Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок М.Г. Жуковой,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
Старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
при участии представителей:
ФГБУЗ ЦКБ РАН: Ходакова Н.А., Жигалиной В.В.,
ООО "Комбинат питания": Хабибулина Ш.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Комбинат питания" (далее - Заявитель) на действия ФГБУЗ ЦКБ РАН (далее - Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации готового лечебного питания пациентов круглосуточного и дневного стационара (Закупка N 0373100023418000022) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении конкурса с ограниченным участием.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении конкурсной документации, в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России N ТФ/18405/18 от 18.04.2018 документы и сведения.
1. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении конкурсной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в конкурсной документации излишних требований к используемым при оказании услуг товарам, в частности:
- п. "Мука пшеничная хлебопекарная" содержание токсичных элементов не должно превышать: свинец ноль целых пять десятых миллиграмма на килограмм, мышьяк ноль целых двух десятых миллиграмма на килограмм, кадмий ноль целых одну десятую миллиграмма на килограмм, ртуть ноль целых три сотых миллиграмма на килограмм. Предельное содержание микотоксинов должно быть (миллиграммов на килограмм): Афлатоксин В1 - ноль целых пять тысячных, дезоксиниоваленол - ноль целых семь десятых, Т-2 токсин - ноль целых одна десятая, заераленон ноль целых две десятые. Предельное содержание пестицидов должно быть (миллиграмма на килограмм): гексахлорциклогексан (альфа, бета, гамма-изомеры) ноль целых пять десятых, ДДТ и его метаболиты ноль целых две сотые, гексахлорбензол ноль целых одна сотая, ртутьорганические пестициды не допускаются, две целых четыре десятых -Д кислота и ее соли, эфиры - не допускаются. Содержание Охратоксина А должно быть не более ноль целых пять тысячных миллиграммов на килограмм. Предельное содержание радионуклидов: цезий- сто тридцать седьмой должно быть не более шестидесяти беккерелей на килограмм,
- п. "Виноград сушеный": Содержание токсичных элементов должно быть: свинец - не более ноль целых четырех десятых миллиграммов на килограмм, мышьяк - не более ноль целых двух десятых миллиграммов на килограмм, кадмий - не более ноль целых трех сотых миллиграммов на килограмм, ртуть - не более ноль целых двух сотых миллиграммов на килограмм. Содержание пестицидов должно быть: Гексахлорциклагексан (альфа, бета, гамма-изомеры) - не более ноль целых пяти сотых миллиграммов на килограмм; ДДТ и его метаболиты не более ноль целых одной десятой миллиграмма на килограмм,
- п. "Горох шлифованный": "Содержание токсичных элементов не должно превышать: свинец ноль целых пять десятых миллиграмма на килограмм, мышьяк ноль целых три десятых миллиграмма на килограмм, кадмий ноль целых одной десятой миллиграмма на килограмм, ртуть не более ноль целых двух сотых миллиграмма на килограмм. Содержание микотоксинов должно быть не более: Афлатоксин В1- ноль целых пять тысячных миллиграммов на килограмм. Содержание пестицидов должно быть: Гексахлорциклогексан (альфа, бета, гамма-изомеры) - не более ноль целых пять десятых миллиграмма на килограмм; ДДТ и его метаболиты - не более ноль целых пять сотых миллиграмма на килограмм; содержание радионуклидов должно быть не более: цезий сто тридцать седьмой - шестидесяти беккерелей на килограмм Бк/кг, ртуть органические пестициды - не допускается; две целых четыре десятых-Д кислота, ее соли, эфиры - не допускается", что является не правомерным, поскольку достоверные конкретные значения по установленным документации характеристикам вышеуказанных товаров не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, так как, конкретные значения возможно установить исключительно после проведения испытаний определенной партии товара, после его производства, кроме того, конкретные значения по установленным характеристикам не указываются производителями в открытом доступе, а также на упаковках товаров, что препятствует корректному формированию первой части заявки на участие в аукционе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что конкурсная документация составлена Заказчиком в нарушение п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлены требование в Приложении N4 к Техническому заданию, а именно приложено семидневное меню по различным диетам без указания выхода готовых блюд, что не позволяет участнику закупки просчитать его себестоимость и соответственно рентабельность данной закупки, что приводит к ограничению потенциальных участников закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. В своей жалобе Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в конкурсной документации неправомерных критериев оценки конкурсных заявок.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 7 ст. 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки), применяемые в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п. 11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п. 29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
На заседании Комиссии Управления установлено, что согласно раздела IV Информационной карты "Критерии оценки" в нестоимостном критерии оценки "- Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" по показателю 2. "Качество услуг" установлено следующее:
Коэффициент значимости (КЗ) = 0,2
Максимальное количество баллов - 100
Максимальное количество баллов по данному показателю с учетом коэффициента значимости (КЗ) = 100*0,2=20
В рамках показателя оценивается возможность участника закупки по обеспечению качества и безопасности предоставляемых услуг, а также наличие у участника закупки документов, регулирующих отношения по отдельным мероприятиям контракта и технического задания, и их качественное состояние. По данному показателю сумма баллов суммируется в зависимости от предоставленных нижеуказанных документов.
0 баллов - Отсутствие и не предоставление ни одного из нижеуказанных документов.
40 баллов - Наличие и предоставление копии действующего договора(ов) с аккредитованной лабораторией о проведении лабораторного контроля пищевых продуктов и выпускаемой кулинарной продукции.
30 баллов - Наличие и предоставление копии действующего договора(ов) на предварительные и периодические медицинские осмотры работников.
30 баллов - Наличие и предоставление копии действующего договора на профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию работников в соответствии с действующим законодательством (Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ).
По Показателю 3. "Дополнительное семидневное меню" Заказчиком установлено следующее:
Коэффициент значимости (КЗ) = 0,5
Максимальное количество баллов - 100
Максимальное количество баллов по данному показателю с учетом коэффициента значимости (КЗ) = 100*0,5=50
В рамках показателя оценивается наличие дополнительного семидневного цикличного меню (рациона) по следующим диетам: ЩД, ОВД, ВБД разработанного участником закупки, не содержащего повторяющихся блюд (за исключением напитков и хлеба) по отношению к таким диетам, указанным в Приложении 4 к ТЗ, сбалансированного по белкам, жирам и углеводам в соответствии с Приказом 395-Н Министерства здравоохранения РФ от 21 июня 2013 года "Об утверждении норм лечебного питания", Приказом 330 Министерства здравоохранения РФ от 5 августа 2003 г (Приложение 4), СанПиН 2.1.3.2630-10, п 14.9. А также наличие или отсутствие технологических карт к такому дополнительному меню по указанным диетам по форме согласованной ГОСТ 3.1105-2011
0 баллов:
- Отсутствие дополнительного семидневного цикличного меню (рациона) по диетам: ЩД, ОВД, ВБД разработанного участником закупки, не содержащего повторяющихся блюд (за исключением напитков и хлеба) по отношению к таким диетам, указанным в Приложении 4 к ТЗ,, сбалансированного по белкам, жирам и углеводам в соответствии с Приказом 395-Н Министерства здравоохранения РФ от 21 июня 2013 года "Об утверждении норм лечебного питания", Приказом 330 Министерства здравоохранения РФ от 5 августа 2003 г., СанПиН 2.1.3.2630-10, п. 14.9
- Отсутствие технологических карт к такому дополнительному меню по указанным диетам по форме согласованной ГОСТ 3.1105- 2011
30 баллов:
- Наличие дополнительного семидневного цикличного меню (рациона) по диетам: ЩД, ОВД, ВБД разработанного участником закупки, не содержащего повторяющихся блюд (за исключением напитков и хлеба) по отношению к таким диетам, указанным в Приложении 4 к ТЗ,, сбалансированного по белкам, жирам и углеводам в соответствии с Приказом 395-Н Министерства здравоохранения РФ от 21 июня 2013 года N 395н "Об утверждении норм лечебного питания", Приказом 330 Министерства здравоохранения РФ от 5 августа 2003 г., СанПиН 2.1.3.2630-10, п. 14.9.
- Отсутствие технологических карт к такому дополнительному меню по указанным диетам по форме согласованной ГОСТ 3.1105- 2011
100 баллов:
- Наличие дополнительного семидневного цикличного меню (рациона) по диетам: ЩД, ОВД, ВБД разработанного участником закупки, не содержащего повторяющихся блюд (за исключением напитков и хлеба) по отношению к таким диетам, указанным в Приложении 4 к ТЗ,, сбалансированного по белкам, жирам и углеводам в соответствии с Приказом 395-Н Министерства здравоохранения РФ от 21 июня 2013 года N 395н "Об утверждении норм лечебного питания", Приказом 330 Министерства здравоохранения РФ от 5 августа 2003 г., СанПиН 2.1.3.2630-10, п. 14.9.
- Наличие технологических карт к такому дополнительному меню по указанным диетам по форме согласованной ГОСТ 3.1105-2011
Ст. 53 Закона о контрактной системе установлен порядок проведения процедуры рассмотрения и оценки конкурсных заявок участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность доводов жалобы о неправомерном установлении Заказчиком порядка оценки конкурсных заявок, в том числе, свидетельствующих о невозможности формирования участниками закупки своего предложения в отношении объекта закупки и о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 11.19.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Комбинат питания" на действия ФГБУЗ ЦКБ РАН обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч.1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председателя Комиссии: М.Г. Жукова
Члены Комиссии: Д.С. Бруев
С.И. Казарин
исп. Д.С. Бруев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 апреля 2018 г. N 2-57-4931/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2018