Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
<_>,
при участии представителей:
- заказчика в лице Министерства промышленности и науки Свердловской области - <_>,
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области - <_>,
- заявителя жалобы ООО "Малибу" - <_>,
- слушателей - <_>,
рассмотрев жалобу ООО "Малибу" (620034. г. Екатеринбург, ул. Колмогорова, д. 54А, кв. 65) о нарушении заказчиком в лице Министерства промышленности и науки Свердловской области (620031, Свердловская обл., г. Екатеринбург, пл. Октябрьская, 1), уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области (620004, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101), его комиссией при проведении открытого конкурса на оказание комплекса услуг по организации и проведению чемпионата России "Лесоруб-2018" (извещение N 0162200011818001206) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба от ООО "Малибу" (вх. N 01-16028 от 31.07.2018 г.) о нарушении заказчиком в лице Министерства промышленности и науки Свердловской области, уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссией при проведении открытого конкурса на оказание комплекса услуг по организации и проведению чемпионата России "Лесоруб-2018" (извещение N 0162200011818001206) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
По мнению заявителя жалобы, конкурсной комиссией нарушен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе. Просил признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
29 июня 2018 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) размещено извещение о проведении открытого конкурса N 0162200011818001206 и конкурсная документация на оказание комплекса услуг по организации и проведению чемпионата России "Лесоруб-2018".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 25 485 000,00 рублей.
25.07.2018 г. конкурсной комиссией осуществлена процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N 0162200011818001206, по итогам проведения которой составлен протокол, подписанный присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии. В соответствии с указанным протоколом заявки N 1 (ООО "Апстрик") и N 2 (АО "Уральский выставочный центр") были признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и конкурсной документации. Заявка N 3 (ООО "Малибу") была отклонена по следующему основанию:
"Заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации. Основание: ч. 3 статьи 53 Закона N 44-ФЗ.
На основании п. 5 части 2 статьи 51 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), п. 8.1 и п. 10.2 Раздела I "Общие положения" требуются документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе. Участником приложен оригинал банковской гарантии N Г7-1200-17-318/022 от 18.07.2018 (стр. 39-43). В данной банковской гарантии (далее - гарантия) Бенефициаром указан Департамент государственных закупок Свердловской области.
- В п. 1 гарантии указано: "Настоящим Гарант принимает на себя безотзывное обязательство Гаранта выплатить по первому письменному требованию Бенефициара любую сумму, не превышающую 1 274 250,00 (Один миллион двести семьдесят четыре тысячи двести пятьдесят) рублей 00 копеек, в случае исполнения или ненадлежащего исполнения Принципалом следующих обязательств: отказа или уклонения Принципала от заключения Контракта с Бенефициаром; непредставления или предоставления с нарушением условий, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", до заключения Контракта Бенефициару обеспечения исполнения Контракта".
- В п. 4 гарантии указано: "Бенефициар вправе в случаях, установленных частью 13 статьи 44 Федерального закона N 44-ФЗ, представить письменное требование об уплате денежной суммы по настоящей Гарантии в размере обеспечения заявки, установленном в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке".
- В п. 12 гарантии указано: "В случае неисполнения требования по гарантии в установленный срок Гарант обязуется уплатить Бенефициару неустойку в размере 0,1 % от суммы подлежащей уплате за каждый день просрочки".
В соответствии с п. 10.2 Раздела I "Общие положения" конкурсной документации банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе, должна быть безотзывной и должна содержать в том числе: 1) указание на Бенефициара - Департамент государственных закупок Свердловской области; 3) право заказчика в случаях, установленных частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, в размере обеспечения заявки, установленном в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке;
5) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки.
Согласно извещению и конкурсной документации государственным заказчиком (заказчиком) выступает Министерство промышленности и науки Свердловской области.
Таким образом, в соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 45 Федерального закона N 44-ФЗ и п. 10.2 Раздела I "Общие положения" конкурсной документации, представленная в составе заявки участника закупки банковская гарантия не соответствует требованиям извещения и конкурсной документации".
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия).
В силу п. 5 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе: документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона).
В п. 8.1 раздела I "Общие положения" конкурсной документации установлены требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника конкурса, к форме, составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявка должна содержать:
- документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе.
В п. 10.2 раздела I "Общие положения" конкурсной документации установлен порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии:
"Обеспечение заявки на участие в конкурсе может представляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе осуществляется участником закупки.
Требования об обеспечении заявки на участие в конкурсе в равной мере относится ко всем участникам закупки.
Документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе:
- платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (или его копия);
- банковская гарантия.
В случае, если участником закупки в составе заявки представлены документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе и до даты рассмотрения и оценки заявок денежные средства не поступили на счет, который указан в настоящей документации, такой участник признается не предоставившим обеспечение заявки.
Банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе, должна быть безотзывной и должна содержать:
1) указание на Бенефициара - Департамент государственных закупок Свердловской области;
2) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе случаях;
3) право заказчика в случаях, установленных частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, в размере обеспечения заявки, установленном в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке;
4) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
5) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
6) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
7) срок действия банковской гарантии с учетом требований статьи 44 должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок;
8) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
9) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе.
В случае если представленная участником банковская гарантия не соответствует требованиям, установленным в настоящей части, хотя бы по одному из требований (пунктов), то такая гарантия считается несоответствующей требованиям извещения и конкурсной документации.
Основанием для отказа в принятии банковской гарантии является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии требованиям извещения и конкурсной документации (требованиям настоящей раздела)".
В составе заявки N 3 (ООО "Малибу") был представлен документ, подтверждающий внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе, а именно банковская гарантия N Г7-1200-17-318/022 от 18.07.2018 г., выданная ПАО Социальный коммерческий банк Приморья "Примсоцбанк".
- В п. 1 гарантии указано: "Настоящим Гарант принимает на себя безотзывное обязательство выплатить по первому письменному требованию Бенефициара любую сумму, не превышающую 1 274 250,00 (Один миллион двести семьдесят четыре тысячи двести пятьдесят) рублей 00 копеек, в случае исполнения или ненадлежащего исполнения Принципалом следующих обязательств: отказа или уклонения Принципала от заключения Контракта с Бенефициаром; непредставления или предоставления с нарушением условий, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", до заключения Контракта Бенефициару обеспечения исполнения Контракта".
В соответствии с п. 1.1 раздела I "Общие положения" конкурсной документации заказчиком является Министерство промышленности и науки Свердловской области. Согласно п. 1.2 раздела I "Общие положения" конкурсной документации уполномоченным органом является Департамент государственных закупок Свердловской области.
Согласно п. 15.2 раздела I "Общие положения" конкурсной документации в течение десяти дней с даты размещения на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику. При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который предусмотрен конкурсной документацией. Таким образом, по результатам проведения открытого конкурса контракт заключается с заказчиком - Министерством промышленности и науки Свердловской области, а не с уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области. Кроме того, обеспечение исполнения контракта также представляется заказчику.
Исходя из положений представленной ООО "Малибу" банковской гарантии, Бенефициаром указан Департамент государственных закупок Свердловской области, что соответствует требованиям п. 10.2 раздела I "Общие положения" конкурсной документации. Вместе с тем, п. 1 банковской гарантии содержит следующие условия, не соответствующие требованиям конкурсной документации:
- отказа или уклонения Принципала от заключения Контракта с Бенефициаром;
- непредставления или предоставления с нарушением условий, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", до заключения Контракта Бенефициару обеспечения исполнения Контракта.
Поскольку в соответствии с положениями конкурсной документации контракт заключается с заказчиком, обеспечение исполнения контракта предоставляется заказчику, то вышеуказанные условия, содержащие указание на заключение контракта с Бенефициаром (Департамент государственных закупок Свердловской области), предоставление обеспечения исполнения контракта Бенефициару (Департамент государственных закупок Свердловской области) не соответствуют требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.
Согласно п. 3 ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является: несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что отказ в принятии банковской гарантии правомерен.
Согласно ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Таким образом, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что решение об отклонении заявки N 3 (ООО "Малибу") конкурсной комиссией было принято правомерно.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Малибу" признать необоснованной.
2. В действиях конкурсной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Министерства промышленности и науки Свердловской области, уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 6 августа 2018 г. N 1226-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2018