без проведения необходимых методов испытаний, указанных в ГОСТ 7229-76, в связи с чем, заказчик необоснованно установил такие требования к товарам по пунктам 11 и 12 технического задания.
Вместе с тем, в силу пункта 8.9.3 ГОСТа 31996-2012 проверку дымообразования при горении и тлении кабелей (6.3.3) проводят по ГОСТ IEC 61034-2. Дымообразование не должно приводить к снижению светопроницаемости в испытательной камере более чем на 40%, кабелей исполнений "нг-LS" и "нг-FRLS" - более чем на 50%.
Из раздела 1 ГОСТа IEC 61034-2-2011 следует, что настоящий стандарт устанавливает требования к методу испытания по измерению плотности дыма, выделяемого кабелями при их горении в заданных условиях. Приведены также способы подготовки и крепления кабелей для испытания, способ поджигания кабелей и даны рекомендации по оценке результатов испытания.
Учитывая приведенные положения действующих стандартов, Комиссия Сахалинского УФАС России пришла к выводу, что указать показатель "Образование дыма при горении (тлении) кабеля не приводит к снижению светопроницаемости более чем на 50%" на момент подачи заявки на участие в аукционе не имея в наличии товар не представляется возможным, поскольку в соответствии ГОСТом IEC 61034-2-2011 такой показатель возможно узнать только по результатам проведенных испытаний. Следовательно, заказчик необоснованно установил такие требования к товарам по пунктам 11 и 12 технического задания.
Проверяя остальные показатели товара по пунктам 11 и 12 технического задания обжалуемых заявителем, а также другие пункты технического задания, Комиссия Сахалинского УФАС России не установила необходимости проведения испытаний для указания соответствующих характеристик показателей товара. Доказательства, свидетельствующие об обратном, обществом в материалы дела не представлено.
Учитывая в совокупности вышеизложенное, в том числе основной довод заявителя о необходимости проведения испытаний для указания конкретного показателя товара по пунктам 11 и 12 технического задания, Комиссия Сахалинского УФАС России решила признать жалобу частично обоснованной, а заказчика нарушившим положений пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
При этом относительно ссылки заказчика на положения пункта инструкции о том, что в случае, если значение показателя определяется путем проведения испытаний, то участник может представить диапазонное значение данного показателя (в том числе, если этот диапазон имеет только нижнюю или верхнюю границу), Комиссия признает ее несостоятельной, поскольку данное положение инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе не соответствует действующему законодательству в сфере закупок.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3.36 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Несмотря на выявленные нарушения в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссия приходит к выводу, что такие нарушение не повлияли на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с чем, принято решение обязательное для исполнения предписание не выдавать.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "БАЗ" (ИНН 2204018970) на положения аукционной документации, утвержденной Департамент муниципального заказа Администрации Поронайского городского округа (ИНН 6507014227) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Капитальный ремонт котельного оборудования и котельных Поронайского городского округа" (извещение N 0161300011118000007) - частично обоснованной.
2. Признать заказчика - Департамент муниципального заказчика Администрации Поронайского городского округа (ИНН 6507014227) нарушившим положения пункта 1, 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц допустивших нарушения, указанные в пункте 2 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
К.В. Солонин |
Члены комиссии |
Н.А. Казанов |
|
Е.А. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 3 августа 2018 г. N 287/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2018