Резолютивная часть решения оглашена 31 июля 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 03 августа 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 12.01.2017 N4 в составе:
<_>
в присутствии от:
уполномоченного учреждения - муниципального казенного учреждения "Центр организации закупок" - <_>
заказчиков - <_>,
в отсутствие от:
заказчиков - МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 23" города Чебоксары Чувашской Республики, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 30 имени А.И. Трофимова" города Чебоксары Чувашской Республики, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 33 имени героя России сержанта Н.В. Смирнова" города Чебоксары Чувашской Республики, (далее - Заказчики), надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы,
заявителя - ООО "Спартак", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Спартак" на положения конкурсной документации на оказание услуг по организации горячего питания (изв. N 0815300003218000639) требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 25.07.2018 обратилось ООО "Спартак" с жалобой на положения конкурсной документации на оказание услуг по организации горячего питания (изв. N 0815300003218000639).
Заявитель указывает, что установленные критерии оценки заявок нарушают требования законодательства о контрактной системе, в частности:
- по показателям "Деловая репутация" и "Обеспеченность трудовыми ресурсами" критерия "Квалификация участников закупки" установлено необоснованное требование о наличии положительных отзывов за надлежащее исполнение контрактов на оказание услуг горячего питания только в образовательных организациях;
- по показателю "Качество услуг" заказчик оценивает наличие возможности проведения лабораторных исследований на пищеблоках школ, а также наличие возможности вывоза и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. При этом лаборатория должна располагаться на территории города Чебоксары и Чувашской Республики, а вывоз твердых бытовых отходов должно обеспечиваться в районах города Чебоксары.
На основании вышеизложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчикам и уполномоченному учреждению предписание об устранении выявленных нарушений.
Представитель уполномоченного учреждения с доводами заявителя о нарушении требований законодательства о контрактной системе при проведении конкурса не согласился, просил признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
09.07.2018 17 час. 36 мин. заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0815300003218000639 о проведении конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации горячего питания, с начальной (максимальной) ценой контракта 5 923 625,00 руб. Одновременно на официальном сайте размещена конкурсная документация.
Особенности проведения конкурса с ограниченным участием установлены статьей 56 Закона о контрактной системе.
Под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор (часть 1 статьи 56 Закона о контрактной системе).
Требования к конкурсной документации установлены статьей 50 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Таким порядок являются Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила).
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
Пунктом 25 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Пунктом 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно пункту 2 приложения к Правилам в случае, если предметом закупки выступают работы, услуги за исключением отдельных видов работ, услуг, минимальная значимость стоимостных критериев оценки составляет 60%, а максимальная значимость нестоимостных - 40%.
Техническая часть конкурсной документации включает раздел 1 "Техническое задание (описание объекта закупки)", раздел 2 "Критерии оценки заявок", раздел 3 "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта", раздел 4 "Проект контракта".
Согласно разделу 2 "Критерии оценки заявок" заказчиком установлены стоимостные критерии со значимостью 60% и нестоимостные - 40%.
В качестве стоимостного критерия установлена "Цена контракта".
В качестве нестоимостных критериев установлены:
"Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" со значимостью 10%;
"Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" со значимостью 30%.
Критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" включает в себя показатель "Качество услуг".
Критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" включает в себя показатели:
"Обеспеченность трудовыми ресурсами" (значимость показателя критерия - 90%);
"Деловая репутация участника конкурса" (значимость показателя критерия - 10%).
При этом в рамках в рамках показателя "Обеспеченность трудовыми ресурсами" оценивается количество состоящих в штате участника конкурса ключевых специалистов (технологи, специалисты, квалифицированные в области технологии приготовления питания с разрядом не ниже 4 и опытом работы в системе общественного питания не менее 3 лет в образовательных организациях (школы, лицеи, гимназии, детские оздоровительные лагеря и детские оздоровительно-образовательные центры).
В рамках показателя "Деловая репутация участника конкурса" оценивается количество у участника конкурса положительных отзывов, благодарственных писем, грамот за надлежащее исполнение контрактов на оказание услуг горячего питания в образовательных организациях (школы, лицеи, гимназии, детские оздоровительные лагеря и детские оздоровительно-образовательные центры) за последние три года до даты подачи заявки на участие в конкурсе.
Из изложенного следует, что заказчику требуется исполнитель, обладающий квалификацией в области организации горячего питания, именно в образовательных учреждениях.
При этом Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что обеспечение здоровья обучающихся и предотвращение возникновения и распространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевых отравлений, связанных с организацией питания в общеобразовательных учреждениях, в том числе школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, колледжах, кадетских корпусах и других типов, учреждениях начального и среднего профессионального образования регулируется СанПин СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования".
Следовательно, организация питания в образовательных учреждениях имеет специфику, отличную от питания в иных учреждениях. Принимая во внимание, что заказчиками данной закупки выступают образовательные учреждения, Комиссия приходит к выводу, что установленные показатели по критерию "Квалификация участника закупки" соответствуют предмету закупки и направлены на выявление лучших условий исполнения контракта.
Таким образом, данный довод заявителя Комиссия признает необоснованным.
В рамках показателя "Качество услуг" оценивается возможность участника конкурса по обеспечению качества и безопасности предоставляемых услуг, а именно наличие у участника закупки документов, регулирующих отношения по отдельным мероприятиям контракта и технического задания, и их качественное состояние. Порядок оценки по данному показателю (шкала оценки) указан в приложении (см. Приложение 1).
В соответствии с требованиями Приложения 1 заказчик при рассмотрении оценке заявок оценивает наличие в т.ч.:
- копии действующего договора (ов) по проведению лабораторных исследований на пищеблоках школ по адресам: Документ должен быть составлен в письменной форме. Наличие печатей и подписей сторон. Договор(ы) должен охватывать полный спектр лабораторных исследований пищевых продуктов и кулинарной продукции по показателям безопасности, физико-химическим показателям, включая определение пищевой и энергетической ценности и состава. Лаборатория должна располагаться на территории города Чебоксары и Чувашской Республики. К договору должна быть приложена копия аккредитации лаборатории;
- копия действующего договора (ов) на вывоз и утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов: Документ должен быть составлен в письменной форме. Наличие печатей и подписей сторон. Договор должен предусматривать возможность ежедневного вывоза твердых бытовых отходов в районах города Чебоксары.
В заседании Комиссии представитель уполномоченного учреждения пояснил, что требование о расположении лаборатории на территории города Чебоксары и Чувашской Республики и обеспечение возможности вывоза твердых бытовых отходов в районах города Чебоксары также обусловлено спецификой предмета закупки.
При этом бремя доказывания обоснованности жалобы возлагается на заявителя жалобы, учитывая, что представитель ООО "Спартак" в составе жалобы документы и доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, не представил. В связи с чем указанный довод Комиссия считает не подтвержденным.
Кроме того, указанные требования относятся к оценке заявок, и не могут являться основанием для отклонения поступивших заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО "Спартак" необоснованной и приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Спартак" на положения конкурсной документации на оказание услуг по организации горячего питания (изв. N 0815300003218000639) необоснованной.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 31 июля 2018 г. N 209-К-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2018