Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Кобякова В.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок
Тетериной О.В. - государственного инспектора отдела контроля закупок
с участием представителей:
от заявителя ООО СМУ "СпецСтройМонтаж" - Порошина Евгения Александровича;
от заказчика - администрация Первомайского района Алтайского края - Султаняна Алекскандра Самвеловича;
от уполномоченного учреждения - КГКУ ЦГЗ АК - Шумакова Юрия Михайловича,
рассмотрев жалобу ООО СМУ "СпецСтройМонтаж" на документацию по закупке N0817200000318007279 "Выполнение строительно-монтажных работ на объекте "Строительство распределительного газопровода" в с. Б. Ключи Первомайского района", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю 31.07.2018 г. поступила жалоба ООО СМУ "СпецСтройМонтаж" на документацию по закупке N0817200000318007279 "Выполнение строительно-монтажных работ на объекте "Строительство распределительного газопровода" в с. Б. Ключи Первомайского района".
В обоснование жалобы заявитель указал на установление Заказчиком в описании объекта закупки конкретных значений показателей товара не в соответствии с ГОСТ, введение в заблуждение участников закупки путем предоставления разъяснений на запросы участников закупки.
Представитель Заказчика представил запрошенные документы. С доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной, поскольку при описании объекта закупки руководствовался своими потребностями и исходил из необходимости выполнения качественных работ с использованием товаров.
Представитель уполномоченного учреждения представил запрошенные документы, не согласившись с доводами жалобы поддержал позицию Заказчика.
Заслушав пояснения представителей участвующих в деле, а также изучив представленные документы в рамках внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
20 июля 2018 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 20.07.2018 N0817200000318007279".
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено что, при описании в документации о закупке объекта закупки Заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно описанию объекта Закупки "Техническое задание", Заказчиком представлена таблица "Функциональные, технические и качественные характеристики товара, работы, услуги, эксплуатационные характеристики товара, результата работы, услуги (при необходимости): используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения показателей товара и показатели, значения которых не могут изменяться".
При этом приводимая таблица содержит значение показателя товара, при определении которого участником закупки используются только точные цифровые или иные параметры (графа 6) , например по наименованию показателя товара по следующим позициям:
- позиция 35 "Болты с шестигранной уменьшенной головкой с фланцем":
- размер "lg" по ГОСТ ISO 15071-2014 : 90
- размер "ls": 1.4;
- номинальная длина болта "l" по ГОСТ ISO 15071-2014: 20;
- длина резьбы "b" по ГОСТ ISO 15071-2014: 88;
- шаг резьбы "Р" по ГОСТ ISO 15071-2014: 1 или 1.25 или 1.5 или 1.75.
Приводимый Заказчиком ГОСТ ISO 15071-2014 не содержит указанных показателей, кроме того описание объекта закупки по данной позиции не содержит обоснования применения иного показателя, отличимого от установленных ГОСТ. В тоже время, содержащиеся в ГОСТ ISO 898-1-2014 показатель "ls" определен как - "длина гладкой части стержня, мм" и имеет другие значения.
ГОСТ 8724-2002 (ИСО 261-98). "Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая. Диаметры и шаги" определяет значения шага резьбы (мм) 1, 1,25, 1,5 исходя из значений ряда (1-й, 2-й, 3-й) по номинальному диаметру резьбы (d= D) - как мелкий и шага резьбы (мм) 1,75 - 1-й ряд (12) - как крупный.
Исходя из пояснений представителя Заказчика следует, что установление в описании объекта закупки отличимых от ГОСТ значений обусловлено требованиями Заказчика к качеству, техническим характеристикам товара и его потребительским свойствам.
Таким образом, комиссия находит довод жалобы обоснованным, так как по смыслу правил описания объекта закупки, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Кроме того, к пояснениям представителя заказчика, Комиссия относится критически, поскольку представитель заказчика ссылаясь на необходимое качество используемого товара при выполнении работ не смог пояснить каким образом, исходя из целей закупки, установленные значения влияют на качество выполняемых работ.
В прилагаемом к Аукционной документации Техническом задании (отличимого от Технического задания в Приложении N4 к проекту контракта), заказчиком дополнительно приведено описание объекта закупки в виде таблицы - "Функциональные, технические и качественные характеристики товара, работы, услуги, эксплуатационные характеристики товара, результата работы, услуги (при необходимости): Используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения показателей товара и показатели, значения которых не могут изменяться".
В позиции 27 "Щебень для строительных работ" установлено:
- порода щебня - из гравия; из изверженных пород; из валунов;
- вид щебня - из эффузивных пород; из интрузивных пород;
- марка щебня по дробимости: 600.
В соответствии с ГОСТ 8267-93 (таблица 4) к марке по дробимости щебня из изверженных пород отнесены - из интрузивных пород и из эффузивных пород.
Однако представитель Заказчика не смог пояснить какому нормативу должна соответствовать марка по дробимости щебня из валунов.
Таким образом, Заказчик, не определив в документации об Аукционе исчерпывающий перечень нормативных документов, фактически не определил требования к результатам выполняемых работ с использованием материала, что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Исходя из положений подпункта "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе.
Разделом "Понятия и сокращения, используемые в документации об электронном аукционе" документации об электронном аукционе установлено следующее понятие:
- заявка - заявка на участие в аукционе, подготовленная участником, включающая в себя информацию и документы, предусмотренные настоящей документацией об электронном аукционе.
Согласно подпункту "б" подпункта 1 пункта 9.3 Аукционной документации, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Вид закупки указывается в пункте 12 Информационной карты аукциона.
Пунктом 12 Информационной карты установлен вид закупки: Выполнение работ, для выполнения которых используется товар.
Согласно пункту 5 "Описание объекта закупки" раздела V. "Сведения об объекте закупки и условиях контракта" Аукционной документации, указано следующее: функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки:
- Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара: максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, установленным заказчиком требованиям - в соответствии с техническим заданием.
При этом в пункте 5 раздела V установлены требования к объему предоставления гарантий их качества: Подрядчик гарантирует качество выполненной работы, качество материалов и оборудования в соответствии с условиями Контракта и действующими нормами, техническими условиями.
Соответственно в предпоследним абзаце пункта 5 раздела V указано: Техническое задание, техническая документация, проектно-сметная документация являются частью документации.
Пунктом 4 "Техническая документация" установлено требование к результатам работ и иным показателям, связанным с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика: все материалы должны иметь требуемые сертификаты и соответствовать государственным стандартам и нормам.
Разделом 2 "Определения и понятия" проекта муниципального контракта установлено следующее понятие:
материалы, конструкции и изделия - все материалы, изделия и конструкции, предназначенные для выполнения работы в соответствии с проектом, рабочей документацией, условиями Контракта и положениями действующих в Российской Федерации нормативных документов и правил, входящие в состав проектной (сметной) документации.
Пунктом 4.4.17 проекта муниципального контракта определено, что все поставляемые Подрядчиком для выполнения работы материалы, изделия и конструкции должны иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество. Копии сертификатов должны быть представлены Заказчику одновременно с соответствующими актами о приемке выполненных работ.
Кроме того, согласно пункту 7.1 проекта муниципального контракта Подрядчик гарантирует качество выполненной работы, качество материалов и оборудования в соответствии с условиями Контракта и действующими нормами, техническими условиями.
Пунктами 1, 4 "Технического задания" (Приложение N4 к муниципальному контракту) установлено, что все применяемые и используемые в ходе выполнения работ, материалы и оборудование должны иметь действующие сертификаты соответствия, сертификаты качества, гигиенические сертификаты, сертификаты пожарной безопасности, технические паспорта и протоколы испытаний и разрешены для использования на территории РФ.
Все материалы должны иметь требуемые сертификаты и соответствовать государственным стандартам и нормам.
Таким образом, исходя из структуры аукционной документации, при формировании заявки на участие в электронном аукционе, участнику закупки следует руководствоваться проектно-сметной документацией, а также техническими регламентами действующими в отношении предлагаемого товара и условиями муниципального контракта включая Приложением N4 "Техническое задание к муниципальному контракту".
В ходе внеплановой проверки представитель заказчика пояснил, что следуя инструкции составления заявки участником закупки, можно сформировать предложение исходя из представленного технического задания к Аукционной документации (какое именно техническое задание не уточнено, поскольку одно из них прикреплено отдельным файлом к аукционной документации, другое, отличимое от первого прикреплено к Проекту муниципального контракта).
Однако если следовать инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе, изложенной в описании объекта закупки (Техническое задание прикрепленное отдельным файлом к аукционной документации), от участника закупки требуется указывать следующее:
- значения в графе 6 "Значение показателя товара, при определении которого участником закупки используются только точные цифровые или иные параметры": в случае, если значения параметра указаны с использованием союза "или" или символа ";", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений, указанных через данный символ или союз. В случае, если значения параметра указаны с использованием союзов "и/или" - участнику закупки следует предоставить не менее двух значений на выбор. В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами "от" и "до" как совместно так и по отдельности, то участнику закупки необходимо предоставить конкретный показатель из данного диапазона, не включая крайние значения (более и менее соответственно). Символ "" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему. Символ "" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему. В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием союза "или" и символом ",", - участнику закупки необходимо представить в заявке одно конкретное значение или диапазон значений, разделенных союзом "или". В случае, если значения параметра указаны с использованием символа ",", - участнику закупки необходимо предоставить все из значений, указанных через данный символ. Символ ">" означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения. Слово "более" означает что, участнику следует предоставить в заявке несколько конкретных показателей, более указанного значения. Символ "<" означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения.
В позиции 24 "Бетон" технического задания (отдельный файл аукционной документации) - добавки, регулирующие свойства бетона по ГОСТ 24211-2008, в точных значениях товара установлено: Снижающие проницаемость и/или расширяющие и/или повышающие морозостойкость.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки, в случае, если значения параметра указаны с использованием союзов "и/или" - участнику закупки следует предоставить не менее двух значений на выбор.
Аналогичным образом, по позиции 48 "Тройник полиэтиленовый с удлинённым хвостиком не равнопроходный" по наименованию показателя - "Диаметры тройника полиэтиленового" в графе 6 установлено - более 100. Следовательно участнику закупки следует предоставить в заявке несколько конкретных значений, при том, что графа 6 включает значение показателя товара, при определении которого участником закупки используются только точные цифровые или иные параметры.
В тоже время, согласно ГОСТ 24211-2008. "Межгосударственный стандарт. Добавки для бетонов и строительных растворов. Общие технические условия" в графе "Возможные дополнительные эффекты действия добавок" (таблица 1) по определению содержаться взаимоисключающие понятия:
- пункт 2.3 "Снижающие проницаемость" - изменение удобоукладываемости смесей; увеличение прочности, повышение коррозионной стойкости и морозостойкости бетонов и растворов и их защитного действия по отношению к стальной арматуре;
- пункт 2.5 "Повышающие морозостойкость" - снижение плотности, изменение прочности, проницаемости и водопоглощения бетонов и растворов.
Следовательно, участнику закупки по позиции 24 требуется представить по взаимоисключающим условиям только точные значения (графа 6) и не менее двух на выбор.
Установленные инструкцией по заполнению заявки участником закупки параметры -"и/или", "более" не соответствуют правилам русского языка и вводят участников закупки в заблуждение по порядку представления соответствующей информации по предлагаемому товару.
По позиции 43 описания объекта закупки "Манжеты герметизирующие тип 1" - вид: манжета представляет собой изделие формы усеченного прямого кругового конуса с концевыми участками цилиндрической формы, устанавливаемое на трубопровод и защитный футляр (кожух) перехода и зажимаемое на трубах металлическими хомутами шириной меньше длины цилиндрической части.
Согласно разъяснений положений документации об электронном аукционе от 26.07.2018 NРД1 Заказчиком представлено изображение "Манжеты герметизирующие тип 1" с определениями что именно относится: к длине образующей конуса; к цилиндрической части, ширине хомута.
Однако представленное изображение не дает соотношения установленных параметров в описании объекта закупки например по "монтажной длине манжеты" или "диаметру зажима хомута", поскольку их разность определяется от мест примыкания к трубам разных размеров.
Представитель заказчика ссылаясь на необходимое качество товара, затруднился пояснить, какие именно показатели позволяют определить соответствие закупаемого товара, установленным к нему требованиям и каким образом установление ряда значений предлагаемых для выбора участнику закупки влияет на качество выполненных работ.
Таким образом, Комиссия придя к выводу о отсутствии в таблице других данных, которые позволяли бы определить, какой именно конкретный показатель следует указывать участнику закупки в составе заявки, о невозможности выбрать значения показателей товара, а также о наличии противоречивого разнообразия требований к товару в техническом задании (Приложение N4 к проекту контракта) и Технического задания приложенного отдельным файлом к аукционной документации (в виде описания объекта закупки), положений проекта муниципального контракта в соответствии с которым соблюдаются требования к выполненным работам с использованием материалов , находит доводы жалобы обоснованными.
Согласно подпункту 4 пункта 1 Письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
В соответствии с пунктом 2 вышеуказанного Письма ФАС России, в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Кроме того, Письмо ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 также разъясняет, что неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, техническое задание (описание объекта закупки в виде отдельно прикрепленного документа к аукционной документации) и содержащаяся в нем инструкция по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе, противоречат требованиям Стандарта, а также вводят участников закупки в заблуждение и позволяют указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значений, что в свою очередь может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера.
Учитывая изложенное, Комиссия находит жалобу заявителя обоснованной.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО СМУ "СпецСтройМонтаж" обоснованной.
2. Признать действия Заказчика при проведении электронного аукциона, выразившиеся в нарушении пунктов 1, 2 части 1, части 2, статьи 33 Закона о контрактной системе, неправомерными.
3. Выдать предписание заказчику об устранении (недопущении) нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
____________________________ |
А. В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова |
|
_____________________________ |
В.А. Кобяков |
Заказчику -
АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
658080, Алтайский край, г.Новоалтайск, ул.Деповская, 19-а
perv_adm@mail.ru
Уполномоченному учреждению -
КГКУ "ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК АЛТАЙСКОГО КРАЯ"
656049, Алтайский край, г.Барнаул, ул. Интернациональная, 122
pev@gzalt.ru
Оператору электронной площадки -
ООО "РТС-тендер"
Долгоруковская ул., д. 38, стр.1
г. Москва, 127006
ПРЕДПИСАНИЕ N 75 (465/18)
о прекращении нарушения в сфере контрактной системы
"06" августа 2018 г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок
Кобякова В.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
на основании решения от "06" августа 2018 года по делу N 465/18, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО СМУ "СпецСтройМонтаж" на документацию по закупке N0817200000318007279 "Выполнение строительно-монтажных работ на объекте "Строительство распределительного газопровода" в с. Б. Ключи Первомайского района", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
предписывает:
1. Заказчику, уполномоченному учреждению - внести изменения в аукционную документацию, учитывая решение N 465/18, продлить сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе, продолжить осуществление закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;
3. Оператору электронной площадки совершить действия, направленные на обеспечение исполнения предписания, выданного заказчику - по внесению изменений в аукционную документацию;
4. Заказчику, уполномоченному учреждению исполнить предписание до "17" августа 2018 года;
5. Заказчику, уполномоченному учреждению направить в УФАС по Алтайскому краю доказательства исполнения предписания в срок не позднее дня следующего за "17" августа 2018 года"
В случае неисполнения настоящего предписания, УФАС по Алтайскому краю на основании части 15 статьи 17 Закона о размещении заказов вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего Предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические и должностные лица несут административную ответственность.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Алтайского края.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова |
|
_____________________________ |
В.А. Кобяков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 6 августа 2018 г. N 465/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2018