Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия)
при участии представителей:
-заказчика в лицеГосударственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Екатеринбурга Свердловской области,
- в отсутствии заявителя в лице ИП Большевой Натальи Александровны, уведомленной надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ИП Большевой Натальи Александровны(630554, Новосибирская обл., с. Барышево, ул. Ленина, д. 194) о нарушении заказчиком в лице Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Екатеринбурга Свердловской области(620027, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Азина, д. 24) при осуществлении закупки у единственного поставщикана услуги почтовой связи (Пересылка почтовых отправлений с использованием франкировальной машины) (извещение N 0262100000918000006)Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту- Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалобаИП Большевой Натальи Александровны(вх. N 01-16165 от 01.08.2018 г.) о нарушении заказчиком в лице Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Екатеринбурга Свердловской области при осуществлении закупки у единственного поставщика на услуги почтовой связи (Пересылка почтовых отправлений с использованием франкировальной машины) (извещение N 0262100000918000006)Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что извещение об осуществлении закупки содержит нарушения Закона о контрактной системе, а также указал, что заказчиком неправомерно выбран способ закупки - у единственного поставщика, что нарушает Закон о контрактной системе, просит признать жалобу обоснованной.
Представителизаказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
30 июля 2018 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении закупки у единственного поставщикаN0262100000918000006 на услуги почтовой связи (Пересылка почтовых отправлений с использованием франкировальной машины).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 305 000,00 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры).
В ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе закреплено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе установлено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться, в том числе при осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а также услуг центрального депозитария.
В соответствии с ч.2 ст. 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных, в том числе пунктом 1 части 1 настоящей статьи, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4 статьи 42 настоящего Федерального закона, а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона).
В соответствии со ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация, в том числе:
2) краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но вразмере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В силу ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией науказанные машины и оборудование.
Комиссией установлено, что в целях реализации вышеуказанных требований в единой информационной системе в сфере закупок заказчиком вместе с извещением об осуществлении закупки у единственного поставщика N 0262100000918000006 на оказание услуг почтовой связи, содержащим информацию, указанную ст. 42 Закона о контрактной системе размещен также проект контракта на оказание услуг почтовой, содержащий, в том числе, наименование и описание объекта закупки, позволяющие определить потребностьзаказчика (ч. 1 проекта государственного контракта, предусматривающий соответствие услуги, являющейся объектом закупки, требованиям Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, Почтовым правилам и Порядком оформления сопроводительных документов при приеме внутренних партионных почтовых отправлений, утвержденных ФГУП "Почта России").
Таким образом, довод заявителя об отсутствии в составе извещения краткого изложения условий контракта не находит своего подтверждения.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее по тексту - Закона о естественных монополиях) к естественно монопольным видам деятельности относятся услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.
Статьей 4 Закона о естественных монополиях регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в сфере услуг почтовой связи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637 утвержден Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет ФАС России, согласно которому предоставление услуг по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) относится к услугам общедоступной почтовой связи, а значит, является видом деятельности, отнесенным к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
При этом положения ч. 1 ст. 4 Закона о естественных монополиях и постановления Правительства РФ от 24.10.2005 N 637 не дают специального определения "общедоступной почтовой связи", а содержат отсылочные нормы к нормативным правовым актам, регулирующим вопросы оказания услуг почтовой связи - Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" и Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, которые в свою очередь не ограничивают понимание "почтовые услуги" лишь пересылкой внутренней письменной корресподенции и передачей внутренних телеграмм, как указывает заявитель, полагая, что понятие "почтовые услуги" идентично понятию "универсальные услуги почтовой связи".
Исходя из требований Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" и Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, в их правовой взаимосвязи с постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637, под общедоступной почтовой связью для целей части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" понимаются действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) внутренних почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств, что включает в себя и учет, и хранение, и возврат внутренней письменной почтовой корреспонденции.
Кроме того, Приказом ФАС России от 20.02.2018 N 208/18 "Об утверждении тарифов на услугу по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), предоставляемую ФГУП "Почта России", установлены тарифы на виды отправлений и услуг, осуществляемые ФГУП "Почта России", в число которых входит отправка простой и заказной корреспонденции.
Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" определено, что государственные знаки почтовой оплаты являются подтверждением оплаты услуг почтовой связи.
Согласно п. 24 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 N 234, установлено, что для подтверждения оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной корреспонденции, оказываемых организациями федеральной почтовой связи, применяются государственные знаки почтовой оплаты. В качестве государственных знаков почтовой оплаты: используются почтовые марки, наклеиваемые на письменную корреспонденцию или наносимые типографическим способом на почтовые конверты и почтовые карточки; оттиски государственных знаков почтовой оплаты, наносимые франкировальными машинами иные знаки почтовой оплаты, наносимые типографическим способом.
Таким образом, поскольку оказание услуг почтовой связи, а именно пересылка почтовых отправлений с использованием франкировальной машины) (извещение N 0262100000918000006) является единым процессом, состоящим из комплекса самостоятельных, но неразрывно связанных между собой действий (услуг), придающих завершение процессу отправки отправителем почтового отправления до его доставки адресату, в том числе подтверждением оплаты услуг почтовой связи, уведомлением о вручении почтового отправления, нанесением оттисков, направленных на пересылку отправлений, в рассматриваемом случае применительно к предмету закупки: дополнительные услуги - исполнение услуги уведомления о вручении регистрации почтового отправления; наклеивание стикера, направленного на пересылку отправлений и подтверждение почтовой оплаты; нанесение оттиска государственного знака почтовой оплаты франкировальной машиной - не может быть осуществлено в отрыве от исполнения услуг приема, обработки, перевозки, доставки (вручению) внутренних почтовых отправлений, в противном случае не будет достигнута цель оказания заказчику полной услуги по пересылке почтового отправления в соответствии с его потребностями.
Установленные заказчиком в проекте государственного контракта дополнительные услуги в данном случае являются частью почтовой услуги.
Наклеивание государственных знаков почтовой оплаты на почтовое отправление, а также нанесение оттисков государственных знаков почтовой оплаты франкировальными машинами не должно рассматриваться как отдельная услуга, так как является подтверждением оплаты оказанных услуг общедоступной связи, в связи с чем заказчик вправе осуществлять закупку у единственного поставщика ФГУП "Почта России" на оказание услуг, указанных в приказе ФАС России от 20.02.2018 N 208/18.
На основании вышеизложенного заказчиком правомерно выбран способ осуществлении закупки путем проведения закупки у единственного поставщика на услуги общедоступной почтовой связи.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. ЖалобуИП Большевой Натальи Александровныпризнать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лицеГосударственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Екатеринбурга Свердловской областинарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Екатеринбурга Свердловской областипредписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 6 августа 2016 г. N 1224-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2018