Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "СТРОЙ ЛЕС" на действия муниципального заказчика - Управления благоустройства и озеленения Администрации местного самоуправления г.Владикавказ (далее - УБиО АМС г.Владикавказ) при проведении электронного аукциона N0310200000318001590 на выполнение работ по благоустройству дворов многоквартирных домов в г.Владикавказ (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
17 июля 2018 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙ ЛЕС" (далее - Заявитель) на действия УБиО АМС г. Владикавказ при проведении Аукциона. Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
1. В позиции "Бетон тяжелый" Заказчик требует следующие характеристики: "класс В15 марка бетона М200, марка морозостойкости должна быть более F50. ГОСТ 26633-2012 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия"
Тогда как, в соответствии с п.4.3.1 ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" по показателям качества бетоны подразделяют по морозостойкости на марки:
- по первому базовому методу: F150, F175, F1100, F150, F1150, F1200, F1300, F1400, F1500, F1600, F1800, F11000;
- по второму базовому методу: F2100, F2150, F2200, F2300, F2400, F2500.
В ГОСТе 26633-2015 отсутствует показатель характеристики бетона с обозначением М200. Заказчиком используется недействующий ГОСТ 26633-91 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия", который устанавливал этот показатель.
То есть, Заказчик, по мнению Заявителя, не использует при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, что нарушает п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. В позиции "Камни бортовые" Заказчик установил следующие требования: "Камни бортовые марки БР 100.30.15 по ГОСТ 6665-91, бетон В30 (объем 0,043 м3, класс бетона по прочности на растяжение при изгибе не менее чем Btb 4,0, марка по морозостойкости не менее F200), справочная масса 0,1 т. Для приготовления бетонной смеси следует применять бездобавочный портландцемент/портландцемент с минеральными добавками до 5% (показатель может иметь диапазонное значение) или портландцемент для бетонов дорожных и аэродромных покрытий марки не ниже 400, содержащий в цементном клинкере не более 5% MgO (оксида магния) и не более 8% Ca3Al (трехкальциевого алюмината) (показатели могут иметь диапазонное значение)".
В позиции "Щебень" Заказчик установил следующие требования: "Щебень должен выдерживать не менее 10 циклов насыщения в растворе сернокислого натрия - высушивания. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе, не более 35 (показатель может иметь диапазонное значение), группа не более 4-й. Потеря массы после проведения испытания на насыщение в растворе сернокислого натрия - высушивания должна быть не более 10% (показатель может иметь диапазонное значение). Содержание глины в комках* не более 0,25% по массе. Содержание пылевидных и глинистых частиц* не более 2% по массе. Морозостойкость не более F150. Потеря массы при испытании щебня на определение марки по дробимости*, %, не более 16". "Показатели свойств порошков с учетом применения показателей. Пористость*, %, не более 40, Набухание образцов из смеси порошка с битумом*, %, не более 3,0 Водостойкость образцов из смеси порошка с битумом, %*, не более 0,7. Показатель битумоемкости*, г, не более 80 Влажность, % по массе*, не более 2,5. Активированные минеральные порошки должны быть гидрофобными. Содержание полуторных окислов в горных породах, используемых при приготовлении порошков *, не должно превышать, 7 % по массе. В битуминозных породах и горючих сланцах, используемых для приготовления активированных порошков, содержание органического вещества должно быть в пределах не более от 1% и до 16% по массе. Содержание Р2О5 в фосфорсодержащих отходах промышленного производства, используемых для приготовления порошков*, не должно быть более 2% по массе".
В позиции "Раствор готовый кладочный цементный марки 100" Заказчик установил следующие требования: "Содержание клинкера в цементе должно быть не менее 20 % массы цемента. Предел прочности цемента при сжатии в 28-суточном возрасте должен быть не менее 19,6 МПа (200 кгс/см 2). Начало схватывания цемента должно наступать не ранее 45 мин, а конец - не позднее 12 ч от начала затвердения". "Норма подвижности по глубине погружения конуса* св. 4 до 8 включительно (неизменное значение)\св. 8 до 12 включительно (неизменное значение), Водоудерживающая способность растворных смесей, %90. Расслаиваемость свежеприготовленных смесей*, % не более 10. Содержание золы-уноса, не должно быть более 20% массы цемента. Золы-уносы могут быть основного или кислого типа II вида. Содержание оксида кальция (СаО), % по массе: не более 10 или свыше.10.; Удельная поверхность, м2/кг, не менее, 150; Остаток на сите N 008, % по массе, не более 30".
Аналогичные требования к химическому составу и (или) компонентов товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, установлены по всему Техническому заданию.
На основании изложенного, Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
УБиО АМС г.Владикавказа в объяснении по существу жалобы указало, что считает жалобу необоснованной, в связи с тем, что:
1. Согласно Инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, в том случае если, по состоянию на дату проведения электронного аукциона, стандарт, требования которого предъявляются аукционной документацией к товару (материалу), утратил свою силу, участнику закупки при заполнении первой части заявки следует руководствоваться требованиями действующих нормативных документов. Кроме того, из указанной Инструкции следует, что если какой-либо показатель не применим для определенного типа товара, предлагаемого участником, он должен отразить в заявке, что данный показатель не применим либо не нормируется, то есть у участников Аукциона, по мнению Заказчика, была возможность описать товар "бетон тяжелый" согласно действующему ГОСТу.
2. Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Таким образом, Заказчик при составлении Технического задания руководствовался указанными нормами, информацией о товаре, согласно технической документации, информацией, выложенной на сайтах производителей товара и своими потребностями. Кроме того, Заказчик указал, что не обязывал участника закупки иметь в наличии товар на момент подачи заявки и испытывать его, так как значения показателей химического состава доступны в сети "Интернет" либо при запросе технической документации на товар у производителя.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 09 июля 2018 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Управлением РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания) было размещено извещение о проведении Аукциона N0310200000318001590 на выполнение работ на выполнение работ по благоустройству дворов многоквартирных домов в г.Владикавказ и Аукционная документация по указанному Аукциону, утвержденная 09.07.2018 г. УБиО АМС г.Владикавказ (далее - Аукционная документация).
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При составлении описания объекта закупки необходимо использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Пунктом 5 Информационной карты Аукционной документации установлено, что поставщик обязан выполнить работы, являющиеся объектом закупки в сроки, объеме и качестве, а также с учетом требований и условий, которые определены аукционной документацией, техническим заданием, локальными сметными расчетами и проектом контракта. Требования к качеству, техническим характеристикам товаров, которые необходимо использовать в ходе исполнения контракта установлены в Техническом задании и локальных сметных расчетах.
Так, согласно Техническому заданию Аукционной документации, в ходе исполнения контракта необходимо использовать по позиции "Бетон тяжелый", "класс В15 (М200) марка по морозостойкости более F50".
Тогда как, в соответствии с п.4.3.1 ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" по показателям качества бетоны подразделяют по морозостойкости на марки:
- по первому базовому методу: F150, F175, F1100, F150, F1150, F1200, F1300, F1400, F1500, F1600, F1800, F11000;
- по второму базовому методу: F2100, F2150, F2200, F2300, F2400, F2500.
В ГОСТе 26633-2015 отсутствует показатели характеристики бетона с обозначением М200. То есть, Заказчиком используется недействующий ГОСТ 26633-91 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия", который устанавливал указанный показатель: М200.
То есть, в Техническом задании Аукционной документации по позиции "Бетон тяжелый" установлен нестандартный показатель "класс В15 (М200) марка по морозостойкости более F50". Однако, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Аукционная документация не содержит обоснования необходимости использования таких нестандартных показателей качества бетона тяжелого.
Действия должностного лица УБиО АМС г.Владикавказ, выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В Техническом задании Аукционной документации указано, что в ходе исполнения условий контракта необходимо использовать:
- в позициям "Камни бортовые" Заказчик установил следующие требования: "Камни бортовые марки БР 100.30.15 по ГОСТ 6665-91, бетон В30 (объем 0,043 м3, класс бетона по прочности на растяжение при изгибе не менее чем Btb 4,0, марка по морозостойкости не менее F200), справочная масса 0,1 т. Для приготовления бетонной смеси следует применять бездобавочный портландцемент/портландцемент с минеральными добавками до 5% (показатель может иметь диапазонное значение) или портландцемент для бетонов дорожных и аэродромных покрытий марки не ниже 400, содержащий в цементном клинкере не более 5% MgO (оксида магния) и не более 8% Ca3Al (трехкальциевого алюмината) (показатели могут иметь диапазонное значение) и т.д.".
- в позициям "Щебень" Заказчик установил следующие требования: "Щебень должен выдерживать не менее 10 циклов насыщения в растворе сернокислого натрия - высушивания. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе, не более 35 (показатель может иметь диапазонное значение), группа не более 4-й. Потеря массы после проведения испытания на насыщение в растворе сернокислого натрия - высушивания должна быть не более 10% (показатель может иметь диапазонное значение). Содержание глины в комках* не более 0,25% по массе. Содержание пылевидных и глинистых частиц* не более 2% по массе. Морозостойкость не более F150. Потеря массы при испытании щебня на определение марки по дробимости*, %, не более 16 и т.д.".
- в позиции "Асфальтобетонные смеси дорожные" Заказчик установил следующие требования: "Предел прочности при сжатии, при температуре 50°С*, не менее 1,2 МПа. Предел прочности при сжатии, при температуре 20°С*, не менее 2,2 МПа. Предел прочности при сжатии, при температуре 0°С*, не более 13. Водостойкость*, не менее 0,80. Водостойкость при длительном водонасыщении*, не менее 0,70. Сдвигоустойчивость* (по сцеплению при сдвиге при температуре 50°С и по коэффициенту внутреннего трения), не менее 0,36. Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0°С и скорости деформирования 50 мм/мин*, МПа, 3,5 - 7,0. Водонасыщение* (для образцов, отформованных из смеси и из переформованных вырубок и кернов), % по объему, 1-4. Водонасыщение для вырубок и кернов готового покрытия*, не более 4.5", "Показатели свойств порошков с учетом применения показателей. Пористость*, %, не более 40, Набухание образцов из смеси порошка с битумом*, %, не более 3,0 Водостойкость образцов из смеси порошка с битумом, %*, не более 0,7. Показатель битумоемкости*, г, не более 80 Влажность, % по массе*, не более 2,5. Активированные минеральные порошки должны быть гидрофобными. Содержание полуторных окислов в горных породах, используемых при приготовлении порошков *, не должно превышать, 7 % по массе. В битуминозных породах и горючих сланцах, используемых для приготовления активированных порошков, содержание органического вещества должно быть в пределах не более от 1% и до 16% по массе. Содержание Р2О5 в фосфорсодержащих отходах промышленного производства, используемых для приготовления порошков*, не должно быть более 2% по массе и т. д.".
- в позиции "Раствор готовый кладочный цементный марки 100" Заказчик установил следующие требования: "Содержание клинкера в цементе должно быть не менее 20 % массы цемента. Предел прочности цемента при сжатии в 28-суточном возрасте должен быть не менее 19,6 МПа (200 кгс/см 2). Начало схватывания цемента должно наступать не ранее 45 мин, а конец - не позднее 12 ч от начала затвердения". "Норма подвижности по глубине погружения конуса* св. 4 до 8 включительно (неизменное значение)\св. 8 до 12 включительно (неизменное значение), Водоудерживающая способность растворных смесей, %90. Расслаиваемость свежеприготовленных смесей*, % не более 10. Содержание золы-уноса, не должно быть более 20% массы цемента. Золы-уносы могут быть основного или кислого типа II вида. Содержание оксида кальция (СаО), % по массе: не более 10 или свыше.10.; Удельная поверхность, м2/кг, не менее, 150; Остаток на сите N 008, % по массе, не более 30".
- в позиции "Бетон тяжелый" Заказчик установил следующие требования: "Полный остаток песка на сите с сеткой N 063, % по массе, св.10 до 65. Содержание пылевидных и глинистых частиц в песке не должно превышать 10 % по массе. Содержание глины в комках в песке, % по массе, не более 2.Марка по удобоукладываемости бетона нужна П2 или ПЗ. Удобоукладываемость требуется*, см, 5-15. Расслаиваемость необходима, менее*: -водоотделение, %, 0,9; -раствороотделение %, 5. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов бетона должна быть не более 370,0 Бк/кг и т.д."
При этом, согласно абз. "б" подпункта 2 пункта 6.1 Аукционной документации, первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
То есть, Заказчик в документации об Аукционе установил требования к описанию участниками закупки объекта закупки, в том числе сведений о химическом составе и компонентах товара, показателях технологии производства, испытаниях товара, и иные показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что в свою очередь обязывает потенциальных участников Аукциона иметь в наличии товар на момент подачи заявки на участие в Аукционе.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Аукционной документации подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, ограничивает доступ к участию в закупке и количество участников закупки.
То есть, Аукционная документация не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица УБиО АМС г.Владикавказ, выразившиеся во включении в описание объекта закупки требований к товарам, влекущих за собой ограничение количества участников Аукциона в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "СТРОЙ ЛЕС" на действия УБиО АМС г.Владикавказ при проведении электронного аукциона N0310200000318001590 на выполнение работ на выполнение работ по благоустройству дворов многоквартирных домов в г.Владикавказ.
2. Признать в действиях УБиО АМС г.Владикавказ при проведении Аукциона нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 и пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать УБиО АМС г.Владикавказ и Управлению РСО-Алания предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА224-0/18 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица УБиО АМС г.Владикавказ, виновного в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 24 июля 2018 г. N А224-07/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2018