Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии:
Казанова Н.А. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителей:
от заказчика - Логиновой А.А., на основании доверенности от 01.02.2018 N 10/18;
в отсутствии представителей заявителя и уполномоченного органа, рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремточстрой Инжиниринг" (ИНН 2223620192) (далее - Заявитель, Общество) на положения аукционной документации, утвержденной Муниципальным казенным учреждением городского округа "Город Южно-Сахалинск" "Управление капитального строительства" (ИНН 6501238975) (далее - Заказчик) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "выполнение работ по объекту: "Реконструкция очистных сооружений в п/р Ново-Александровск, в т.ч. разработка проектной документации" (извещение N 0161300000118001057) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
30.07.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения аукционной документации, по мнению которого при утверждении аукционной документации нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно, заказчиком в техническом задании установлены показатели, которые могут быть известны участнику аукциона только после приобретения определенной партии после его производства, что несет в себе ограничение количества участников электронного аукциона.
На основании изложенного, заявитель просить приостановить определение поставщика до рассмотрения жалобы по существу, провести проверку закупки на соответствие требованиям действующего законодательства, признать положения документации несоответствующие Закону о контрактной системе, в связи с чем, обязать заказчика внести соответствующие изменения в документацию об электронном аукционе.
Уведомлением-требованием от 31.07.2018 N 05-3379 рассмотрение жалобы по существу назначено на 03.08.2018 14 часов 15 минут.
Заявитель и уполномоченный орган явкой своих представителей не обеспечили, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы по существу извещены надлежащим образом.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется.
Таким образом, для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия законного и обоснованного решения, а также для истребования необходимых доказательств, рассмотрение жалобы по существу перенесено на 06.08.2018 16 часов 30 минут.
Представитель заказчика на заседание Комиссии представила письменные и устные пояснения, согласно которым просит признать жалобу необоснованной. Также вместе с письменные возражениями на жалобу, во исполнение части 5 статьи 106 Закона о контрактной системе заказчиком представлены запрашиваемые документы и информация.
Комиссия, заслушав представителя заказчика, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
28.06.2018 16:42 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru уполномоченным органом - Администрацией города Южно-Сахалинска опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по объекту: "Реконструкция очистных сооружений в п/р Ново-Александровск, в т.ч. разработка проектной документации" (извещение N 0161300000118001057).
13.07.2018 16:22 в извещение о проведении электронного аукциона, а также в аукционную документацию внесены изменения.
Начальная (максимальная) цена контракта - 382 623 178 рублей 00 копеек.
Дата и время окончания подачи заявок - 03.07.2018 в 10 часов 00 минут.
Рассмотрев жалобу по существу заявленных доводов, Комиссия Сахалинского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу приведенных положений Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик самостоятельно устанавливает в документации о закупке показатели товара, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям.
При этом заказчик вправе включить в документацию о закупке только те требования к товарам, которые, по мнению заказчика, являются значимыми, а также при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, согласно письму ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок при это необходимо сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Кроме этого, необходимо учитывать, что при установлении в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем, требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Из пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона контрактной системе следует, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанно выше Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В пункте 5 Технического задания заказчиком установлены основные требования к конструктивным решениям и материалам, применяемым на объекте, а и именно:
Трубы "Корсис ПРО" (или эквивалент): полипропиленовые, с двухслойной стенкой, кольцевая жесткость - SN 16, наружным диаметром - 315 мм, внутренним диаметром 271 мм.
- индекс расплава г/10 мин - (0,4-0,7)*,
- предел текучести при растяжении - (20-25) Мпа*,
- относительное удлинение при разрыве - > 600%,
- модуль изгиба - (1000-1200) Мпа*,
- ударная прочность при кДж/м2 - нет разрыва,
- коэффициент теплового расширения - не менее 0,17 мм/м°С*;
Трубы "Корсис ПРО" (или эквивалент): полипропиленовые, с двухслойной стенкой, кольцевая жесткость - SN 16, наружным диаметром 200 мм, внутренним диаметром 171 мм.
- индекс расплава г/10 мин - (0,4-0,7)*,
- предел текучести при растяжении - (20-25) Мпа*,
- относительное удлинение при разрыве - > 600%,
- модуль изгиба - (1000-1200) Мпа*,
- ударная прочность при кДж/м2 - нет разрыва,
- коэффициент теплового расширения - не менее 0,17 мм/м°С*;
Трубы "Корсис ПРО" (или эквивалент): полипропиленовые, с двухслойной стенкой, кольцевая жесткость - SN 16, внутренним диаметром 200 мм, наружным диаметром 225 мм.
- индекс расплава г/10 мин - (0,4-0,7)*,
- предел текучести при растяжении - (20-25) Мпа*,
- относительное удлинение при разрыве - > 600%,
- модуль изгиба - (1000-1200) Мпа*,
- ударная прочность при кДж/м2 - нет разрыва,
- коэффициент теплового расширения - не менее 0,17 мм/м°С*;
Трубы "Корсис ПРО" (или эквивалент): полипропиленовые, с двухслойной стенкой, кольцевая жесткость - SN 16, внутренним диаметром 200 мм, наружным диаметром 225 мм.
- индекс расплава г/10 мин - (0,4-0,7)*,
- предел текучести при растяжении - (20-25) Мпа*,
- относительное удлинение при разрыве - > 600%,
- модуль изгиба - (1000-1200) Мпа*,
- ударная прочность при кДж/м2 - нет разрыва,
- коэффициент теплового расширения - не менее 0,17 мм/м°С*;
Грунтовка ГФ-021: суспензия пигментов и наполнителей в алкидном лаке с добавлением растворителей, сиккатива и стабилизирующих веществ.
- адгезия пленки - не более 1 балла*,
- расслаивание - не более 5 мл*.
Проанализировав указанные пункты технического задания, а также ГОСТ Р 54475-2011 "Трубы полимерные со структурированной стенкой и фасонные части к ним для систем наружной канализации. Технические условия", Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 указанного выше ГОСТа настоящий стандарт распространяется на трубы со структурированной стенкой и фасонные части к ним из полимерных материалов для систем безнапорной подземной наружной канализации: хозяйственно-бытовой канализации, дренажа и водоотведения, ливневой канализации, отведения промышленных стоков, к которым материал трубопровода является химически стойким.
При этом в разделе 2 ГОСТ Р 54475-2011 приведен перечень стандартов, в том числе на ГОСТ 11645-73 "Пластмассы. Метод определения показателя текучести расплава термопластов".
Согласно ГОСТ 11645-73 настоящий стандарт распространяется на термопластичные пластмассы и устанавливает метод определения показателя текучести расплава термопластов. Сущность метода состоит в определении массы материала в граммах, экструдированного из прибора в течение 10 мин при заданных условиях температуры и давления.
В пункте 1.1 указанного ГОСТа указано, что для определения показателя текучести расплава термопластов применяется экструзионный пластомер, измерительный узел которого состоит из экструзионной камеры, поршня, капилляра и дополнительного груза.
В соответствии с пунктом 3.5 ГОСТа 11645-73 для измерения показателя текучести расплава отбирают отрезки экструдированного материала, последовательно отсекаемые через определенные интервалы времени, соответствующие указанным в таблице 1.
Показатель текучести расплава, г/10 мин |
Масса образца, г |
Интервалы времени между двумя отсечениями экструдируемого материала, с |
До 0,5 |
От 4 до 5 |
240 |
От 0,5 до 1,0 |
" 4 " 5 |
120 |
Св. 1,0 " 3,5 |
" 4 " 5 |
60 |
" 3,5 " 10,0 |
" 6 " 8 |
30 |
" 10,0 " 25,0 |
" 6 " 8 |
От 10 до 15 |
" 25,0 |
" 6 " 8 |
" 5 " 15 |
Учитывая приведенные положения действующих стандартов, Комиссия Сахалинского УФАС России пришла к выводу, что указать показатели индекса расплава г/10 мин, в том числе предел текучести при растяжении не представляется возможным без проведения необходимых методов испытаний, указанных в ГОСТ 11645-73. Более того, данные показатели установлены заказчиком не к трубе, а к ее химическому составу, в связи с чем, заказчик необоснованно установил такие требования к товарам: - Трубы "Корсис ПРО" (или эквивалент): полипропиленовые, с двухслойной стенкой, кольцевая жесткость - SN 16, наружным диаметром 200 мм, внутренним диаметром 171 мм; - Трубы "Корсис ПРО" (или эквивалент): полипропиленовые, с двухслойной стенкой, кольцевая жесткость - SN 16, внутренним диаметром 200 мм, наружным диаметром 225 мм.
Вместе с тем, в силу пункта 5.1.2 ГОСТа Р 54475-2011 Трубы должны соответствовать характеристикам таблицы 7.
Из пункта 3 таблицы 7 ГОСТа Р 54475-2011 следует, что показатель ударная прочность определяется методом испытания по пункту 8.6 стандарта.
Согласно пункту 8.6 ГОСТа Р 54475-2011 испытания труб на ударную прочность проводят на стенде с падающим грузом, обеспечивающем точность установки требуемой высоты падения груза от верхней поверхности образца в пределах _10 мм. V-образное основание с углом 120° для установки образцов должно иметь длину не менее 200 мм и располагаться таким образом, чтобы точка удара падающего груза была в пределах 2,5 мм от его оси.
Изложенные выше положения ГОСТа Р 54475-2011 позволяют Комиссии прийти к выводу, что требования к показателю "ударная прочность" установленные заказчиком возможно указать только при наличии у участника товара в момент подачи заявки, поскольку такой показатель становится известным только по результатам испытаний, что противоречит положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем, заказчиком допущены нарушения пункта 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев довод по показателю "Относительное удлинение при разрыве - > 600%" Комиссия Сахалинского УФАС России пришла к следующим выводам.
Проанализировав положения ГОСТа Р 54475-2011 Комиссией установлено, что показатель "Относительное удлинение при разрыве - > 600%" стандартом не предусмотрен.
Из пояснений представителя заказчика на заседание Комиссии установлено, что заказчик при описании объекта закупки, в частности при указании показателя "Относительное удлинение при разрыве - > 600%" руководствовался Сводом правил СП 40-102-2000 "Проектирование и монтаж трубопроводов систем водоснабжения и канализации из полимерных материалов. Общие требования", ТУ 2248-001-73011750-2005, а также каталогом продукции "Безнапорная и ливневая канализация "КОРСИС".
Согласно представленному заказчиком каталогу Комиссией установлено, что в таблице 1 (Основные технические характеристики полиэтилена) на странице 7 указаны основные технические характеристики полиэтилена. При этом показатель "Относительное удлинение при разрыве" указан следующим образом - "> 600%".
То есть, исходя из представленного каталога продукции, следует, что производитель не гарантирует конкретного показателя, сопровождая его знаком ">".
Несмотря на это, в силу инструкции по заполнению первой части заявки заказчиком установлено, что, если в Техническом задании значение показателя технического или функционального параметра сопровождается словами "не ниже", "не более", "или эквивалент", знаком ">", то участник электронного аукциона указывает конкретные (точные) параметры предлагаемого товара без слов "до", "не ниже", "не более", "или эквивалент", без знака ">".
В подтверждение того, что показатель "Относительное удлинение при разрыве" имеет конкретное значение, заказчиком представлен Свод правил СП 40-102-2000 "Проектирование и монтаж трубопроводов систем водоснабжения и канализации из полимерных материалов. Общие требования", проанализировав который, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии таблицей А.1 СП 40-102-2000 показатель "Удлинение при разрыве % " труба ПНД соответствует 800, труба ПВД (ПНП) - 600, труба ПВХ - 50, труба ПП - > 200.
При этом ПНД - это труба, изготовленная из полиэтилена низкого давления; ПВД - труба, изготовленная из полиэтилена высокого давления; ПНП - труба, изготовленная из полиэтилена низкой плотности; ПВХ - труба, изготовленная из поливинилхлорида; ПП - труба, изготовленная из полипропилена.
Согласно техническому заданию, заказчику требуются трубы "Корсис ПРО" (или эквивалент): полипропиленовые.
Таким образом, в соответствии с таблицей А.1 СП 40-102-2000 показатель удлинение при разрыве для полипропиленовой трубы составляет > 200%, то есть, указан со знаком ">". В связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что данный показатель не может иметь конкретного значения.
Более того, в ходе изучения указанного выше свода правил, Комиссией установлено, что другие показатели, содержащиеся в таблице А.1 для полипропиленной трубы не соответствуют показателям установленным заказчиком в техническом задании, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что заказчик при описании объекта закупки и утверждении технического задания Сводом правил СП 40-102-2000 "Проектирование и монтаж трубопроводов систем водоснабжения и канализации из полимерных материалов. Общие требования" не руководствовался.
Кроме того, иных доказательств свидетельствующих о том, что показатель "Удлинение при разрыве" может иметь конкретное значение, заказчиком в материалы дела не представлено.
Следовательно, довод заказчика о том, что показатель "Удлинение при разрыве" является конкретным, Комиссией признается несостоятельным.
Изложенное выше, позволяет Комиссии Сахалинского УФАС России прийти к выводу, что требования установленные заказчиком в отношении товара трубы "Корсис ПРО" установлены не к характеристикам трубы, а к ее химическому составу, которые становятся известными только по результатам проведенных испытаний.
Необходимость проведения испытаний в отношении товара трубы "Корсис ПРО" подтверждается сертификатами соответствия, размещенные в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, согласно которым последние гарантирует, что продукция, произведенная на основании технических условий соответствует ГОСТу, при этом такие сертификаты выданы на основании протоколов испытаний.
Несмотря на это, заказчик установил требования к таким показателям в техническом задании, при этом в силу положений инструкции по заполнению заявки заказчик требовал от участников закупки указать заведомо недостоверную информацию при подаче заявки на участие в аукционе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком допущены нарушения пункта 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, а довод заявителя о необходимости проведения испытаний - обоснованным.
Относительно заявленного довода по товару Грунтовка ГФ-021 о необходимости проведения испытаний, Комиссия Сахалинского УФАС России установила следующее.
В соответствии с ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия (с Изменениями N 1, 2)" показатели адгезия пленки и расслаивание указаны в таблице 1 указанного выше ГОСТ, в связи с чем, Комиссия признает данный довод общества необоснованным.
Согласно пункту 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
РЕШИЛА:
1. Признать общества с ограниченной ответственностью "Ремточстрой Инжиниринг" (ИНН 2223620192) на положения аукционной документации, утвержденной Муниципальным казенным учреждением городского округа "Город Южно-Сахалинск" "Управление капитального строительства" (ИНН 6501238975) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "выполнение работ по объекту: "Реконструкция очистных сооружений в п/р Ново-Александровск, в т.ч. разработка проектной документации" (извещение N 0161300000118001057) - частично обоснованной.
2. Признать заказчика - Муниципальное казенное учреждение городского округа "Город Южно-Сахалинск" "Управление капитального строительства" (ИНН 6501238975), утвердившего аукционную документацию, нарушившим положения пункта 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Муниципальному казенному учреждению городского округа "Город Южно-Сахалинск" "Управление капитального строительства" (ИНН 6501238975), уполномоченному органу - Администрации города Южно-Сахалинска (в лице Департамента правового обеспечения) обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц допустивших нарушения, указанные в пункте 2 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
К.В. Солонин |
Члены комиссии |
Н.А. Казанов |
|
Е.А. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 6 августа 2018 г. N 283/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2018