Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
Членов Комиссии:
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина" Минздрава России:
Б.В. Шепелева,
в отсутствие представителей ЗАО "Экология обращения отходов", уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 10.07.2018 N ТФ/32753/18,
рассмотрев жалобу ЗАО "Экология обращения отходов" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по удалению (сбор, вывоз, обезвреживание) медицинских отходов класса Б, В и класса Г (Закупка N0373100094318000515) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 10.07.2018 N ТФ/32753/18.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы, в аукционной документации неправомерно установлено следующее требование: "участник закупки должен предоставить: копию договора Исполнителя с заводом, сжигающим медицинские отходы класса Б и В, лицензию завода на термическое обезвреживание, либо иметь собственную промышленную установку по сжиганию отходов. Копию договора Исполнителя с заводом, сжигающим отходы класса Г, лицензию завода на термическое обезвреживание (наличие документов во второй части заявки обязательно)".
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
На основании ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч.1, ч.1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 ч.1, ч.2 и 2.1 ст.31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.3-9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
В силу ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.3 и 5 ст.66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить установление требований об обязательном наличии вышеуказанных документов в составе второй части заявки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя и нарушении Заказчиком п.2 ч.1 ст.64, ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель также указывает, что Заказчиком в Инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях используемых участником закупки товаров (материалов) (далее - Инструкция) установлено, что все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам: ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП (перечисление ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП и т.д. (при необходимости))". При этом, по мнению Заявителя, в аукционной документации отсутствует указания на конкретные государственные стандарты, которым должны соответствовать предлагаемые к использованию при оказании услуг товары.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что Техническое задание содержит указание на необходимость руководствоваться Санитарными правилами и нормами СанПин 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.7.2790-10 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений".
На заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанного довода жалобы, а также свидетельствующих о невозможности формирования заявки, согласно требованиям аукционной документации, а также что данные положения могут вводить участников закупки в заблуждение.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3. Заявитель также в жалобе указывает на то, что Заказчиком, в нарушение положений Закона о контрактной системе, установлены излишние требования к значениям показателей, которые невозможно проверить при приемке товаров без специальных экспертиз, а также значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара, что, по мнению Заявителя, ограничивает количество участников закупки.
По мнению Заявителя, вышеуказанные требования к характеристикам товаров являются излишне завышенными., что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе.
Вместе с тем в доводах жалобы отсутствует указание на конкретные показатели товаров, которые, по мнению Заявителя, являются излишне завышенными, а также какие значения характеристик товаров не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено доказательств того, что у Заказчика объективно отсутствует необходимость в использовании при выполнении работ именно того количество товаров, с теми качественными, функциональными и техническими характеристиками, которое указано в аукционной документации. В свою очередь, при наличии у Заказчика потребности в выполнении определенных видов работ вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников закупки не приходится. Доказательств обратного Заявителем Комиссии Управления не представлено.
Комиссия также отмечает, что предъявленные Заказчиком требования к используемым при выполнении работ товарам в равной степени распространяются на всех участников аукциона, ввиду чего любое лицо обладает возможностью закупить и использовать при выполнении работ указанный товар. Каких-либо доказательств невозможности совершения данных действий Заявителем не представлено, ввиду чего у Комиссии отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
4. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в Приложении к Техническому заданию "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе" изложено описание требований к товарам, применяемых при оказании услуг, в частности: п.7 "Транспортное средство", п.4 "Дезинфицирующее средство", п.5 "Универсальный дезинфицирующий порошок", п.6 "Концентрированное моющее средство", п.8 "Весы", при этом, по мнению Заявителя, вышеуказанные товары не подлежат передаче Заказчику и являются средствами и оборудованием участника закупки, которое необходимо при оказании услуг.
Данный вывод Заявитель делает на основании положений раздела III Технического задания, а именно: "Исполнитель обязан обеспечивать за свой счет необходимыми расходными материалами (поставка пакетов для контейнеров) и контейнерами (120 л)", а также "Исполнитель безвозмездно обеспечивает Заказчика на весь срок действия государственного контракта необходимым количеством многоразовых продезинфицированных контейнеров изготовленных из материалов, устойчивых к механическому воздействию, воздействию высоких и низких температур, моющих и дезинфицирующих средств с крышками не допускающие самопроизвольного открывания".
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить исходя из каких положений аукционной документации участникам закупки представляется возможным определить являются ли данные товары объектом закупки и входят ли в начальную (максимальную) цену контракта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности вышеуказанного довода жалобы и нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ЗАО "Экология обращения отходов" на действия ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина" Минздрава России обоснованной в части установления неправомерных требований к составу второй части заявки на участие в аукционе, а также неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33,п.2 ч.1 ст.64, ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде г. Москвы в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ, в течение 3 (трех) месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии Е.И. Ушкова
Члены Комиссии С.И. Казарин
Е.А. Миронова
Исп. Миронова Е.А.
8 (495) 784-75-05 (077-179)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 июля 2018 г. N 2-57-8609/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2018