Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
при участии представителей:
Управы района Богородское города Москвы: С.В. Соловьева, Т.О. Толкушкиной,
ООО "ГлавГеоСтрой": П.Н. Вешкина, Е.А. Абрамовой,
рассмотрев жалобу ООО "ГлавГеоСтрой" (далее - Заявитель) на действия Управы района Богородское города Москвы (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по учету сведений об объектах инженерной инфраструктуры Восточного административного округа города Москвы с целью оформления в собственность города Москвы (Закупка N0373200006218000535) (далее - Конкурс) в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного открытого конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 30.07.2018 NТФ/36501/18 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы, конкурсной комиссией Заказчика в нарушение порядка оценки конкурсных заявок, установленного в конкурсной документации, произведена оценка заявки участника закупки ООО "Аракс".
В силу п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.5 ст.53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В соответствии с ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и п.2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.6 ст.106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в п.3 и п.4 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Таким образом, предмет жалобы о присвоении результатов оценки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не относится к компетенции Комиссии Управления, и обжаловать такие результаты оценки заявок возможно исключительно в судебном порядке.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в конкурсной документации Заказчиком установлен следующий порядок оценки конкурсных заявок по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
"По показателю рассматривается количество выполненных участником договоров (контрактов) по аналогичным работам, заключенных в период с 1 января 2015 года до даты окончания подачи заявок в конкурсе и исполненных без штрафных санкций (штрафов или пеней) со стороны заказчиков.
Под аналогичными работами понимаются работы, оказанные по договорам (контрактам) органам государственной власти и/или государственным или муниципальным заказчикам по выполнению кадастровых работ, инвентаризации бесхозяйных объектов, изготовление кадастровых (технических) паспортов объектов, изготовление технических планов, постановке на государственный кадастровый учет бесхозных объектов.
Указанные договоры (контракты) должны быть заключены в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Опыт участника закупки по показателю подтверждается документально приложением в составе заявки перечня договоров (контрактов), содержащего сведения о договорах (контрактах), зарегистрированных в установленном порядке на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru).
Перечень договоров (контрактов), представленный участником закупки в составе заявки, должен содержать следующие обязательные сведения в отношении каждого договора (контракта):
- уникальный реестровый номер договора (контракта) в Единой информационной системе в сфере закупок (zakupki.gov.ru);
- дата заключения договора (контракта);
- наименование органа государственной власти и/или государственного или муниципального заказчика;
- цена договора (контракта) в Российских рублях;
- общая сумма работ по договору (контракту), оплаченных заказчиком (в Российских рублях).
При оценке заявки участника по данному показателю не будут учитываться договоры (контракты):
- по которым не указан хотя бы один из вышеперечисленных реквизитов (сведений);
- по которым в Единой информационной системе в сфере закупок (zakupki.gov.ru) отсутствуют сведения об оплате (или не соответствуют заявленным);
- по которым применялись штрафные санкции (штрафы, пени) со стороны заказчика и имеется соответствующие сведения в Единой информационной системе в сфере закупок (zakupki.gov.ru);
- дата заключения которых ранее 1 января 2015 года или предмет которых отличен от установленного настоящими критериями.".
Согласно действующей редакции протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 02.07.2018 NПРО1, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок 20.07.2018, заявка участника закупки ООО "Аракс" по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" оценена в 26.13 баллов.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, поскольку ООО "Аракс" представлены сведения, не соответствующие установленному Заказчиком порядку оценки конкурсных заявок, а именно: ООО "Аракс" представлены контракты, по которым применялись штрафные санкции, а также контракта, предмет которых не относится к кадастровым работам, инвентаризации бесхозяйных объектов, изготовлению кадастровых (технических) паспортов объектов, изготовлению технических планов, постановке на государственный кадастровый учет бесхозных объектов.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что конкурсной комиссией Заказчика, в соответствии с предписанием от 11.07.2018 по делу N 2-57-8499/77-18 об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок, выданного в рамках рассмотрения жалобы ООО "ГлавГеоСтрой", осуществлено рассмотрение конкурсных заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 11.07.2018 по делу N2-57-8499/77-18, при этом конкурсной комиссией Заказчика не учитывались контракты, представленные ООО "Аракс", по которым применялись штрафные санкции, а также контракты, предметы которых не относятся к кадастровым работам, инвентаризации бесхозяйных объектов, изготовлению кадастровых (технических) паспортов объектов, изготовлению технических планов, постановке на государственный кадастровый учет бесхозных объектов.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии Управления указал на то, что конкурсная комиссия Заказчика неправомерно принимает к оценке контракты, предметом которых является инвентаризация и учет зеленых насаждений, поскольку такие работы не являются кадастровыми работами, инвентаризацией бесхозяйных объектов, изготовлением кадастровых (технических) паспортов объектов, изготовлением технических планов, постановкой на государственный кадастровый учет бесхозных объектов.
В силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, а также свидетельствующие о том, что контракты, предметом которых является инвентаризация и учет зеленых насаждений, не должны учитываться конкурсной комиссией Заказчика, а также не представлены доказательства, подтверждающие, что указанный предмет контрактов не относится к работам, предусмотренным конкурсной документацией.
Кроме того, Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении порядка оценки конкурсных заявок в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
Согласно ч. 3 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о таком конкурсе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с Извещением о проведении открытого конкурса N0373200629915000143 дата окончания подачи заявок - 27.06.2018, при этом, жалоба Заявителя поступила в Московское УФАС России 26.07.2018, таким образом, обжалование конкурсной документации возможно исключительно в судебном порядке.
2. Заявитель также обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неисполнении ранее выданного предписания об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок по делу от 11.07.2018 N2-57-8499/77-18.
На основании п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе: выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с п. 2 ч. 22, п. 3 ч. 27 ст. 99 Закона о контрактной системе, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения такого предписания.
11.07.2018 Комиссией Управления Московского УФАС России рассмотрена жалоба ООО "ГлавГеоСтрой" (далее - Заявитель) на действия Управы района Богородское города Москвы (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по учету сведений об объектах инженерной инфраструктуры Восточного административного округа города Москвы с целью оформления в собственность города Москвы (Закупка N0373200006218000535), вследствие рассмотрения которой было вынесено решение о выдаче Заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок по делу от 11.07.2018 N2-57-8499/77-18.
Согласно вышеуказанному предписанию, Заказчик, конкурсная комиссия обязаны, в частности, отменить Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе и назначить новую дату рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, а также разместить на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru информацию об отмене Протокола. При этом дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе должна быть назначена не ранее чем через 6 рабочих дней со дня отмены Протокола.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком 20.07.2018 отменен протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 02.07.2018 NПРО1, при этом Заказчиком не назначена дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не ранее чем через 6 рабочих дней со дня отмены протокола.
Согласно ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе в случае поступления информации о неисполнении выданного в соответствии с п. 2 ч. 22, п. 3 ч. 27 ст. 99 Закона о контрактной системе предписания контрольный орган в сфере закупок вправе применить к не исполнившему такого предписания лицу меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение положений п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе не исполнено обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок по делу от 11.07.2018 N2-57-8499/77-18.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ГлавГеоСтрой" на действия Управы района Богородское города Москвы обоснованной в части неисполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
2. Жалобу ООО "ГлавГеоСтрой" в части обжалования положений конкурсной документации оставить без рассмотрения в соответствии ч.3 ст.105 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе.
4. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, так как по результатам закупки 30.07.2018 заключен государственный контракт N2771822952018000019, и восстановление прав и законных интересов Заявителя возможно исключительно в судебном порядке.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии: Л.Н. Харченко
Члены Комиссии: С.И. Казарин
А.С. Спирякова
Исп. Казарин С.И. 8-495-784-75-05, доб. 182
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 августа 2018 г. N 2-57-9585/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2018