Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Г.А. Радочинского,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
при участии представителей:
ГУП г. Москвы "Мосгортранс": С.С. Горшенина,
Департамент г. Москвы по конкурентной политике: Е.В. Богдановой,
ООО "НИТавто": Д.А. Голубева, Д.В. Свиридова,
рассмотрев жалобу ООО "НИТавто" (далее - Заявитель) на действия ГУП г. Москвы "Мосгортранс" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по ремонту дизельных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) MAN (Закупка N0173200001418000766) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. NТФ/36439/18 от 30.07.2018.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст.33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
1. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в перечень запасных частей для ремонта двигателей неправомерно включены силовые агрегаты ДВС (двигатели внутреннего сгорания).
Комиссией Управления установлено, что согласно Приложению N4 к Техническому заданию, в частности, в перечне запасных частей для двигателей MAN Заказчиком содержатся следующие позиции:
- 1435 81.00706-6238 Двигатель D0836 LOH 55,
- 1436 81.00706-6253 Двигатель D0836 LOH 56,
- 1437 81.00706-6263 Двигатель D0836 LOH 64,
- 1438 81.00706-6265 Двигатель D0836 LOH 65.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя указал, что поскольку объектом закупки является оказание услуг по ремонту дизельных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) MAN, то полноценный агрегат двигателя внутреннего сгорания не может входить в перечень запасных частей, поскольку "замена двигателя" означает его фактическую поставку и установку, а "ремонт двигателя" с привлечением высококвалифицированных специалистов и специального оборудования подразумевает иные действия от исполнителя и, следовательно, это разные виды услуг, требующие различных трудовых, финансовых, технических и технологических ресурсов.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в случае невозможности восстановления работоспособности двигателя в результате оказания ремонтных услуг и при наличии у Заказчика потребности в таком двигателе, аукционной документацией предусмотрена возможность приобретения указанных агрегатов с целью восстановления возможности эксплуатации подвижного состава ГУП г. Москвы "Мосгортранс".
Также представитель Заказчика добавил, что целесообразность замены непосредственно двигателя зависит от ряда различных факторов. При выборе оптимального способа устранения неисправности необходимо учитывать совокупную стоимость отдельных запасных частей и трудоемкость ремонта. Замена всего объема двигателей, вышедших из сроя повлечет за собой серьезные финансовые затраты, поскольку в ряде случаев суммарная стоимость ремонта в разы дороже замены полноценного силового агрегата, а также представитель Заказчик отметил, что ресурс отремонтированного узла или агрегата значительно ниже, нежели нового, даже в случае полной замены всех его элементов.
Таким образом, представитель Заказчика указал, что учет в перечне запасных частей сборных силовых агрегатов обусловлен в первую очередь экономической целесообразностью оказания услуг по ремонту, а также в связи с реальной потребностью Заказчика.
На заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих ее обоснованность и свидетельствующих об ограничении конкуренции, а также указывающих на невозможность подготовки заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2. В жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно не установлен точный объем услуг.
Комиссией Управления установлено, что в п.3 Технического задания аукционной документации установлено следующее "При этом планируемый к ремонту объем двигателей составляет порядка 166 ед".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в силу специфике объекта закупки на момент заключения контракта объем подлежащих оказанию услуг определить невозможно, при этом оплата за оказанную услугу осуществляется по цене единицы услуги исходя из объема фактически оказанных услуг, по цене каждой запасной части к оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта.
Кроме того, представитель Заказчика добавил, что планируемый объем оказания услуг установлен в техническом задании исходя из статистики поломок двигателей в автопарке ГУП г. Москвы "Мосгортранс", при этом оказание услуг, предусмотренных контрактом будет осуществляться по заявки со стороны Заказчика в случае поломки данного агрегата, что является непредсказуемым событием.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в Приложении N4 к Техническому заданию неправомерно указаны запасные части, которые отношения к ремонту двигателей MAN не имеют, такие как:
- 1011 51.26106-0006 Статор генератора;
- 1012 51.26106-0010 Статор генератора;
- 1013 51.26107-0013 Задняя крышка корпуса генератора;
- 1014 51.26107-0015 Задняя крышка корпуса генератора;
- 1015 51.26109-0008 Выпрямитель генератора;
- 1016 51.26109-0009 Выпрямитель генератора;
- 1017 51.26111-0011 Корпус генератора;
- 1018 51.26111-0013 Корпус генератора;
- 1025 51.26203-0004 Якорь;
- 1026 51.26203-0005 Якорь;
- 1027 51.26203-0011 Якорь;
- 1029 51.26204-0003 Обмотка стартера;
- 1030 51.26204-0008 Корпус стартера;
- 1031 51.26204-0016 Корпус стартера;
- 1032 51.26204-0022 Корпус стартера;
- 1472 81.26106-0031 Статор генератора;
- 1473 81.26107-0047 Корпус генератора задняя часть;
- 1475 81.26111-0049 Корпус генератора передняя часть;
- 1476 81.26121-0048 Корпус генератора передняя часть.
Представитель Заявителя отметил, что вышеуказанные запчасти используются исключительно при ремонте электрооборудования (генераторов, стартеров), что не относится к объекту закупки.
Также Заявитель указал на следующие запасные части, которые по его мнению не относятся к объекту закупки:
- 1448 81.15101-0415 Глушитель;
- 1449 81.15101-0467 Глушитель;
- 1488 81.54101-6056 Рем комплект компрессора;
- 1490 81.54119-6040 поршень компрессора;
- 1493 81.54124-6032 Рем комплект компрессора.
Кроме того, Заявитель указывает на установленные в Приложении N5 к Техническому заданию не имеющие отношения к ремонту двигателей MAN услуги:
- 450 Радиатор водяного охлаждения Чистка пароструйная 061A0201050000000 0,3
- 451 Радиатор водяного охлаждения Обновление
- Газотурбинный нагн. 6-цилиндр. двиг. 061A020450RC00000 8,6;
- 855 Хомут вып трубы глушит Обновление 151B1404500000000 1,2;
- 856 Рез опора вып тр глушит Обновление 151B1504500000000 0,2;
- 857 Выхлопная труба Обновление 151B1804500000000 1,8;
- 919 Техобсл. кондиционера раз в полгода Проводить WD2F030661000000V 1,8;
- 920 Техобсл. кондиционера ежегодно Проводить WD2F040661000000V 0,8;
- 932 Масло заднего моста Замена Мост AP/HY WDAA280530AD00000 0,8;
- 933 Масло заднего моста Взять пробу WDAA2808990000000 0,1.
Заявитель указывает, что вышеперечисленные работы (услуги), по которым Заказчиком произведен расчет нормо-часов, вводят потенциальных участников закупки в заблуждение, поскольку не связаны с предметом договора и приводят к необоснованным дополнительным расходам будущего Исполнителя.
Вместе с тем, представители Заказчика затруднились пояснить необходимость использования указанных показателей при описании объекта закупки, а также не представили возражений, опровергающих довод Заявителя.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о том, что аукционная документация сформирована Заказчиком в нарушение п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
4. В жалобе Заявитель указывает на то, что в Приложении 5 к техническому заданию "Нормы времени на оказание ремонтных услуг двигателей MAN" Технического задания указаны виды работ/услуг на иностранном (немецком) языке, в частности:
- позиции 579, 580, 581 "Abgasrueckfuehrung (AGR)",
- позиция 666 "Ventil ladedruckausgleich".
Согласно доводам Заявителя данные товарные позиции, выполненные на иностранном языке, вводят участника в заблуждение относительно содержания тех действий, которые он должен выполнить по указанным техническим требованиям.
Согласно п.1 ст.15 и п.1 ст.16 Закона Российской Федерации от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" в деятельности государственных органов, организаций, предприятий и учреждений Российской Федерации используется государственный язык Российской Федерации, государственные языки республик и иные языки народов Российской Федерации.
В соответствии со ст.68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
Вместе с тем, представители Заказчика затруднились пояснить необходимость использования указанных терминов при описании объекта закупки, а не представили возражений, опровергающих доводы Заявителя.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о том, что аукционная документация сформирована Заказчиком в нарушение п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку содержит нестандартную терминологию, а также не содержит обоснование установления такой терминологии.
5. Согласно доводам жалобы заказчиком в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в Приложении 4 к Техническому заданию "Перечень используемых запчастей для двигателей MAN" прописаны конкретные запчасти определенных производителей, при этом не указываются слова "или эквивалент", которые бы позволили использовать подходящие запчасти других производителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при описании объекта закупки в части оспариваемых позиций руководствовался собственной потребностью в качественном оказании услуг по ремонту двигателей MAN, при этом в соответствии со сведениями производителя, а именно разъяснениями официального представителя MAN Truck and Bus AG в России ООО "МАН Трак энд Бас РУС", согласно которым двигатель MAN является технически сложным агрегатом и использование каталога производителя и идентификационных номеров производителя позволяет исключить случаи несовместимости детали и двигателя, ошибки при выборе детали и избежать связанные с этим аварии, дорожно-транспортные прошествия и дорогостоящие ремонтные работы, что, таким образом, обеспечивает безаварийную эксплуатацию двигателя.
На заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих ее обоснованность и свидетельствующих о нарушении заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "НИТавто" на действия ГУП г. Москвы "Мосгортранс" обоснованной в части ненадлежащего порядок описания объекта закупки, а также включения в перечень используемых при ремонте двигателей запасных частей, не относящихся к объекту закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч.1, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Е.И. Ушкова
Члены Комиссии Г.А. Радочинский
Н.А. Узкий
Исп. Г.А. Радочинский
8 (495) 784-75-05 (доб. 077-124)
1. ГУП г. Москвы "Мосгортранс"
наб. Раушская, д. 22/21, стр. 1, г. Москва, 115035
2. Департамент г. Москвы по конкурентной политике
ул. Макаренко, д. 4, стр. 1, г. Москва, 105062
3. ООО "НИТавто"
ш. Энтузиастов, Западная коммунальная зона, вл. 1А, стр. 3А, г. Балашиха, МО, 143900
4. ООО "РТС-Тендер"
наб. Тараса Шевченко, д. 23, корп. А,г. Москва, 121151
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-9560/77-18 об устранении нарушении законодательства об осуществлении закупок
02.08.2018 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Г.А. Радочинского,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
на основании решения Комиссии от 02.08.2018 по делу N2-57-9560/77-18, по итогам рассмотрения жалобы ООО "НИТавто" (далее - Заявитель) на действия ГУП г. Москвы "Мосгортранс" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по ремонту дизельных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) MAN (Закупка N0173200001418000766) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 02.08.2018 по делу
N2-57-9560/77-18 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 02.08.2018 по делу N2-57-9560/77-18
6. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 15.09.2018 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: .
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Е.И. Ушкова
Члены Комиссии Г.А. Радочинский
Н.А. Узкий
Исп. Г.А. Радочинский
8 (495) 784-75-05 (доб. 077-124)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 августа 2018 г. N 2-57-9560/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2018