Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок
при участии сторон:
1. Муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения города Абакана "Архитектура и градостроительство" (далее - заказчик, МКУ "Архоград"):
2. Уполномоченного органа - Комитета муниципальной экономики Администрации города Абакана (далее - уполномоченный орган, КМЭ г.Абакана):
3. В отсутствие заявителя - Индивидуального предпринимателя "_" (далее - ИП "_"), уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу N 89/КС ИП "_" на действия заказчика - МКУ "Архоград" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территории по ул. Литвинова в районе искусственного водоема (закупка N 0180300000218000585), и результаты проведения внеплановой проверки действий заказчика, уполномоченного органа и его комиссии, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 26.07.2018 года входящий N 4085 поступила жалоба ИП "_" на действия заказчика - МКУ "Архоград" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территории по ул. Литвинова в районе искусственного водоема (закупка N 0180300000218000585).
В жалобе заявитель указывает, что положения документации об аукционе в части порядка внесения обеспечения заявки на участие в электронном аукционе не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок, в виду чего просит приостановить определение подрядчика в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, рассмотреть жалобу, провести внеплановую проверку, принять меры, направленные на устранение нарушений действующего законодательства и отменить результаты определения подрядчика, выдав заказчику соответствующее предписание.
В адрес антимонопольного органа 30.06.2018 года вх. N 4148 поступил пакет документов от заказчика, а также представлены письменные пояснения, в которых указывается на соответствие положений аукционной документации требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Представители заказчика и уполномоченного органа на рассмотрении жалобы по существу поддержали доводы, указанные в письменных пояснениях заказчика.
В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.
Постановлением Администрации г. Абакана от 05.02.2014 N 166 "О Порядке взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд" утвержден Порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (далее - Порядок взаимодействия).
Пунктом 2 Порядка взаимодействия определены следующие функции заказчиков, уполномоченного органа при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей):
2.1. Заказчик:
1) выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляет планирование закупок;
2) создает Комиссии, осуществляет организационно-техническое обеспечение их деятельности;
3) определяет начальную (максимальную) цену контракта и приводит ее обоснование в извещениях, документации об осуществлении закупок, приглашениях принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
4) в случаях, предусмотренных Законом, определяет и обосновывает цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
5) осуществляет подготовку, в том числе в соответствии с информацией, содержащейся в плане закупок, плане-графике закупок, утверждение и согласование извещений, документации об осуществлении закупок, проектов контрактов, приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами, внесение изменений в указанные документы;
6) осуществляет подготовку извещений об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае принятия такого решения;
7) приводит описание объекта закупки в извещении об осуществлении закупки, в документации о закупке;
8) публикует по своей инициативе извещения об осуществлении закупок в любых средствах массовой информации или размещает их на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", при условии, что такое опубликование или размещение осуществляется наряду с предусмотренным Законом размещением;
9) подготавливает и направляет в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений документации о закупке;
10) обеспечивает хранение в сроки, установленные законодательством, протоколов, составленных при осуществлении закупок, заявок на участие в закупках, документации о закупках, изменений, внесенных в документацию о закупках, разъяснений положений документации о закупках и аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в закупках и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в закупках;
11) возвращает заявки на участие в закупках, поступившие после истечения срока для их подачи;
12) привлекает экспертов, экспертные организации;
13) обеспечивает заключение контрактов;
14) организует в соответствии с Законом включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участниках закупок;
15) направляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти необходимые документы для согласования определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытым способом, заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае, предусмотренном п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона;
16) направляет необходимые документы в контрольный орган в сфере закупок для согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае, предусмотренном п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона;
17) уведомляет контрольный орган в сфере закупок об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 93 Закона;
18) в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта обосновывает в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта;
19) обеспечивает в соответствии с Законом предоставление учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта;
20) обеспечивает в соответствии с Законом осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, устанавливает требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
2.2. Уполномоченный орган:
1) размещает в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС):
- извещения об осуществлении закупок, документацию о закупках, изменения в извещение и (или) документацию о закупках, проекты контрактов, извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и протоколы, предусмотренные Законом;
- разъяснения положений документации о закупках;
2) осуществляет подготовку протоколов заседаний Комиссий на основании решений, принятых членами Комиссий;
3) обеспечивает прием, регистрацию и сохранность конвертов с заявками на участие в закупках, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронных документов заявок на участие в закупках и обеспечивает рассмотрение содержания заявок на участие в закупках только после вскрытия конвертов с заявками на участие в закупках или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в закупках;
4) предоставляет возможность всем участникам закупки, подавшим заявки на участие в закупке, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в закупке и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в закупках;
5) обеспечивает возможность в режиме реального времени получать информацию об открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в закупке;
6) осуществляет аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в закупках и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в закупках;
7) осуществляет передачу заказчику заявок на участие в закупках, поданных после истечения срока, установленного для их подачи, в день их поступления;
8) осуществляет методическое руководство и координацию деятельности заказчиков при осуществлении закупок, оказывает информационно-методологическое содействие.
10.07.2018 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" размещена информация (извещение, документация об аукционе в электронной форме, проектная документации) о проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территории по ул. Литвинова в районе искусственного водоема (закупка N 0180300000218000585).
Заказчиком электронного аукциона является МКУ "Архоград", уполномоченным органом выступает КМЭ г. Абакана, которые при проведении закупки руководствуются Порядком взаимодействия, утв. Постановлением Администрации г. Абакана от 05.02.2014 N 166.
Начальная (максимальная) цена контракта - 13 046 085,90 рублей.
Документация об аукционе в электронной форме на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по благоустройству территории по ул. Литвинова в районе искусственного водоема утверждена 10.07.2018 года директором МКУ "Архоград".
Согласно Протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 31.07.2018 года участник закупки ООО "ДСП-8" и поданная им заявка соответствуют требованиям аукционной документации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно пункта 4 части 5 статьи 63 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок, указывается размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе.
Частями 1-3 статьи 44 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено следующее:
1. Заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
2. Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.
3. В конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
При этом, по 30 июня 2019 года включительно обеспечение заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств (часть 52 статьи 112 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
Кроме того, Правительство Российской Федерации определяет порядок взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе (часть 29 статьи 44 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
Во исполнение вышеприведенной нормы Закона принято Постановление Правительства РФ от 30.05.2018 N 626 "О требованиях к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета, требованиях к условиям соглашения о взаимодействии оператора электронной площадки с банком, правилах взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе", пунктом 2 которого установлено, что:
до 1 января 2019 г. договор специального счета заключается банком и участником закупки, информация и документы которого включены в реестр участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, предусмотренный статьей 62 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон);
положения пункта 1 требований к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета, утвержденных настоящим постановлением, в части внесения информации и документов об участниках закупок в единый реестр участников закупок, предусмотренный статьей 24.2 Федерального закона, применяются с 1 января 2019 г.
В пунктах 10.2 и 10.3 раздела 1 аукционной документации указано следующее:
10.2. Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в электронном аукционе
Денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Обеспечение заявки осуществляется путем блокирования денежных средств при наличии на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном п. 7.1 настоящего извещения. Подачей заявки на участие в аукционе в электронной форме участник закупки выражает согласие на блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете в размере обеспечения заявки. При этом в случае наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных статьей 45 Закона, информации о банковской гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения заявки на участие в настоящем аукционе в электронной форме, блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете, в размере обеспечения заявки не осуществляется.
10.3. Условия банковской гарантии
Обеспечение заявки в виде банковской гарантии осуществляется путем предоставления в порядке, определенном в соответствии с частью 29 статьи 44 Закона, банковской гарантии, информация о которой включена в реестры банковских гарантий, предусмотренные статьей 45 Закона.
Банковская гарантия, выданная участнику закупки банком, соответствующим требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 N 440 "О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов", должна соответствовать требованиям статьи 45 Закона и дополнительным требованиям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Дополнительными требованиями к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий") (далее - Постановление).
Банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка (далее - гарант), обязательно наличие нумерации на всех листах банковской гарантии, которые должны быть прошиты, подписаны и скреплены печатью гаранта, в случае ее оформления в письменной форме на бумажном носителе на нескольких листах.
Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.
Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 Закона случаях;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии;
6) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Банковская гарантия должна быть оформлена с учетом следующих требований:
а) обязательное закрепление в банковской гарантии:
- права заказчика в случаях, установленных частью 13 статьи 44 Закона, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, в размере обеспечения заявки, установленном в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке;
- права заказчика по передаче права требования по банковской гарантии при перемене заказчика в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с предварительным извещением об этом гаранта;
- условия о том, что расходы, возникающие в связи с перечислением денежных средств гарантом по банковской гарантии, несет гарант;
- перечня документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, утвержденного Постановлением;
б) недопустимость включения в банковскую гарантию:
- требований о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией;
- требований о предоставлении заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии документов, не включенных в перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, утвержденный Постановлением.
Изучив положения аукционной документации, в системном толковании с вышеуказанными нормами права, комиссия антимонопольного органа не усматривает в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок. При указании информации о размере и порядке обеспечения заявок на участие в закупке, заказчик руководствовался положениями статьи 44 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при этом обратил внимание участников закупки на положения части 29 статьи 44 Закона о контрактной системе в сфере закупок (то есть на Постановление Правительства РФ от 30.05.2018 N 626) и представил скриншоты с сайта оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер", свидетельствующие о возможности открытия банковского счета в качестве специального счета на сегодняшний день.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии явка не обеспечена и не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, а также невозможность подать с обеспечением заявку на участие в закупке.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения, что дает основание признать жалобу ИП "_" необоснованной.
В соответствии с положениями пункта 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы N 89/КС также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Внеплановая проверка проводилась одновременно с рассмотрением жалобы.
Согласно пункта 1 части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
В результате проведения внеплановой проверки размещения закупки нарушений не установлено.
В соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями пункта 7 статьи 42, частей 1-3, 29 статьи 44, пункта 4 части 5 статьи 63 и части 1 статьи 64, части 52 статьи 112, пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пунктов 3.30, 3.33 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП "_" на действия заказчика - МКУ "Архоград" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территории по ул. Литвинова в районе искусственного водоема (закупка N 0180300000218000585) необоснованной.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 1 августа 2018 г. N 89/КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2018